ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Автор: Орел И. А.

Российская система образования наполняет головы учащихся большим количеством информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания не учат. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности — вот чему должна учить наша система образования.

Поэтому вполне понятен интерес к интерактивным методам обучения, в частности, к проектной деятельности.

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать критическое мышление — все это делает применение данного метода особенно привлекательным. И действительно, различные виды учебной деятельности можно выполнять как проект, но зная хорошо основу данной технологии.

Главная задача преподавателя состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавании, а на научении.

Так при освоении ПМ 02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» в организации педагогического процесса особое внимание уделяется именно методу проектов.

При использовании данного интерактивного метода обучения необходимо обратить внимание на взаимодействие педагога и студента в ходе проектной деятельности. Каждый студент должен чувствовать, что проект — это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Он должен видеть, что к его точке зрения относятся с уважением, даже если она не совпадает с мнением преподавателя.

Важно отметить, что «плюсов» от проектной деятельности очень много:

лучшее усвоение учебного материала;

стимулирование интереса к самостоятельной познавательной деятельности;

и что очень ценно: эта работа позволила подняться на качественно новый уровень познания как сильным, так и слабым учащимся;

студенты учились сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности.

Вместе с тем из приведенного описания применения технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. Необходимо отметить, что в процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение. Такая способность, будучи присвоенной, останется у будущих специалистов через многие годы учебы, когда конкретные знания, может быть, забудутся. При этом студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т. д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности.

В процессе изучения профессионального модуля нами были апробированы различные виды проектов, такие как прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые.

Так в ходе освоения темы «Методические основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности» студенты освоили следующую проектную деятельность: создание дидактической игры по произведениям детских писателей; создание книги «Руководство молодому ритору», создание опорной таблицы по теме «Сказка как литературный жанр» и ряд других не менее интересных проектов.

При изучении темы «Организация проектной деятельности во внеклассной работе» студенты представили различные творческие проекты такие как: «Моя родословная», «Создание генеалогического дерева», «История моей фамилии» и т. д.

В ходе прохождения учебной практики по данному модулю студенты самостоятельно разрабатывали и проводили внеурочные занятия по проектным технологиям.

Таким образом, преимущества внедрения проектной деятельности обучающихся в образовательный процесс очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются исследовательские умения и навыки; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе.

Литература

Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе /Н. Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 285 с.

Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О. В., Громова Т. В., Салова И. Г., Санкт – Петербург, 2005 г.

Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова. – 2-у изд. – Волгоград: Учитель, 2015. – 131 с.: ил.

Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod. ru/project. html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: