Организация работы классного руководителя по патритическому правовому воспитанию

Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые обладают чувством ответственности за судьбу страны. Концепция модернизации российского образования до 2010 г.

Пояснительная записка

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года № 17-56-Р, определяет приоритетные направления образования, среди которых одним из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода, использование образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей. “Именно образование, в первую очередь, должно собрать воедино социально – значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма”, – отмечается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.

Нормативная база

Проект разработан в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

Цель и задачи проекта

Основная идея проекта патриотического воспитания и обучения лицеистов заключается в формировании готовности их служения Отечеству с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем, тенденций развития нашего общества.

Целью проекта является совершенствование системы патриотического воспитания в классе, лицее, способствующей формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной;

Подготовка к выполнению основных социальных ролей в обществе – защитника Родины, семьянина, труженика и др.;

Формирование политической, нравственной и правовой культуры личности;

Воспитание в духе мира, уважения прав и свобод человека и гражданина;

Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

Утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

Изучение и уважение государственной символики Российской Федерации и Московской области, Орехово-Зуевского района;

Проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания лицеистов.

Основные направления реализации проекта

Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием учащихся данного классного коллектива с 5 по 9 класс.

Совершенствование процесса патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:

а) привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

б) развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

в) воспитание гордости за Российское государство, его свершения;

г) воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Развитие методических основ патриотического воспитания

Системой мер по развитию методических основ патриотического воспитания предусматривается:

– разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;

– изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику.

Координация деятельности общественных организаций в интересах патриотического воспитания

Системой мер по координации деятельности общественных организаций в интересах патриотического воспитания предусматривается:

– создание условий для участия общественных организаций в работе по патриотическому воспитанию;

– активизация участия учреждений культуры, общественных организаций в шефской работе.

Реализация программы осуществляется через работу

– с педагогическим коллективом:

обобщение опыта, использование коммуникативных методик обучения;

использование современных информационных технологий в общеобразовательном процессе для повышения качества образования;

организация совместной деятельности участников образовательного процесса;

освоение новых технологий обучения и воспитания.

– с учащимися:

совместное планирование деятельности;

в рамках курсов истории, обществознания;

использование интерактивных методик в работе с органами ученического самоуправления (актив класса);

уроки гражданственности;

профессиональная ориентация учащихся в условиях современного рынка труда;

участие в различных конкурсах;

вовлечение учащихся в работу детских и молодёжных движений и организаций;

проведение социологического опроса об уровне правовой культуры учащихся.

– с родителями:

родительские собрания;

дни открытых дверей;

родительские лектории.

Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как интегративных качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.

Система патриотического воспитания включает в себя:

Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам России:

Тематические классные часы («Символика Российской Федерации»; «Битва за Москву», «Ярославль у истоков российской культуры и истории» и др.)

Беседы с ветеранами, участниками военных действий, представителями разных профессий:

Познавательные экскурсии (Поездка в Великий Новгород, экскурсия в Оружейную палату и Алмазный фонд):

проведение сюжетно-ролевых игр историко-патриотического содержания («Роль русских женщин в борьбе против фашизма»):

историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края (классный проект «Моя малая Родина: Я родился в….»):

ознакомление детей с деятельностью общественных организаций:

Общественная организация Орехово-Зуевского района «Спектр» (Посадка деревьев около лицея);

Совет ветеранов: Встреча с ветеранами;

Молодежный фестиваль Орехово-Зуевского района «Молодежь против наркотиков» (Представление агитбригады);

Лицейские организации ЮДП и ЮИД, лицейский актив «Позитив» (активное участие в работе организаций).

5. ознакомление школьников с народным творчеством.

Результаты целенаправленного правового воспитания:

Активизация деятельности органов детского самоуправления.

Реализация лидерских качеств, рост творческой активности детей при организации дела.

Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.

Получение лицеистами удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.

Заключение

Главное в патриотическом воспитании – системный подход к формированию гражданской позиции лицеиста, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит то, что тычет, талдычит, жучит». Личный пример, достойный поступок, совместное дело, творчество учат доброте, любви, взаимопониманию. Только так, затрагивая самые тонкие струнки детской души, можно воспитать достойного гражданина, настоящего ЧЕЛОВЕКА.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: