Организация работы с родителями в современном ДОУ

МКОУ «Канашская средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области»

Дошкольные группы.

Тема: «Оранизация работы с родителями в современном ДОУ»

(из опыта работы)

Автор: Пестерева Вера Николаевна

Должность: старший воспитатель

с. Канаши

2012 год

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А.Сухомлинский /

/

Статья №44 проекта нового закона РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка.

В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Организация работы с родителями в современном ДОУ – эта тема является приоритетной для нашего детского сада на протяжении нескольких лет.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ мы ведем по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, мы начинаем работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности выявить количественные и качественные критерии наших родителей.

Это позволило выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели.- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Появилась необходимость дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий, обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных и партнерских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

В результате проведенного анкетирования и формулировки цели и задач данного взаимодействия нами были определены активные формы и методы работы с родителями:

— посещение семей воспитанников на дому;

— общие и групповые родительские собрания;

— консультации;

— занятия с участием родителей;

— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

— совместные экскурсии;

— Дни Добрых дел;

— Дни открытых дверей;

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

— оформление фотомонтажей;

— совместное создание предметно – развивающей среды;

— утренние приветствия;

— работа с родительским комитетом;

— беседы с детьми и родителями;

— анкетирование;

— тренинги;

— семинары – практикумы;

— круглые столы;

— газета «Берегиня»

— организация родительского клуба «Молодая семья»

К родительским собраниям мы готовим выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни детского сада. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручают грамоты или благодарности в стихотворной форме:

«Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут».

Большая работа с родителями проводится нами при подготовке детей к школе.

Разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини – Пуху», «Математический КВН», где родители вместе с детьми играли, отгадывали загадки, танцевали. Родители посмотрели презентацию «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», прослушали консультации «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Совместная подготовка сближает воспитателей и родителей, родителей и детей, семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать, шить, творить самим.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

— родительские уголки,

— папки — передвижки

— семейный и групповые альбомы

— библиотека – передвижка,

— фотовыставки:

— вернисажи

— копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей мы используем рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотостендов, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Включая родителей в работу по данному направлению мы разработали некий алгоритм:

— выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

— консультации для родителей;

— распределение ролей взрослых;

— изготовление пригласительных билетов;

— подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

— изготовление атрибутов, пособий.

Целью каждого праздника является: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогащение отношений через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Именно поэтому участие в совместном проекте «Горница» дало такие положительные результаты: «Конкурс частушек», «А ну-ка, бабушки», «В гости к бабушке Варварушке», выставки «Моя бабушка лучше всех!», «Горжусь я дедушкой своим» ,- расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Праздник «День рождения» для детей в переходных группах мы отмечаем ежегодно.

С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день.

Родители готовят рассказы о детях, приносят фотографии, стараются показать что – то интересное из жизни всей семьи. Вместе с воспитателями готовят игры, конкурсы для всей группы, украшают кабинку, кровать, стул именинника. Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

В результате дети учатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, детские коллективы групп становятся более сплоченными, создается атмосфера общности интересов; проявляется больше внимательности друг к другу, доброжелательности, дети учатся вежливой форме общения, развивается эстетический вкус.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям»

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группах целые библиотеки, созданные благодаря родителям.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить спортивный и театральный уголки, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые сенсорное панно, сшили занавес в музыкальный зал, помогли оформить приемные для родителей, уголки природы, отремонтировали групповые участки. С помощью родителей группы оформлены так, что каждый уголок используется для развития детей.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» — ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между воспитателем и родителями. Они вместе стремятся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится. Именно использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

В сентябре этого года нами был открыт клуб для молодых семей, руководителем которого стала молодой воспитатель – психолог Кокина А. В. Прошло первое занятие «Играйте вместе с детьми», а у родителей уже появилось много вопросов, ответы на которые они получат на последующих занятиях.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: