Организация работы в ДОУ по экспериментированию как методу развития познавательной д

Организация работы в ДОУ по экспериментированию как методу развития познавательной деятельности детей.

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность. которая понимается не только как процесс усвоения знаний. умений, навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. осуществляемого в процессе сотрудничества. сотворчества. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. []

Одним из ведущих методов, используемых педагогами в ДОУ №48, является замечательное средство развития личности дошкольников – детское экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование положительно влияет на развитие речи детей, т. к. они постоянно дают отчет об увиденном, обсуждают, выдвигают гипотезы. Нельзя не отметить влияния экспериментирования на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения двигательной активности.

Для детского экспериментирования в детском саду созданы благоприятные условия: старшим воспитателем и педагогом – экологом подобрана методическая и научно – популярная литература, имеется картотека книг и журналов по экспериментированию. В каждой группе имеется перспективное и тематическое планирование по теме. Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментированию создана соответствующая предметно – развивающая среда, включающая в себя «детскую научную лабораторию», мини – лаборатории в группах, «Зеленую гостиную», экологический музей, живой уголок, экологическая библиотека, огород.

В «детской научной лаборатории» проходят занятия природоведческого кружка и часть экологических занятий. Там дети проводят исследования под руководством педагога – эколога или воспитателя, наблюдают за животными и растениями, записывают и зарисовывают результаты наблюдений и экспериментов. В групповых мини – лабораториях дети имеют возможность проводить самостоятельные исследования. Такая работа положительно влияет на познавательное и эстетическое развитие детей, происходит их интеллектуальное развитие, развитие воображения. Но главное, приобретаются навыки самостоятельной работы.

В Зеленой гостиной дети проводят исследования с растениями и животными (условия, необходимые для роста и жизни растений, любимая пища животных, наблюдение за потомством). При проведении таких экспериментов ведущим принципом работы является «Не навреди!». Воздействия экстремальных факторов рассматриваются в порядке наблюдений.

В экологическом музее расположена зона коллекций. Музей, наряду с эстетической и обучающей, несет в себе познавательную функцию. Здесь дети знакомятся с отдельными природными компонентами, явлениями природы, которые могут воспроизвести на занятиях кружка вместе с педагогами (радуга, молния).

В экологической библиотеке собраны материалы по экспериментированию, конспекты занятий, детские альбомы с зарисовками опытов, проекты, подготовленные педагогами по экспериментированию, методическая и научно – популярная литература.

Для экспериментирования и наблюдений в природе на территории детского сада создан огород. В теплый период года именно там проводятся комплексные занятия, включающие в себя наблюдения, эксперименты с почвой, практическую деятельность, исследовательскую работу.

ДОУ работает по познавательно – речевому приоритетному направлению используя программу С. Н. Николаевой «Юный эколог», делая упор на развитие элементарных экологических представлений. Но метод экспериментирования используется педагогами для стимулирования познавательной активности в других видах деятельности.

На занятиях по изобразительной деятельности экспериментирование помогает детям наиболее точно передавать детали изображаемого объекта, изученного детально.

Развитие словаря дошкольника опирается на развитие познавательной деятельности, а именно на экспериментирование, в процессе которого углубляются представления детей о предметах.

Развитие элементарных математических представлений требует постоянного измерения, сравнения, определения размеров и формы.

Конечно, метод эксперимента используется педагогами при организации труда. Экспериментирование, вызывающее у детей интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень важный момент в проведении экспериментирования – соблюдение правил техники безопасности как детьми, так и педагогом. В нашем детском саду педагоги разработали правила безопасности для детей в стихотворной форме. Дети легко запоминают их, повторяя перед началом занятия. Кроме того, воспитатели четко следят за ходом работы и соблюдением инструкций во время работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: