Организация учебной деятельности в рамках компетентностно – контекстной модели обуче

Божко Елена Васильевна

Описание опыта работы в качестве учителя-предметника

Организация учебной деятельности в рамках

компетентностно – контекстной модели обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно – деятельностном подходе. Следовательно, задачей современного учителя становится включить каждого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Прежде всего, стоит вопрос о действительно качественных изменениях в организации образовательного процесса: способах изменения классно-урочной системы, представления новых результатов, внедрения эффективных технологий их достижения и оценки.

В настоящее время наша школа работает в экспериментальном режиме по внедрению ФГОС в образовательный процесс основной школы. Поиск эффективных средств формирования универсально учебных действий учащихся является предметом моего профессионального интереса.

Для меня «культурная педагогика» началась со знакомства с моделью компетентностно – контекстного образовательного процесса Н. А.Рыбакиной. Данная модель отличается от традиционного подхода к обучению.

Изменение единицы образовательного процесса (переход от урока к учебной теме);

Формирование ориентировочной основы деятельности в рамках изучаемой темы;

Реализация принципов «от общего к частному» и «от простого к сложному»;

Организация коллективной деятельности, обеспечивающей самореализацию учащихся;

Учитель-организатор, тьютор, консультант, толкователь «правил игры»;

Ученик сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития.

Работая по данной технологии, учитель открывает широкие возможности для творчества, профессионального и личностного роста. Я хочу поделиться собственным опытом работы по технологии Н. А, Рыбакиной, позволявшей привнести в учебный процесс интересные методические находки.

Для экспериментальной работы по проектированию компетентностно – контекстной модели обучения был выбран 8А класс, имеющий среди восьмых классов наиболее низкую мотивацию. В экспериментальном режиме учащиеся 8А класса в феврале 2012-2015 учебного года изучали по русскому языку тему «Односоставные предложения».

Проиллюстрируем процесс организации учебной деятельности в компетентностно-контекстной модели образовательного процесса на примере темы «Односоставные предложения» 8 класс.

Начинается первый урок с объяснения принципов новой формы. Важно чтобы дети поняли, чего добивается учитель, чем отличается новая методика, в чем ее преимущество. Сразу же необходимо убедить учащихся в том, что чем лучше будет усвоена теория на первых уроках, тем успешнее будет обучение, т. к. последующие уроки построены на работе по алгоритму с применением теоретических знаний первых лекционных уроков. На этом же этапе учитель знакомит учащихся с правилами организации процесса в течение изучения темы (планируемое время, возможные уровни достижения, условия их достижения, объем работы и т. д.)

В качестве укрупненной дидактической единицы выступает понятие «Односоставное предложение», которое представляется учащимся в знаково-символической форме на первом этапе учебной деятельности: выделение принципов конструирования чужой мысли на основе представления учителем укрупненной дидактической единицы, содержащей обобщенные способы деятельности. На этом же этапе знакомлю детей с основными умениями по теме:

Находить односоставные предложения в тексте, в составе сложного предложения.

Уметь определять виды односоставных предложений по главным членам (сказуемому или подлежащему).

Уметь составлять односоставные предложения разных видов.

Уметь составлять тексты на различные темы с использованием односоставных предложений

В процессе совместной фронтальной деятельности учащиеся приходят к осознанию следующих принципов конструирования понятия «Односоставное предложение».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: