Организация образовательной среды как средство формирования социальной адаптированности

Адрес передового педагогического опыта.

Общие сведения.

Копнина Татьяна Ивановна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№7», адрес: 629830 ЯНАО г. Губкинский мкр.14 дом 32, e-mail: S7-secretar@uo-gub. ru

Должность: педагог – психолог.

Стаж работы: 17 лет, I квалификационная категория.

Уровень обобщения опыта: городской.

Сущностные характеристики опыта.

Наименование опыта: «Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников».

Условия возникновения и становления опыта.

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено и т. д. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Одни пятиклассники гордятся тем, что они повзрослели и быстро втягиваются в школьный процесс, другие, наоборот, испытывают боязнь и не как не могут адаптироваться к новым условиям образовательной среды. Поэтому многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему, которое представлено набором новых социальных ролей. Таким образом, серьезность данной проблемы подтолкнули меня начать работу в данном направлении и в настоящее время, формирование социальной адаптации пятиклассников является одной из основных.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность опыта заключается в том, что под социальной адаптацией школьников к образовательной среде понимается многосторонний активный процесс его вхождения в новую социальную ситуацию развития: смена ведущего типа деятельности и социально значимых отношений, новые требования образовательной среды, формирование способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как социально значимой. Поэтому эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой является определяющей в дальнейшем личностном и социальном развитии.

Перспективность опыта.

Процесс социальной адаптации и развитие адаптивных возможностей личности в формировании здоровой, зрелой, целостной, конкурентоспособной к самореализации в социуме сводится не только к успешной адаптации пятиклассников, а формируется поэтапно, в течение обучения в среднем звене:

1 год – 5 класс

Успешная адаптация к школьной жизни в период перехода учащихся в среднее звено обучения; эмоциональная устойчивость детей; создание условий для формирования классного коллектива, профилактика девиантного поведения.

2 год – 6 класс

Устойчивые положительные результаты обучения; воспитание силы воли, организованности, умения управлять собой.

3 год – 7 класс

Проявление интеллектуальных способностей; ответственности за совершаемые поступки; проявление самостоятельной и творческой активности.

4 год – 8 класс

Овладение методами самовоспитания, самоконтроля; готовность к самоопределению в социуме; овладение способностью оценивать собственные действия, умением анализировать процесс своей мыслительной деятельности.

Теоретическая база:

В процессе работы над опытом я руководствовалась правовой базой:

Конституция Российской Федерации;

Конвенция о правах ребёнка;

Закон РФ «Об образовании»;

Устав школы;

Программа «Здоровье».

Анализ используемой литературы:

Проблеме адаптации школьников к новым условиям посвящено много публикаций.

Материалы книги В. С. Волкова «Психология подростка» позволили мне детально изучить особенности психического развития детей в подростковом возрасте.

Изучив материал книги В. А. Крутецкого «Психология обучения и воспитания школьников» позволили мне выделить основные положения возрастной психологии и учитывать их при разработке мероприятий по адаптации школьников.

Авторы книги «Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» А. Д. Андреева, Т. В. Вохмятина, А. А. Воронова и др. определяют место и роль психического здоровья в общем развитии личности детей, обсуждают условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах – дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.

Материалы книги И. В. Дубровиной «Рабочая книга школьного психолога» позволяют мне скорректировать и организовать психолого – педагогическую работу по сопровождению пятиклассников, согласно Положения о школьном психологической службе и нормативных документов, прописанных в ней.

Автор Смирнова М. А. в своей книге «Деятельность образовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся» знакомит читателей с опытом работы в данном направлении. Данный материал позволил мне проанализировать опыт создания адаптивных образовательных систем в Москве, Самаре, Челябинске и разработать систему социализации обучающихся в конкретной школе (МБОУ «СОШ№7»).

Новизна опыта.

Создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего становлению развития личности, раскрытию нравственного потенциала учащихся чрез разнообразные формы работы: диагностическая, развивающая и просветительская. Такие формы работы позволяет применять активные методы педагогического взаимодействия:

– акции, классные часы, интеллектуальные игры;

– конкурсы рисунков, коллажей;

– тренинговые упражнения, дискуссии;

– ролевые и деловые игры;

– моделирование и разыгрывание проблемных ситуаций;

– проектная и исследовательская деятельность.

При этом любая проблема обсуждается с опорой на жизненный опыт самого учащегося, сравнивается с жизненным опытом окружающих и точкой зрения науки.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для благоприятных возможностей развития личности ребенка, способствующих формированию социального интеллекта, посредством:

– самореализации и самовыражения личности каждого обучающегося;

-обеспечение освоения ведущих видов деятельности, учитывающих индивидуальные, характерологические и психофизиологические особенности подростков;

– формирования позитивной ситуации развития в становлении личности: адаптации, индивидуализации, интеграции;

– обеспечения преемственности обучающихся при переходе от одной ступени развития к другой, выраженного в видимом изменении социальной позиции, характере связей с обществом.

7. Технология опыта.

Данный опыт реализуется через организацию образовательной среды, посредством формирования здоровой, целостной, социализированной личности, способной к самореализации и развития адаптивных возможностей пятиклассников.

Этапы реализации опыта.

Адаптационный этап.

Развивающий этап.

Преемственный этап.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: