Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов

Организация учебной исследовательской деятельности

учащихся начальных классов

Лисина Ирина Владимировна

учитель начальных классов ГБОУ школа №425 имени академика П. Л.Капицы

«Образован не тот, кто много знает,

а тот, кто хочет много знать

и кто умеет добывать эти знания»

В. П.Вахтеров

Одним из самых сложных этапов исследовательской работы с детьми, на мой взгляд, является самое первое включение детей в исследовательскую деятельность и оно должно быть обязательно основано на их неутомимой жажде новых впечатлений, любознательности, постоянном желании экспериментировать. Дети по своей природе – исследователи, роль же учителя направить их познавательные интересы в нужное русло, поддерживать стремления к новым знаниям, ежедневным открытиям, организуя учебный процесс как творческую деятельность, позволяющую развивать интеллект и креативность школьников.

Возникает вопрос: «Можно ли начинать исследовательскую деятельность в начальной школе, готовы ли дети к ней?»

В исследованиях многих педагогов и психологов подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и развиваются в учебной деятельности имеющей исследовательскую направленность, и именно в начальной школе учебная деятельность становится ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей ребенка.

В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного теоритического мышления. Навыки исследовательской деятельности совпадают с УУД, которые должны быть сформированы у младших школьников согласно новым образовательным стандартам.

С чего же начинать исследовательскую деятельность младших школьников? Следует отметить, что основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

В организации обучения исследовательской деятельности можно выделить три уровня:

Педагог ставит проблему и намечает пути решения, само решение ищет ученик.

Педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а так же само решение ученику предстоит найти самостоятельно.

Ученик сам ставит проблему ищет пути ее решения и находит само решение.

Таким образом, с первого класса, необходимо задавать учащимся проблемные вопросы, развивать критическое мышление, использовать в работе специальные игры и занятия активизирующие исследовательскую деятельность ребенка.

Например:

Игра «Угадай о чем спросили»

Ученик прочитывает вопрос карточки про себя, например «какое у тебя настроение?» и дает ответ «У меня прекрасное настроение». Всем остальным детям надо догадаться каким был вопрос. По мере взросления детей вопросы усложняются. Вопросы могут носить учебный характер.

«Вопросы сказочных героев»

Показываю детям картинки со сказочными героями и предлагаю им задать вопросы, придумать какие вопросы могли бы задать нам сказочные герои.

Очень помогают в работе следующие методы и способы действия:

Рассматривание предметов, выделение различных признаков, фантазирование

Создание проблемных ситуаций

Коллективное моделирование

Выставки детских работ

Экскурсии

Коллективный учебный диалог

И это все на первом этапе задачами которого являются:

– поддержание исследовательской активности

– развитие умения ставить вопросы

– формирование начальных представлений о деятельности исследователя

С первых дней мы рассматриваем методы исследования т. е. откуда можно получить информацию – это спросить у взрослых, понаблюдать, провести эксперимент, прочитать в книгах, посмотреть в компьютере.

На этом же этапе учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Развитию этого качества способствуют задания:

-найди две одинаковые фигуры

-найди ошибку художника

– найди соответствующую тень предмета

– найди закономерность

Далее проводим свои первые исследования

«Мой сосед по парте»

«Увлечения моих одноклассников»

«Моя семья»

Тематические исследования по окружающему миру, ребята еще не обладают навыком письма. Поэтому учимся записывать информацию с помощью схем и рисунков.

На следующем этапе, уже во втором классе, работаю над формированием более сложных умений – умением видеть проблемы, выдвигать гипотезу, классифицировать, обобщать, экспериментировать.

Для этого использую упражнения и игры:

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Составление разных сюжетов к одной теме»

«Составление рассказов по заданному началу, концовке»

«Выделение признаков предмета»

«Новое использование знакомых вещей»

«При каких условиях предмет на полезен, при каких совершенно бесполезен и даже вреден»

«Составление и отгадывание загадок»

Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательских работ в следующих классах. Этот вид деятельности можно включить как в урочную так и во внеурочную деятельность детей.

На следующем этапе учащиеся уже знают какой предмет им интересен и могут сами выбрать тему исследования и включиться в проектно-исследовательскую деятельность.

Ведь исследовательская деятельность учащихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

-постановку проблемы

– изучение теории

– подбор методик исследования

– сбор собственного материала, его анализ, обобщение

– научный коментарий

– собственные выводы

Любое исследование имеет подобную структуру, такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципа отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка необходимых ресурсов. Проектно-исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся ключевых компетенций, подготовки их к реальным условиям жизни. Выводит процесс обучения из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готфрида Эфраима Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога размышляйте, и хотя и криво, да сами»

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, – наличие у них потребности узнавать новое.

Условия формирования исследовательских умений школьников.

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся разного школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным

Исследовательская деятельность младших школьников/А. Звягина // Начальное образование. -2010. -№1

Планируемые результаты начального общего образования / ( Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ) ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. – М., 2006.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: