Организация работы по развитию логического мышления используя коллекционирование

Организация работы по развитию логического мышления, используя коллекционирование.

В своей практической деятельности я начала использовать коллекционирование, как привлекательную для дошкольников форму деятельности, понимая что детей радует сам процесс собирательства.

Помните, как об этом поется в детской песенке «Из чего же? » (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Хелемского). Поэт подмечает детскую потребность все собирать, поэтому и констатирует, что мальчишки состоят из стекляшек и промакашек, линеек и батареек. А девочки – из цветочков и звоночков, загадок и мармеладок.

Процесс коллекционирования интересен сам по себе, вместе с тем эта деятельность дает много знаний, умений и даже навыков, а главное, развивает чувства, память, мышление, воображение, волю, внимание, а также удовлятворяет потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Поэтому одна из важнейших задач воспитателя – формирование у детей творческого отношения к окружающему миру, а основные формы и методы организации образовательного процесса должны быть подчинены решению данной задачи. Одна из таких форм – коллекционирование.

При его рациональной организации у старших дошкольников интенсивно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, уточняются и обогащаются знания об окружающем мире. Коллекционировать можно разные вещи; важно, чтобы они были понятны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представления о мире. Мы собирали ракушки, камни, пуговицы, открытки, монеты, фантики от конфет.

О коллекционровании как особой форме познавательной деятельности старших дошкольников писала Н. А. Короткова. Она определила основные признаки коллекционирования:

– Организуя его, следует использовать материал, легко поддающийся классификации по видам в рамках общего (родового) понятия. – В зависимости от конкретной темы это может быть реальный или образный материал, который воспитатель и дети обсуждают, ищут черты сходства и различия.

Составной частью моей работы было формирование у детей представления о развитии логического мышления, используя коллекционирование. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяют ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличии от тех, кто обладая не высоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память. В старшем дошкольном возрасте одним из эффективных способов развития мышления являются дидактические игры, логико-математические игры и упражнения.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.

Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Коллекционировать мы начали в старшей группе. А начиналось все с собранной коллекцией животных. Детям было дано задание: «Разбить животных на группы» (По какому принцыпу? Сосчитать сколько их в каждой группе?)

Коллекционируя карандаши и ручки, детям была предложена игра: «Выложи по образцу» :колодец, часы, забор, санки, башня и т. д. В дальнейшем задания усложняются и выполняются без образца.

Поддерживала положительное отношение к коллекциям злаков и круп, показала возможности использования их в последующей игре: «Что легче?», «Что тяжелее?». В этом году после Нового года мы собирали коллекцию: «Новогодних подарков», мы их использовали для дидактической игры: «От самой высокой до самой низкой», а при помощи коллекции бумаги, поиграли в дид. игру: «От самой длинной до самой короткой». Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии я отвела знакомству детей с цифрами и числами, например: «Найди нужную цифру? ». Эта игра требует определенных знаний, умения считать, развивает умение соотносить количество предметов с определённой цифрой, используя коллекции: шишек, ракушек, и игрушечных машинок, камней. Коллекционирование пуговиц тоже стало для детей увлекательным. Пуговицы были разные по форме, цвету и фактуре. Дети с удовольствием рассматривали их, замечали, что у одних две дырочки, у других четыре, что у некоторых есть ножка. Когда набралось много пуговиц я предложила детям поиграть в дидактические игры: «Найди такую же», «Где спрятано? », «Составь узор». Детям дано было задание выложить пуговицы от самой большой до самой маленькой. Играя с пуговицами разного цвета и формы, величины, дети испытывали удовольствие, а движение пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Используя коллекцию игрушечных машин, детям были предложены такие игры как: «Найди лишнюю?»,«Поровну»?.т. д. Совсем недавно Ира Борисова вместе с мамой предложили собрать коллекцию тканей. Дети нашей группы с удовольствием рассматривали их и проверяли на ощупь. Совместно с детьми мы придумали и изготовили дидактическую игру «Найди нестандартную фигуру?» Она направлена на тренировку мышления при выполнении действий. Я могу сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: