Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

( из опыта работы Мухаметдиновой Альбины Мансуровны учителя истории Муниципального бюджетного вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения – Центр образования «Творчество» г. Екатеринбурга)

В условиях современного информационно-коммуникативного подхода к обучению истории и обществознания игры и игровые приемы обучения приобрели особое значение. Они занимают в настоящее время прочное место в педагогической практике на разных уровнях. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, активизируют применение полученных знаний.

В своей практической работе я применяю игры разного вида: устные и письменные, индивидуальные и командные, спокойные и подвижные. Разумеется, ни один урок-игра не обходится без современных компьютерных технологий, что делает урок еще более интересным и увлекательным. Чтобы сделать любой урок интересным и эффективным, учитель может подобрать игру для любого этапа урока, здесь неуместны слова: “Поиграем, если останется время”.

Игра может быть использована не только в качестве элемента урока, но и как способ организации урока по повторению или обобщению темы. Одной из таких игр является игра “Своя игра”. Правила игры им понятны, они чувствуют себя уверенными в том, что должно произойти и что им придется делать. Она имеет состязательный командный характер. Элемент удачи добавляет увлеченность игрой. Главное её достоинство – гибкость, возможность применения на различных уровнях обучения истории и обществознания, начиная со средней школы и до 11 класса. Для этого достаточно поменять сложность выполняемых заданий. Количество заданий тоже может меняться в зависимости от изученного материала.

Разработанные и проведенные мною игры по УМК Верещагиной, Афанасьевой, Михеевой показали, что они способствуют процессу развития интеллектуальных умений учащихся в обучении истории и обществознания. Благодаря игре, возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра развивает память и воображение, помогает максимально приблизиться к духовному миру данного исторического периода, определить его ценностные ориентации и формирует культуру общения. Немаловажно то, что у участников игры развиваются способности работать в команде, принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других.

Подготовиться учителю к такому уроку не сложно. В начале работы над разделом обучающимся нужно объявить, что заключительный урок по теме будет проходить в виде игры “Своя игра”. Класс (группа) делится на две команды.

Команды по жребию начинают игру, выбирая тему вопроса и его стоимость. Если член команды отвечает правильно на заданный вопрос, то команда получает то количество очков, сколько имеет эта клетка. Если ответ участника неправильный или он не знает ответа, он может обратиться за помощью к другим членам команды. Но в этом случае команда получает только одно очко. При неправильных ответах отвечать может команда противника, очки за правильный ответ начисляются ей. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество баллов. Во время игры можно вести учет активности и результативности отдельных учащихся путем выдачи индивидуальных жетонов за каждый правильный ответ. Правила набора очков можно изменять.

Применение игры на уроках в старших классах – дело достаточно сложное, особенно, если учитель дает вербальную установку на игру. Большинство старшеклассников считают этот вид деятельности недостойным их внимания. Поэтому введение игры в учебный процесс должно осуществляться постепенно, с небольших игровых эпизодов. Только спустя достаточное длительное время игра станет неотъемлемой частью урока, и ее отсутствие будет вызывать вопросы учеников. Анализируя этот аспект, я пришла к выводу, что переход от неприятия игры к увлечению ей связан с особым типом взаимоотношений между учителем и обучающимися.

Образец урока-игры по истории «События 1917 года»

Игровое поле:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: