Организация разноуровневого мониторинга качества знаний умений и навыков обучающихся в

В основной школе ведущей является уровневая дифференциация, хотя она не теряет своего значения в старших классах. Уровневая дифференциация основывается на планирование уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину учебного материала, планировать свою учебную нагрузку. В обучении должна быть обеспечена последовательность продвижения ученика по уровням. В тоже время для одних учащихся необходимо продлить этап обработки основных, опорных знаний и умений, то других не следует задерживать на этом этапе. Содержание контроля и оценки знаний должны отражать принятый уровневый подход. Контроль и оценка знаний учащихся обеспечивает получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Проблем контроля знаний учащихся является сложной и многоплановой. Контроль определяется:

целями обучения;

этапами процесса усвоения.

Важным звеном обучения является объективная содержательная оценка усвоения учащимися учебного материала. Существует много рекомендация, мнений и подходов к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся. В процессе работы каждый учитель не раз задавал вопрос, как же оценивать ученика: по текущей работе или использовать «накопительный принцип» выставления оценок на заключительном этапе изучения той или иной темы, то есть после ее систематизации и обобщения. Ведь знания, приведенные в систему, делают их применение более осознанным, а умения и навыки более прочными. Может быть, в систему оценивания взять средний балл, а может быть оценивать степень роста, степень прогресса учащегося? Как часто надо ставить оценки? Все ли они равноценны? Использовать пятибалльную систему оценивания или изменить шкалу? Как, максимально поощряя ученика, избежать негативного оценивания? Как организовать индивидуальный контроль знаний? Вопросов много. Есть в моей практике некоторый опыт оценивания учебных знаний, умений и навыков учащихся. На уроках, посвященных знакомству с новым материалом, отметки не ставлю, что позволяет снять страх и тревожность учащихся перед неправильными высказываниями, обеспечивает доверительные отношения с учителем. Единственное исключение – высокие поощрительные оценки за нестандартные решения, хорошие идеи.

Провожу контрольные, самостоятельные работы, диктанты, смотры знаний и др. Они сопровождаются большим количеством оценок.

Работаю по учебникам А. Г. Мордковича «Алгебра. 7-11 классы», что позволяет осуществлять разноуровневое обучение и соответствующий контроль усвоения материала. В задачнике упражнения сгруппированы по двум блокам. Первый блок – до черты – содержит задание базового уровня:

устные;

упражнения средней трудности.

Второй блок – упражнения выше среднего уровня и повышенной сложности.

Такое построение задачника соответствует трём группам учащихся, которые я разделяю по уровням обученности. При планировании урока учитываю и планирую работу для каждого уровня. Группы не статичны, то есть предполагается возможность перехода учащихся из одной группы в другую. К учебникам имею для всех классов «Самостоятельные работы» Л. А. Александровой. Самостоятельные работы использую для текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся, в качестве обучающих работ, а также с целью выборочной проверки знаний школьников по определённой теме. Работы представлены в четырёх вариантах, заданиях подобраны по возрастающей сложности, что позволяет осуществлять разноуровневое обучение.

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памяти» — эти слова Л. Н. Толстого должны стать смыслом работы каждого учителя. Самостоятельные работы провожу на различные уровнях: от произведений действий по образцу до составления модели и алгоритма действий по образцу до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Не забываю всегда создавать в классе доброжелательную атмосферу. В зависимости от целей провожу обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, самостоятельные работы. Если самостоятельная работа – обучающая, то разрешаю пользоваться учебником, опорными конспектами, записями в тетрадях, таблицами. Это создаёт благоприятный климат на уроке для слабых учащихся. Самостоятельные работы провожу по разноуровневым карточкам. У меня имеются наборы таких карточек для всех классов. Некоторые учащихся, выполнив своё задание, переходят на выполнение задание более высокого уровня. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов, подготовка к олимпиадам и т. д. При организации контрольных работ использую дифференцированные работы. Обычно ученики очень ответственно относятся к выполнению контрольных работ, и я стараюсь, чтобы работа была посильная для всех учащихся без исключения, и чтобы сильные ученики были загружены полностью до моменты окончания контрольной работы. Такая обстановка в классе может исключить списывания, так как каждый занят своим делом, приучает учащихся к должному порядку, формирует убеждение, что каждую работу нужно выполнять ответственно, качественно, добросовестно. Каждой контрольной работе предшествует самостоятельная работа, которая показывает степень усвоения темы. В контрольной работе упражнения располагаются по нарастающей сложности, учащиеся знают каждый свой уровень, так как уровни отделены чертой. Стараюсь сразу же после сдачи тетрадей проанализировать работу, ответить на вопросы учащихся. Для этого оставляю две — три минуты до звонка. Делается это потому, что учащиеся после контрольной работы проявляют наивысший интерес к содержанию работы, горячо обсуждают способы решения, возможные ошибки. Всегда оцениваю работы к следующему уроку. Веду по результатам контрольной работы листы контроля усвоения темы. Лист контроля составляется в виде таблицы, в которой указаны имена учащихся, номера заданий, с указанием каждого умения. Проверяя каждую работу, делаю пометки в листе контроля по каждому учащемуся, что позволяет зафиксировать как успехи, так и пробелы. Листы контроля остаются в тетради, где пишутся планы. Имея их под рукой, я могу сравнивать, возвращаться назад или идти вперед.

ЛИСТ КОНТРОЛЯ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: