Организация урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

ПРОЕКТ

ПЕРЕСМОТРА ЦЕЛЕВЫХ УСТАНОВОК И ЗАДАЧ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В

МОУ «СОШ № 12» С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» ГОРОДА ЧИСТОПОЛЯ

«Организации урока физической культуры

по групповой форме обучения с учетом

приоритетов личности ученика»

Гуляков А. Е., Гулякова А. П.

Групповая форма занятий способствует преодолению единообразия, создает динамизм и многовариативность педагогического процесса. Такая форма организации процесса физического воспитания обеспечивает большие возможности для освоения каждым ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, интересами и потребностями, уровнем физического развития и двигательной подготовленности. Повышает активность учащихся на уроке почти на 100%.

Организации урока по групповой форме обучения с учетом приоритетов личности ученика

Актуальность темы: Ученые и практики в последние годы отмечают тревожную тенденцию снижения активности школьников на уроках физической культуры, а так же значительное ухудшение здоровья населения, особенно подростков 14-17 лет. Этому «помогают» социально – экономическая ситуация, сложная экологическая обстановка и особенно – прогрессирующее распространение курения, наркомании, употребление алкоголя под влиянием мощного потока рекламы и растлевающей информации от печатной и прочей продукции средств массовой информации. На заседании Госсовета 29 августа 2007 года президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев вынужден был констатировать, что, по официальным данным, «в 1-м классе нездоровыми считаются 19% детей, а в 11-м классе здоровыми считаются 20%».

Сегодня, в период школьной реформы, одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств, методов и форм занятий, способствующих ускоренному развитию двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Учителю физической культуры, делающему все для активизации двигательной деятельности учащихся, совершенно небезразлично, с удовольствием ли работает ученик, захвачен ли каждый школьник процессом обучения, или учение оставляет его равнодушным.

Какое же состояние преподавания физической культуры в нашей школе?

Нами проведены исследования и наблюдения за активностью учащихся на уроках физической культуры.

Результаты исследования показали:

16% учащихся проявляют активность на уроке и усваивают учебный материал;

58% слабоактивные, не усваивают материал;

26% неактивные (освобожденные и протестующие, которым не нравится какой – то раздел учебной программы).

В итоге 84% учащихся не проявляют интерес к урокам физической культуры, так как учитель предлагает упражнения по разделу учебной программы, которые им не нравятся, и работают на уроке без желания, против своей воли, вследствие чего уроки неэффективны и мало результативны. Начиная с 5-ого класса, ежегодно растет процент слабоактивных и неактивных детей на занятиях.

Мы учителя физической культуры, задались вопросом: «Как улучшить состояние преподавания уроков физической культуры? Как поднять активность учащихся на уроке и качество усвоения учебного материала?» Для решения этих вопросов решили пересмотреть цели и задач физического воспитания в своей школе.

Пересмотр целевых установок и задач физического воспитания учащихся в МОУ СОШ №12.

Развитие физической культуры видится на путях переосмысления ее сущности, цели, содержания и организации. Центральной идеей развития физической культуры в МОУ СОШ №12 является перевод ее от акцента на физическую подготовку, телесное развитие к формированию культуры здоровья, воспитанию здорового образа жизни средствами и методами физической культуры. Основное средство достижения этой цели – овладение учащимися основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умение осуществлять собственную двигательную, физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность. При этом наряду с решением традиционных задач по формированию знаний, двигательных умений и навыков, развитием кондиций и координационных способностей, укреплением здоровья, несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций. А также физического и духовного развития личности, здорового образа жизни, формированию потребностей и мотивов к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формированием гуманизма, радости и опыта общения, развитию волевых и нравственных качеств.

Основные идеи и принципы развития физической культуры в МОУ СОШ №12.

Развитие системы физической культуры можно лишь на пути перехода ее к развивающей и развивающейся, открыто демократичной, многообразной, гуманистической физической культуре, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями. В основе принципов развития физической культуры лежат идеи развития, личностного и деятельностного подходов оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психопедагогических и психофизиологических теорий обучения, воспитания и развития личности. Они снимают многие из наболевших проблем физического воспитания, в частности новаторства, создают динамизм и многовариативность педагогического процесса.

Гарантией необратимости развития физического воспитания является ее демократизация, проявляющаяся в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, раскрытия их многообразия, вариативности. Это изменение сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.

В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей. Педагогический процесс строится на основе использования широких и гибких методов средств обучения, для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей.

Вариативный компонент.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования:

Сочетание базовой и вариативной частей содержания физического воспитания позволит снять существующее противоречие общества и индивида, повысить значение физической культуры в воспитании привычек здорового

образа жизни и более полно удовлетворит потребности в самопознании и самосовершенствовании.

Одним из основных противоречий современной педагогики, в том числе и методике физического воспитания школьников, является несоответствие классной формы организации обучения современным требованиям к его качеству и эффективности. Суть этого противоречия состоит не только в формальном объединении в один коллектив разных по уровню знаний, подготовленности, общим интеллектуальным и физическим способностям по уровню ментальной и психологической зрелости детей, сколько в несоответствии такой формы декларируемым приоритетам личности ребенка, его мотиваций, интересов, индивидуальных особенностей самого разного порядка. Наконец, его права на самореализацию в том, к чему у него есть и задатки, и способности, и наибольшие шансы на успех.

В МОУ СОШ №12 нужно создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в школе. Очень многие знают о том, как это делать, но существующая классная форма занятий изначально «загоняет» детей в «прокрустово ложе» одной для всех программы, одних для всех нормативов и одного для многих результата – всех всему научили понемногу, все что – нибудь

и как – нибудь знают и умеют.

Сущность организации спортивно-ориентированной версии физического воспитания детей и подростков, прежде всего в том, чтобы создать условия для преодоления этого противоречия. Предложить такую новую форму организации физического воспитания учащихся СОШ №12, при которой был бы, возможен недифференцированный подход к освоению учащимися физической культуры и вместе с тем открывалась бы, реальная перспектива их эффективного физического совершенствования в согласии с индивидуальными потребностями и уровнем притязаний каждого ученика.

В связи с этим можно сформулировать первый принцип организации работы по программе «Концепция развития физического воспитания и спорта» – форма организации процесса физического воспитания учащихся должна обеспечивать, как можно большие возможности для освоения каждым ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками и потребностями, интересами, уровнем физического развития и подготовленности…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: