Организация работы с одаренными детьми в начальной школе

М. П. Терентьева

МАОУ НОШ № 53, Калининград

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования, начиная с начальной школы.

«Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе помочь таким детям претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности» [2, с.110].

В настоящее время педагогическим коллективом нашей школы накоплен определенный опыт работы с одаренными и способными детьми, разработана и реализуется программа «Интеллект».

Что же мы понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность — синоним талантливости. В психологии же под ней понимают «системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним» [2, с.111].

Одаренные дети в нашем понимании – это те дети, которые имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися, достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

В своей работе мы опираемся на принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Применяются самые разнообразные формы и методы работы с одаренными учащимися. Это творческие выставки; фестивали; вернисажи; групповые занятия по параллелям с сильными учащимися; кружки по интересам; дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; проведение нестандартных уроков; проектная деятельность учащихся; создание детских портфолио.

Традиционным видом работы является проведение предметных недель. В рамках предметных недель организуется Интеллектуальный марафон (интеллектуальные игры и олимпиады для учащихся 2-4-х классов). Это позволяет увидеть оригинально мыслящих учащихся, и впоследствии, уделить внимание развитию их способностей. Для учащихся 1-х классов осуществляется творческий проект «Город Мастеров».

Наши школьники активно участвуют во Всероссийских интеллектуальных играх-конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Британский бульдог», «Леонардо», в международном дистанционном проекте ЭМУ (эрудит-марафон учащихся), в творческих конкурсах вне школы на муниципальном, региональном, российском уровнях. В последнее время среди учащихся возрос интерес к дистанционным интернет-конкурсам. Мы стараемся поддерживать интерес обучающихся к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже в начальной школе.

Мы осознаем, что деятельность педагогов в работе с младшими школьниками сегодня должна быть направлена на формирование исследовательской компетенции. Поэтому в 2015/2012 учебном году впервые ввели в практику работы школы проведение ученической конференции «Наши первые проекты» в рамках Недели науки и творчества, где школьники, начиная с 1-го класса, могут продемонстрировать свои исследовательские и творческие проекты любой тематической направленности.

В организации учебно-воспитательного процесса и развитии системы поддержки талантливых детей педагогический коллектив нацелен на осуществление следующих направлений:

развитие учебно-познавательной компетенции учащихся;

контроль за учебной нагрузкой учащихся, соблюдение принципов «не навреди» и «посильной сложности»;

повышение квалификации педагогов с целью использования современных методов обучения и взаимодействия с обучающимися;

предоставление учащимся возможности самореализации через систему творческих конкурсов, предметных олимпиад, участия в проектной работе, школьном самоуправлении;

развитие системы Портфолио ученика как способа комплексного учета достижений в урочной и внеурочной деятельности;

развитие системы морального и материального стимулирования успешных учащихся (выдвижение на присуждение стипендии Губернатора Калининградской области);

совершенствование инфраструктуры школы; оснащение учебных кабинетов, помещений для занятий творчеством, спортом; реконструкция школьной библиотеки;

использование современных средств коммуникации в образовательном процессе;

развитие системы дополнительных платных образовательных услуг.

Список использованной литературы:

Инициатива «Наша новая школа»

Ломакин А. В. Из опыта работы с одарёнными детьми, ж-л «Одарённый ребенок» №6, 2009 г., с.109-114

Интернет-материалы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: