ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Дошкольное образовательное учреждение № 115

Г. Твери

Организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях.

Выполнила: воспитатель МДОУ № 115

Кочукова Наталья Викторовна.

Тверь 2012г.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

На состояние здоровья детей, к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.

В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем. Движения — естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его органов и систем. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение оказывает существенное влияние на развитие интеллекта ребенка Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность — биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Я стараюсь разрабатывать двигательный режим для детей своей группы с учетом их возраста, здоровья.

Основное содержание физического воспитания в группе составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и Общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры. Спортивные упражнения, простейшие формы: дальние прогулки за пределы участка детского сада. Дети должны не только овладеть ими на уровне возрастных возможностей, но и иметь элементарное понимание их пользы для здоровья. У каждого ребенка непременно должны быть свои любимые игры или упражнения. Полное отсутствие интереса к движениям рассматривается как фактор риска в развитии ребенка.

Физическое воспитание дошкольников — сложный процесс. Для того, чтобы дети усвоили выполнение физических упражнений вначале мы их разучиваем на физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения на утренней гимнастике, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии, воспитателя группы и семьи. Чтобы эта работа была эффективной я использую следующие формы работы по физическому воспитанию:

Физкультурные занятия — проводится три раза в неделю (один раз

на воздухе)

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:

Утренняя гимнастика

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Активный отдых:

физкультурный досуг;

физкультурные праздники;

дни здоровья;

каникулы.

Самостоятельная двигательная активность детей — проводится на прогулке.

Задания на дом — форма работы с родителями.

Индивидуальная работа с детьми — проводится на прогулке.

Разберем эти формы работы в отдельности.

Физкультурное занятие-это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия я подбираю физические упражнения, определяю последовательность их выполнения, составляю план-конспект, продумываю методику проведения, готовлю оборудование, размещаю его, слежу за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе. Целью и задачами занятий является:

формировать двигательные умения и навыки

развивать физические качества

удовлетворять естественную потребность в движении

обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка, через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки

дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них

создать условия для разностороннего развития детей.

Характерными чертами занятия являются:

ярко выраженная дидактическая направленность

руководящая роль воспитателя

строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки

постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с

последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно — оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.

Продолжительность занятия от 35-40 минут в подготовительной группе. Занятие состоит из трёх частей. Каждая часть имеет свои специфические задачи и своё содержание.

I часть — вводная. Задача: ввести группу в занятие, организовать, создать бодрое настроение, сосредоточить внимание на данном занятии, развивать подвижность нервных процессов. Содержанием этой части являются упражнения в построениях, ходьбе и лёгком беге, включаются упражнения на внимание и быстроту реакции на сигнал.

Иногда первая часть занятия может носить характер игры, основным содержанием которой является ходьба, легкий бег и построение, например «Найди себе пару», «Быстро ко мне».

Продолжительность первой части может изменяться в зависимости от подготовленности детей, от условий занятий и характера предстоящей нагрузки во второй части занятия. В среднем от 2-3 минут до 4-5 мин.

II часть — основная. Её задача: укрепление крупных мышечных групп, подготовка организма к последующим более интенсивным физическим упражнениям; обучение детей основным движениям, закрепление навыков этих движений; обучение детей самостоятебльному применению уже освоенных движений в усложнённой ситуации; воспитание физических и нравственно-волевых качеств; совершенствование всех физиологических функций организма ребёнка.

Содержанием основной части составляют:

• комплекс общеукрепляющих упражнений (ОРУ). Во второй младшей группе их 3-5, в средней группе 5-6, в старшей группе 6-7, в подготовительной к школе группе 7-8. В комплекс входят упражнения из разных исходных положений. Комплексы составляются как без предметов, так и с предметами: гимнастические палки, мячи, обручи т. п.

основные виды движений. На одном занятии можно дать упражнения в 2-х, 3-х видах основных движений.

Подвижная игра. Основное назначение игры — освоение новых для данного человека форм деятельности. Игры служат одним из основных средств воспитания, в том числе и физического. Они способны обеспечить развитие всех необходимых физических качественна, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость). Отличие от упражнений, игра не сводится к набору движений, а является целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственную, эстетическую, трудовую, умственную, даже правовую и другие их стороны. Ведь, вступая в игру добровольно, каждый её участник сам берёт на себя обязательства выполнять правила и традиции игры. Игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и педагогами в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь. Подвижная игра должна соответствовать следующим требованиям: в игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети; кроме того, во избежание чрезмерной нагрузки после упражнений в прыжках не следует давать игры с быстрым бегом, но и игры с долгим ожиданием своей очереди в игре, например, «Горелки», «Перемени предмет».

Продолжительность второй части 35-40 минут (старшая группа) — 2/3 общей продолжительности занятия.

III часть — заключительная. Её задача — урегулировать состояние организма ребёнка. Содержание и продолжительность этой части зависит от нагрузки предыдущих частей, на неё может быть от 3-4 минут до 5-7.

Лучшим физическим упражнением, регулирующим работу организма после сравнительно больших нагрузок организма, полученных во второй части, являются различные виды ходьбы. Это танцевальные шаги, рассказывание стихов во время ходьбы, малоподвижные игры («Найди и

промолчи», «Кто так ходит»), хороводные игры. Где под пение выполняются спокойные плавные движения.

Существует несколько типов занятий:

Учебно-тренировачное занятие. Здесь решаются задачи формирования двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствования умений и навыков(50% всех занятий).

Сюжетное физкультурное занятие. Построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и т. д.). Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания интереса к физическим упражнениям. ( См. приложение №2).

Игровое занятие. Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д. (См. приложение№3).

Комплексное занятие. Направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.

Тематическое физкультурное занятие. Посвящено какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений — катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т. д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.

Контрольное занятие. Проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей.

Физкультурные занятия на воздухе способствуют развитию сердечно сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, закаливанию, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям,

формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях. Структура занятий традиционная: оно включает вводно-подготовительную, основную и заключительную части. Утренняя

гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, —

углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Проводится ежедневно до завтрака, в течение 10- 12 мин., на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условиях). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

В своей работе я использую различные варианты проведения утренней гимнастики. Это утренняя гимнастика игрового характера (две-три подвижные игры разной интенсивности), с использованием полосы препятствий (с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия), с включением оздоровительных пробежек (проводится обязательно на воздухе во время приема детей; в начале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений развивающего характера, затем делается пробежка со средней скоростью на расстоянии 100-300 метров, в зависимости от индивидуальных особенностей детей и времени года), классическая (См. приложение №4).

Самостоятельная двигательная активность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, деятельности сердечно — сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.

Для большей эффективности самостоятельной двигательной деятельности у детей я организую

культурно-игровую среду: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий.

закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке: во время утреннего приёма, до занятий и между ними, на прогулке, после сна в вечернее время.

Прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, становиться подвижными, ловкими, смелыми, укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.

Во время прогулок я использую: подвижные игры, бессюжетные народные игры с предметами (такие, как бабки, серсо, кольцеброс, кегли). В старших группах-элементы спортивных игр (таких, как волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей). В жаркую погоду провожу игры с водой, спортивные упражнения-езда на велосипеде; зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Организуются спортивные развлечения, провожу физкультурные праздники. Физкультурные праздники способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

В программу праздника включаю подвижные и спортивные игры, народные игры, игры с пением, танцы, аттракционы, Общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально ритмические

движения используются игровые приемы, музыкально ритмические движения. Использую игровые приёмы, игровые упражнения, загадки.

В подготовке физкультурного праздника мне помогает коллектив дошкольного учреждения, родители.

Организация физкультурного праздника следующая

Открытие праздника (выход участников на площадку, построение, парад участников).

Показательное выступление, состоящее из общеразвивающих упражнений, которые выполняют дети в разных построениях, с различными предметами.

Проведение игр с элементами соревнования, эстафет различных видов спортивных упражнений и спортивных игр.

Включение в содержание праздника «сюрпризного момента».

Подведение итогов. Награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников. Так же провожу и досуг.

Физкультурный досуг — одна из более эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки развивают двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание смелость, упорство, организованность.

При проведении досуга я ставлю следующие задачи:

развивать у детей умение творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,

приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Физкультурные досуги могут проводиться в различных вариантах:

1. вариант. Строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах).

движения используются игровые приемы, музыкально ритмические движения. Использую игровые приёмы, игровые упражнения, загадки.

В подготовке физкультурного праздника мне помогает коллектив дошкольного учреждения, родители.

Организация физкультурного праздника следующая

Открытие праздника (выход участников на площадку, построение, парад участников).

Показательное выступление, состоящее из общеразвивающих упражнений, которые выполняют дети в разных построениях, с различными предметами.

Проведение игр с элементами соревнования, эстафет различных видов спортивных упражнений и спортивных игр.

Включение в содержание праздника «сюрпризного момента».

Подведение итогов. Награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников. Так же провожу и досуг.

Физкультурный досуг — одна из более эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

При проведении досуга я ставлю следующие задачи:

развивать у детей умение творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,

приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Физкультурные досуги могут проводиться в различных вариантах:

1. вариант. Строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах).

Родителям даю рекомендации по методике выполнения задания. Делаю это через родительские уголки, папки — передвижки, при посещении детей на дому и в индивидуальных беседах.

Домашние задания даю и детям, но обязательно в занимательной форме.

Часть домашних заданий для родителей одинаковы: проводить дома в выходные дни утреннюю гимнастику (даётся комплекс упражнений), закаливание (предварительно родители наблюдают процедуру закаливания в детском саду); физкультурный досуг в день рождения ребёнка, оформить физкультурный уголок в квартире (предлагаются чертежи, схемы).

Другая часть — диференцированые задания по определенным направлениям. Оформляются они в папке передвижке. Подбирается интересный материал, также разрабатывается рекомендации для выполнения задания в семье.

Если родители добиваются успеха, с их опытом знакомлю остальных, оформляю фотовыставку, им выражаю благодарность.

Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества. Они испытывают чувства подъема от проявленных двигательных действий.

Формы здоровьесберегающих технологий.

В своей работе я также использую здоровьесберегающие технологии, которые обеспечивают сохранение, укрепление и коррекцию здоровья дошкольников:

адаптация;

режим дня;

рациональное питание;

дыхательная гимнастика;

пальчиковая гимнастика;

закаливание;

физкультминутка;

психогимнастика;

логоритмика;

психогимнастика;

бодрящая гимнастика после сна; и другие

В основе физического воспитания лежат психогигиенические, эколого — природные факторы. Психогигиенические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т. д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физвоспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности названных факторов учитывается не их «правильность» в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает и старается им следовать.

В течение адаптационного периода закаливающие процедуры не проводятся за исключением воздушных ванн и кратковременной по желанию детей ходьбы босиком.

Утренняя гимнастика должна проводиться в форме подвижных игр.

При определении степени тяжести адаптации используются критерии:

эмоциональное состояние ребенка.

социальные контакты ребенка.

сон ребенка.

аппетит ребенка.

На каждого ребенка заводится адаптационный лист, где отмечаются поведенческие реакции в различные сроки адаптационного периода. Определяется уровень адаптации каждого ребенка и группы в целом.

Режим дня, включающий разумное распределение времени, отведенного для приема пищи и сна, и правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и гармоничному развитию здорового ребенка.

Важной частью оздоровительной работы является питание.

Рациональное питание — это энергетическая ценность потребляемой пищи, которая не должна превышать энерготраты организма; в суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбалансированном виде, т. е. в соотношениях, обеспечивающих оптимальное сочетания незаменимых компонентов, дополняемых при необходимости чистыми компонентами (аминокислоты, витамины и др.). Усвояемость пищевых продуктов находится в зависимости от режима питания.

При составлении рациона питания детей дошкольного возраста следует учитывать особенности их развития. В связи с ростом энергетического обмена у детей в возрасте 3-6 лет увеличивается потребность в пищевых веществах, поэтому в рационе надо увеличивать количества мяса, рыбы, круп и постепенно снижать потребность в молоке.

Большое значение в рациональном питании ребенка имеет характер приготовления блюд. Закуски, приправы и соусы не должны быть слишком острыми. Изделия из мяса, рыбы и овощей подаются на стол 2-3 раза в

неделю. Также важно соблюдать питьевой режим, так как у детей вода в большом количестве выделяется из организма.

Питание ребенка обязательно должно быть разнообразным, что достигается не только применением разных продуктов, но и разных способов кулинарной обработки.

Принципы рационального питания следующие: оно должно быть не избыточным, разнообразным с достаточным количеством витаминов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть доброкачественными и свежими, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность.

Под влиянием занятий по развитию мелкой моторики в организме у детей наступают положительные и структурные изменения. Пальчиковая гимнастика выполняет следующие задачи:

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Учит концентрировать внимание ребенка и правильно его распределять.

Развитие памяти ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

Развитие воображения и фантазии.

Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

( См. приложение№7).

Эколого-природные факторы. Природа — среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Однако положительный результат дает только экологичбески чистая природа.

Поэтому при использовании природных факторов необходимо прежде убедиться в возможности их использования, определить индивидуальную дозировку.

Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих средств, органически включая их в режимные процессы: напр., облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта, после еды и т. д.

Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание. Дети должны как можно больше времени проводить в естественной среде — на свежем воздухе, чаще соприкасаться с природой: ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра свое тело, использовать любую возможность, чтобы побродить по воде; больше двигаться, реализуя все разнообразие способов движений в естественной среде.

Каждую свободную минуту — на природу! Без нее не может быть здоровья, полноценного физического и общего развития ребенка.

Особой осторожности требует организация закаливания. Оно не может быть одинаковым для всех детей группы, так как здоровье у всех разное.

Закаливание — совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.

Задачи закаливающих процедур:

1.Обеспечить тренировку защитных сил организма;

2.Повысить устойчивость организма к воздействию постоянно

меняющихся факторов среды;

Развить выносливость организма детей.

Требования к проведению закаливающих мероприятий следующие:

Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка;

Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

Занятия должны проводиться систематически;

Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его возраст;

Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года воздействие средовых факторов в начале закаливания уменьшается, и необходимо его более постепенное нарастание, нежели в теплое время года);

Закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка;

После перерыва с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.

Рассмотрим некоторые приемы закаливания, применяемые в детских дошкольных учреждениях:

Обширное умывание-влажными руками протирать руки до локтя, шею, верхней части груди.

Ходьба по мокрым дорожкам — дети проходят сначала по мокрой дорожке сшитой из ткани, затем по сухой.

Обливание ног — обливают водой стопы, по мере привыкания обливают и голень.

Ходьба босиком — применяют вовремя физкультурных занятий.

Сон без маечек — проводится круглый год

Большое значение при применении здоровьесберигающих технологий имеет проветривание помещений, где находятся дети.

Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, очень высокая или очень низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.

Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки.

Состав воздуха в дошкольных учреждениях в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, повышается температура, запыленность, загрязненность, которые ухудшают самочувствие ребенка.

Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микробов, выделяемых при дыхании, кашле, чихании.

В отсутствие детей в помещениях проводится сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг, форточек или окон. Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, перед физкультурными занятиями, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.

Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 минут до прихода детей, чтобы к этому времени обновленный воздух достиг температуры, установленной для помещений детских учреждений.

Во время проведения занятий рекомендуется проведение физкультминуток, для снятия утомления.

Физкультминутки — кратковременные физические упражнения.

Целью таких минуток является: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры

головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Физкультминутки проводятся в различных формах, это:

В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц.

В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.

В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике.

В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

преимущество отдается стихам с четким ритмом;

содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.

В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями. Использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

В проведении физкультминуток существуют определенные требования:

Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин занятия — в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).

Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.

Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.

Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.

Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.(См. приложение№8).

Рассмотрим следующий вид здоровьесберегающих технологий направленных на здоровье детей, это психогимнастика. Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

Задача психогимнастики — обучение элементам техники выразительных движений, воспитание эмоций и высших чувств, приобретение навыков и саморасслабление, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Так как внимание детей в дошкольном возрасте неустойчиво, отличается большой подвижностью и впечатлительностью, на занятиях предусмотрена частая смена упражнений, заданий, а также минутки шалости. В качестве своеобразного отдыха — подвижные игры, сеанс отдыха —

саморасслабление. Занятие длится 30 минут. Дошкольников в группе не должно быть больше 8 человек.

Начинается занятие с отработки отдельных эмоциональных состояний в виде мимических и пантомических этюдов. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимики, жестом, позой, той или иной походкой, выражением основных эмоций (радость, интерес, гнев и др.). Затем расширяются уже полученные детьми раннее сведения, относящиеся к их социальной компетентности. Этюды и игры на изображении чувств, порождаемых социальной средой (жадность, честность, доброта и т. д.). На каждом занятии проводится коррекция настроения отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделированных стандартных ситуаций. И заканчивается психологической тренировкой для снятия психологического напряжения, внушением желательного настроения, поведения и черт характера,

Также оказывает положительное влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику ребёнка логоритмика. Основная задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально — ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь; обеспечить полноценное развитие ребёнка.

Принцип системы музыкально — ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой.

Музыка наиболее доступный вид искусства, оказывает эмоциональное влияние, обладает большеством средств выразительности. Это всё даёт возможность разнообразить приёмы движения, характер упражнений.

Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и др.), на начальных этапах развития является средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный

нализ ощущений различных модальностей. При этом с исключением одного из анализаторов порога чувствительности остальных понижается.

Большое значение в укреплении здоровья детей играет и гимнастика после дневного сна. Цель этой гимнастики — помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится при открытых фрамугах в течение 7- 15 минут.

В любой комплекс гимнастики после сна включаю разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующих упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например: ходьба на носках, руки за головой, ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе; ходьба в приседе, руки на поясе.

Стараюсь использовать разные виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам (эти упражнения желательно проводить в сочетании с контрастными воздушными ванными и проводятся не менее двух раз в неделю по 5-7 минут). ( См. приложение№9).

Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.

Общие задачи решаю путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза,

восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника.

Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, способность противостоять стрессом, инфекционно-простудным заболеваниям.

Мной была проведена диагностика из которой мы видим, что физкультурно — оздоровительная работа проводится в системе и благотворно влияет на здоровье детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: