Организация педагогического процесса с одаренными детьми на предмете эстрадное пение Д

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств п. Октябрьский Радищевского района Ульяновской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Организация педагогического процесса с одаренными детьми на предмете эстрадное пение ДШИ»

Работу выполнила

Артюхина Наталья Викторовна

Преподаватель отделения» Эстрадное пение»

МОУ ДОД ДШИ п. Октябрьский

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………3

Классификация способностей ребёнка …………………………..5

Направления развития одаренности детей в ДШИ …………….6

Формы работы с одарёнными детьми на предмете

Эстрадный вокал……………………………………………9

Заключение ……………………………………………………………………..13

3

Однажды виноградную лозу спросили:

« Как высоко ты можешь дотянуться?» —

И она ответила: « Дайте мне руку,

И я дотянусь до самого солнца»

(Притча)

ВВЕДЕНИЕ

Одним из аспектов национального проекта « Образование» является выявление, развитие и поддержка одаренных талантливых детей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальною одарённостью. Одна из точек зрения — подлинная одарённость проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Но, ни феноменальные способности, ни яркая неповторимая индивидуальность сами по себе не определяют музыкальной одарённости, если её обладатель не заявил о себе выдающимися творческими результатами.

Существуют три критерия оценки музыкальных способностей и одарённости. Первый из них — культурно —

4

исторический. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху

существуютопределённые музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребёнка, подростка и даже взрослого. Одарённость выявляется на фоне этих условных предписаний.

Второй критерий — возрастной или поколенческий. Изменяются условия жизни, развивается система образования, совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень возможностей нового поколения становится выше чем у предыдущего.

Третий критерий — абсолютный. Для музыкантов истинная одарённость обнаруживает себя в своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в таинственном даре « уметь раньше, чем знать» Во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, а затем воспитание и развитие творчески одарённых детей процесс продолжительный (от 3 до 7 лет).

Одним из методов выявления детей с музыкальными способностями является наблюдение.

Свою работу по выявлению и развитию талантливых детей начинаю с первого класса. На индивидуальных уроках вокала при выполнении разных видов деятельности: пение, слушание и восприятие музыки, пластическое

5

интонирование, игры — драматизации, ритмические упражнения, формируется комплекс способностей.

1.Классификация способностей ребёнка

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

По уровню (степени совершенства): слабые, средние, высокие, одаренность, талант, гениальность.

По личностной сфере: академические (ярко выраженные способности учиться), трудовые (в области

6

практических умений и навыков), творческие (нестандартное мышление и видение мира), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), исполнительские, физические. 5

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание), специальные (музыкальные, художественные, математические, литературные, конструктивно-технические и т. п.).

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т. е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т. е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов

7

в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б. М. Теплов).

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. Основные функции одаренности максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт

8

и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Взаимосвязь факторов одаренности с внешней средой

Спорт

Языки

Искусство (музыка, рисование)

Техника

Абстрактное мышление

Математика

Общественные отношения

Преодоление стресса

Мотивация достижения

Стратегия учёбы

Страх перед оценкой

Локус контроля

Креативность

Эвристичность

Стимульно-продуктивный

Психомоторные способности

Некогнитивные личностные особенности

Факторы одарённости

Достижения

Факторы среды

Микроклимат в семье

Микроклимат в классе

Критические события в жизни

Спорт

Языки

Искусство (музыка, рисование)

Техника

Абстрактное мышление

Математика

Общественные отношения

Преодоление стресса

Мотивация достижения

Стратегия учёбы

Страх перед оценкой

Локус контроля

Креативность

Эвристичность

Стимульно-продуктивный

Психомоторные способности

Некогнитивные личностные особенности

Факторы одарённости

Достижения

Факторы среды

Микроклимат в семье

Микроклимат в классе

Критические события в жизни

9

Формы работы с одарёнными детьми на предмете

Эстрадный вокал

Творческая активностьучащегосяпроявляется через углубление и развитие теоретического и практического материал, через создание благоприятной среды, а также воспитание культуры поведения учащихся, направленное на развитие эстетического и художественного вкуса. Условия для развития одарённых детей:

-использование современных образовательных технологий на занятиях в классе

-индивидуальные образовательные маршруты

-участие в конкурсах, фестивалях

-отчётные концерты

-Интернет — ресурсы

Целостную характеристику индивидуальных проявлений одарённости можно составить после разносторонних

наблюдений за ребёнком в естественных условиях на уроках вокала. Хоровое и сольное пение является эффективным средством воспитания не только музыкального вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, несёт в себе здоровье

10

сберегающее начало. Пение не самоцель — песня учит вникать в актуальные современные проблемы, общечеловеческие темы, учит думать и размышлять, что особенно необходимо в период становления личности, активизации творческих способностей. В каждом воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, своим внутренним миром, с разными музыкальными задатками.

Учет проявившихся способностей ребёнка необходим не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло.

Работа с одарёнными детьми ведётся по индивидуальным планам с перспективой на несколько лет и имеет личностно — ориентированную направленность. По постановке певческого и разговорного дыхания, использую дыхательную гимнастику Стрельниковой, по развитию и тренингу голоса методику вокально — хорового воспитания Г. А. Струве, Г. П. Стуловой, распевание с солистами — эстрадниками провожу по методике С. Риггза.

Группа «Нотки» — сформировавшийся коллектив, участник многочисленных концертных программ.

Задачи вокальной группы «Нотки»

-формирование устойчивого интереса к пению

-обучение выразительному пению

11

-развитие слуха и голоса детей

-развитие музыкальных способностей

-сохранение и укрепление психического здоровья детей

-духовно — нравственное воспитание

Вокально — хоровую форму работы считаю ведущей. В процессе работы стараюсь добиваться;

-пения естественным звуком без напряжения;

-чистого интонирования;

-умения слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

-петь без сопровождения, под фонограмму (-1)

-чувствовать и соблюдать в песне метроритм;

-эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни в вокальной группе и индивидуально.

-участие ребёнка в творческом создании образа песни.. Творческая атмосфера на занятиях, репетициях, создание ситуации успеха позволяет ребёнку по — настоящему передать свои чувства и переживания, постичь тайны вокального искусства, для этого стараюсь проводить занятия живо и увлекательно. С солистами провожу систематическую работу по постановке голоса и певческого дыхания, также идёт работа над пластикой,

12

12

артистичностью, образностью, эмоциональностью, выразительностью исполнения произведений. Большое внимание уделяю воспитанию в детях волевых качеств, высокой нравственной позиции, музыкального вкуса, воспитанию певческой культуры, культуры поведения на сцене — быть настоящими артистами.

Важную роль играет подбор репертуара. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию, должен расширять «интонационный багаж» учащихся, приучать их к восприятию современных, классических образов, гармонии и других средств музыкальной выразительности. Учитываю воспитательные задачи, вокальные возможности и интересы своих учеников. В работе стараюсь использовать малоизвестные школьной аудитории песни. В работе над развитием музыкальных способностей большое внимание уделяю распеванию и постановке голоса, развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции, мимики, тембрового слуха, дыхания, чистоты интонации, артистичности.

Благодаря регулярным, систематическим занятиям развиваются творческие способности детей и проявляются признаки одарённости. Только многолетние совместные усилия учителя, учеников, их родителей,

13

помощи администрации школы дают свои высокие творческие результаты

Результаты работы с одаренными детьми за 2012 год:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: