Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Единственный путь, ведущий к знаниям, — это деятельность.

Бернард Шоу

Еcли ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать, копировать.

Лев Николаевич Толстой

Современный мир стремительно меняется, увеличивается и постоянно обновляется информация. В концепции модернизации российского образования говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом…» [1]. Подготовка подрастающего поколения к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь — вот основная цель образования.

Учебный процесс — это взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Задача учителя заключается не только в том, чтобы информировать, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности. Задача ученика – овладеть знаниями, способами их получения, переработки, хранения, применения, а также воспитать в себе необходимые качества личности. Реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом и понимает, чем эти знания и умения лично для него значимы. Но обучение становится привлекательным лишь при условии, что простое воспроизведение материала сменяется творческой переработкой усвоенных знаний, попыткой показать на практике уровень собственных способностей. «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь», — гласит народная китайская мудрость.

Одним из путей достижения поставленной цели является использование в учебном процессе метода проектов, который подразумевает учение через открытие, через разрешение проблемных ситуаций. Этот метод позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам.

По определению проект — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность [2].

В проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться

для решения поставленной задачи

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействовать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие

со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы

Последовательность работы над проектом

В учебно-методической литературе существуют различные варианты последовательности шагов в разработке и реализации учебного проекта. Один из наиболее приемлемых вариантов, на наш взгляд, предлагается в книге Нефедовой Л. А., Уховой Н. М. «Развитие ключевых компетенций в проектном обучении» [1, 2006, с.61]:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: