Организация работы ПМПк в ДОУ компенсирующего вида

Организация работы ПМПк в ДОУ компенсирующего вида.

Зубович Е. В. – учитель-логопед Борисова Т. В. – педагог – психолог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 36» г. Саратова

Мы работаем в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 36» г. Саратова с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии у детей с ортопедической патологией и поражением центральной нервной системы.

Дети, посещающие наш детский сад, имеют разнообразные отклонения в развитии, которые отличаются значительной полиморфностью и степенью выраженности:

1.Заболевания нервной системы: — детский церебральный паралич, — миатонический синдром. 2. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: — врожденный вывих бедра, — кривошея, — косолапость и другие деформации стоп, — аномалии развития позвоночника (дополнительный позвонок), — недоразвитие и дефекты конечностей; — аномалии развития пальцев кисти, — артрогриппоз. 3. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: — нарушения осанки (кифоз, сколиоз) — системные заболевания скелета (рахит, деформация нижних конечностей).

При всем разнообразии врожденных и ранее приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, однако двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением центральной нервной системы или педагогической запущенностью. В сложной структуре нарушений у детей с двигательной патологией значительное место занимают речевые расстройства, которые имеют органическую природу. Одно из них – общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (I, II, III уровня) у наших детей наблюдается при наиболее cложных формах детской речевой патологии: алалии и дизартрии. Некоторые дети имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Поэтому такие дети помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Дети, имеющие заключения ПМПК общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, задержка психического развития нуждаются в особых условиях обучения (специальные логопедические группы, группы для детей с ЗПР). Но, т. к. основной диагноз – нарушение опорно-двигательного аппарата и (или) поражение центральной нервной системы, воспитанники не выводятся в спецгруппы, а посещают наш детский сад.

В связи с этим приоритетной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения становится задача обеспечения комплексной социальной, психолого – медико – педагогической помощи и поддержки детям с ортопедической патологией и поражением центральной нервной системы. Поэтому вопросы взаимодействия специалистов служб сопровождения образовательного процесса для нас особенно актуальны.

Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в ДОУ такой формы работы, как психолого-медико-педагогический консилиум.

При организации нами работы ПМПк и подготовке документов возникли трудности, обусловленные тем, что ни в одной, изученной нами статье о деятельности ПМПк не были четко представлены необходимые документы. Деятельность ПМПк регламентируется

Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ. Но мы не нашли ни одного Положения ПМПк разработанного для города Саратова, поэтому решили предоставить составленный нами пакет документов ПМПк.

Психолого-медико — педагогический консилиум был организован в нашем ДОУ с 2006 – 2007 учебного года. Нами были разработаны: — Положение о ПМПк — Программа работы ПМПк — Карта обследования ребенка — Коллегиальное заключение — Индивидуальная карта развития ребенка — Экран состояния звукопроизношения — Экран состояния познавательных процессов — Лист индивидуальной работы с детьми по рекомендациям специалистов (на месяц).

Мы посчитали, что это необходимый минимальный пакет документов, отражающий всю работу ПМПк и помогающий взаимодействию специалистов ДОУ.

Предлагаем вашему вниманию материал из опыта работы психолого-медико — педагогического консилиума нашего ДОУ.

Вся деятельность ПМПк регламентируется Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного образовательного учреждения и осуществляется по разработанной программе, включающей в себя несколько этапов:

— Плановое заседание (сентябрь)

— Плановое заседание (ноябрь)

— Плановое заседание (январь)

— Плановое заседание (май)

— Внеплановые заседания

В сентябре проводится первое плановое заседание ПМПк. Его содержание:

— Обсуждение результатов обследования детей, нуждающихся в коррекционной работе;

— Определение путей коррекционного воздействия для детей

— Утверждение комплектации логопункта

— Выработка стратегии взаимодействия специалистов ДОУ.

— Разработка и оформление бланков первичных документов. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется с согласия родителей (законных представителей) на основании пункта 4.1. договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников. Консилиум проводится под руководством старшего воспитателя ДОУ.

На сентябрьское заседание консилиума направляются дети, имеющие сложные нарушения в речевом и психофизическом развитии. Учитель-логопед и воспитатели групп знакомят членов консилиума с результатами диагностического обследования детей. Медицинский работник представляет информацию о состоянии здоровья ребенка. Педагог психолог, на основании скрининговой диагностики выявляет детей, уровни психического развития которых не соответствуют возрастной норме. Каждый специалист заполняет свою графу в карте обследования ребенка на ПМПк, где указывают: Ф. И.ребенка_________________ Дата рождения__________________ Повод обращения_________________ Инициатор обращения_________________

— Медицинская часть: анамнез, антропометрия, перенесенные заболевания, заключения специалистов, группа здоровья, физическое развитие, особенности латериализации.

— Педагогическая часть: внешний вид, поведение в группе, игра и общение, социально-бытовые навыки, отношение к занятиям, моторное развитие, темповые характеристики деятельности, особенности усвоения программы, особенности воспитания в семье.

— Логопедическая часть: строение артикуляционного аппарата, подвижность, общее звучание речи, звукопроизношение, слоговая структура, словарный запас, грамматический строй, фонематический слух, связанная речь.

— Психологическая часть: особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Эмоционально-личностная и социально-волевая сфера. Характер межличностных отношений. Работоспособность.

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ПМП, где определяется: — Заключение — Ведущий специалист — Рекомендации

Затем разрабатывается индивидуальная карта развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями. Она включает в себя: — Цель коррекционной работы — Содержание работы — Результаты проведенной работы. Динамика развития ребенка — Дата повторного обследования и рекомендации

Коллегиальное заключение доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для их понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми.

В ноябре на втором плановом заседании:

— педагогом-психологом предоставляются результаты диагностического обследования психической сферы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, речевого развития), развитие эмоционально-личностной, мотивационно-волевой сфер, диагностика межличностных взаимоотношений с детьми;

— определяются пути коррекционного воздействия на детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении;

— заполняются бланки первичных документов.

В январе на плановом заседании анализируется динамика состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Для детей с низкими показателями изменяются и дополняются рекомендации в карте индивидуального развития.

В мае на итоговом плановом заседании члены ПМПк анализируют результаты коррекционно-развивающей работы за учебный год, подводят итоги и дают оценку динамики обучения и коррекции детей. По итогам коррекционной работы составляется отчет специалистов ДОУ.

Внеплановые заседания ПМПк собираются как по запросам специалистов, так и по запросам родителей (законных представителей) ребенка. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.

После каждого заседания ПМПк секретарь оформляет протокол, который подписывается всеми членами консилиума. Документация хранится у председателя. Содержащаяся в ней информация строго конфиденциальна. На основании протокола ПМПк руководителем учреждения издается приказ.

Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного нашего ДОУ стала четкая, слаженная работа специалистов, которая способствует не только своевременному выявлению детей, нуждающихся в коррекционном развитии, но и помогает осуществлять взаимодействие специалистов в процессе коррекционной работы и контроль за выполнением их рекомендаций.

В своей работе учитель-логопед и педагог-психолог используют:

— Экран состояния звукопроизношения

— Экран состояния познавательных процессов.

Для воспитателей ежемесячно составляются рекомендации по индивидуальной работе с детьми, которые заносятся в специальный лист.

Мы считаем, что для улучшения изучения воспитанников не надо увлекаться подробными письменными характеристиками. Важно сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений педагогов ДОУ, а главное, на разработке мер индивидуального подхода к отдельным воспитанникам.

Таким образом, правильно организованная работа ПМПк позволяет координировать деятельность и обеспечивает взаимодействие всех специалистов ДОУ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: