Организация нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1.Организация нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Дошкольный возраст – период интенсивного нравственного развития человека. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребенка, складываются устойчивые формы нравственного поведения. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста легкая, благодаря пластичной нервной системе, создают возможности для успешного нравственного воспитания. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми, что позволяет целенаправленно влиять на детей [5,с.62].

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связанно с развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности гражданина [6,с.12].

«Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навык, сноровку можно приобрести и позднее, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений» [10,с.15].

Всегда неоднозначен вопрос содержания нравственного воспитания. Вне сомнения, оно не может быть раз и навсегда заданным. На современном этапе пересмотр актуального содержания идет по нескольким направлениям: есть содержание, которое переходит сегодня в разряд «забываемого»;возник новый взгляд на «старые» проблемы и, наконец, появилось новое содержание, о котором в прежние годы не говорилось.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: формируются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения [7,с.63]. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Всякая деятельность дошкольников в той мере, в какой она связанна с общественными интересами окружающих, с жизнью общества, является нравственной.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений и детей. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребенка[3,с.28].

Задача нравственного развития дошкольника – воспитание гуманных отношений (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости), воспитание коллективистических чувств и взаимоотношений, воспитание любви к Родине, уважение к людям труда разных национальностей, т. е. воспитание начал гражданственности. Решение задач нравственного воспитания осуществляется в единстве воздействия на чувства, сознания и поведение ребенка. В дошкольном возрасте эмоции во многом определяют поведение ребенка; поэтому забота взрослых состоит в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик в общении с взрослыми, другими детьми, возбуждать у него сопереживание. Эмоциональное отношение ребенка проявляется в элементарных действиях (гладит по голове плачущего ребенка, суют ему в руки свою любимую игрушку, прижимается к лицу матери, и т. п.). Такие проявления гуманности надо поддерживать, всячески поощрять и развивать[4,с.240].

Содержание понятия «нравственное воспитание» включает в себя не только знание индивидом определенного набора норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии[17,с.18]. Из исследовательских работ можно выделить те, в которых нравственное воспитание рассматривается как:

1) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (СП. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова);

2) процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д. И. Водзинский, А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева);

3) развитие и формирование нравственных качеств личности (М. В. Вениаминов, Е. В. Бондаревская, С. А. Козлова, Т. А. Куликова).На основе представленных интерпретаций термина «нравственное воспитание» мы определили свой подход к данному понятию, интегрирующий все вышеозначенные определения. Так, под термином» нравственное воспитание» нами подразумевается целенаправленно организованный процесс интериоризации личностью общечеловеческих ценностей общества, результатом чего является формирование ее положительной нравственной активности. Вышеозначенной интерпретации понятия «нравственное воспитание» мы и будем придерживаться в дальнейшем нашем исследовании. Результатом и показателем успешности процесса нравственного воспитания личности является ее нравственное развитие. В нашем понимании оно представляет собой процесс качественных интеграционных изменений познавательно-когнитивной, эмоциональной и практически-деятельностной сфер личности ребенка [5,с.32].

Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный характер.[10,с.89] Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к старшему дошкольному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в сознании ребёнка как относительные и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники становятся способными к правило творчеству, то есть самостоятельной выработке правил на основе взаимного согласия [3,с.34].

Анализ научной и методической литературы, материалов СМИ, педагогической практики позволили условно выделить и описать возрастную периодизацию начал нравственного сознания дошкольников, которая отражает характеристики генетически первичных этапов развития индивидуального нравственного сознания.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих [11,с.156].Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание» [11,с.86].

Овладение нравственными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием [2,с.32].

Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой — к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [13,с.32].

В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь “увидеть” тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях “сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление” [14,с.54].

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальный принцип педагогики. Единству воспитания нравственного сознания и поведения А. С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания [12,с.286].

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [5,с.64].

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б. Т.Лихачева, является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность, только благодаря их чувственному освоению ребенком [7,с.56].

Дети часто не склонны к глубокому осмыслению ситуации, что приводит их случайным решениям. Выбор, поведения осуществляется ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у детей свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Воспитание помогает ребенку прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением [16,с.32].

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. Это раскрывает моральный климат в коллективе. Воспитатель сводит до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят и внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, что проявляется в противодействиях, сопротивлению воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании старших дошкольников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании. Так А. Г. Хрипкова, изучая причины невыполнения правил поведения детьми, подчеркивает:

1. Дети не знают некоторых правил. Это причина простая и легко устранимая;

2. Знают правила, но не умеют их выполнять. Значит надо не только рассказывать, но и показывать, как можно вести себя в подобной ситуации, как надо выполнять это правило;

3. Знают правила, знают, как их выполнять, но не выполняют. Это происходит потому, что некоторые правила, дети считают ненужными и неважными. Кроме того, дети видят, что взрослые не придерживаются единства в требованиях, предъявляемых детям, или дети не выполняют правила из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию [17,с.58].

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания — формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания [14,с.93].

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием — общественной моралью, необходимостью внедрении норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей [1,с.128].

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние, и в отношении к другим людям симпатия или адаптация, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви ).Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально — положительного отношения к окружающему [6,с.49].

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Но чувства детей надо воспитывать, иначе из ребенка вырастает убогая личность [9,с.20].

Чтобы подвести итого всему сказанному выше, повторимся, что специфика нравственной регуляции выражается в том, что один человек является и объектом, и субъектом нравственных требований: нормы, которые он выполняет должны быть им приняты, осознанны и должны стать мотивами его поступков. Ребенок должен усвоить не только форму (знания в области нравственности, внешнее соблюдение нравственных требований), но и сами отношения, возникающие между людьми (их внутренний смысл, мотивы). Вероятнее всего, ребенок сначала приобретает знания о нравственных нормах, которые при условии его воспитания, становятся мотивами его поведения. [6,с.65].

Знания о нравственных отношениях включают два аспекта:

1) умение выделить соответствующие поступки и оценить как хорошие или плохие;

2) представление о том, почему в данной ситуации нужно вести себя так, а не иначе.

Переход внешних этических представлений ребенка во внутренние этические инстанции обусловлен следующими факторами:

1) представленностью определенного нравственного содержания ребенку, знакомство с ним ребенка;

2) раскрытие нравственного смысла подразумевает умение выделять переживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении;

3) переход этических представлений ребенка во внутренние мотивы поведения путем выполнения нравственной нормы в конкретно значимой ситуации, а для ребенка – дошкольника наиболее значимой является именно игровая ситуация.

Рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано не мало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения.

Таким образом, нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раздел воспитания. Организуя обучение, труд, игру детей, воспитатель получает возможность влиять на их нравственное развитие.

1.Бабанский Ю. К. Педагогика М.-1988.- 479с.

2.Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: «Издательство ГНОМиД»,2005.-64 с.

3.Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в современном мире, «Дошкольное воспитание» 2001/№9

4.Каирова И. А. ,Богданова О. С. «Азбука нравственного воспитания» Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.,Просвещение-1975. -320с.

5.Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика» ,М.1998.

6.Кулагин С. Н. Возрастная психология», М-Просвещение 2000.-49 с.

7.Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей М.- Творческий центр, 2005.- 61с.

8.Лямина Г. М. Воспитание детей в старшей группе детского сада, М.-Просвещение,1984.

9.Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет Методическое пособие, МТЦ Сфера, 2004 -96 с. (программа развития)

10.Мухина В. С. Психология дошкольника, М-1975, -239 с.

11.Макаренко А. С. Сочинение в 5-ти томах, М-1951, — 404 с.

12.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре М-Просвещение, 1982.

13.Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание, М-1972.-144 с.

14.Теплюк С. Об опрятности и аккуратности, « Дошкольное воспитание» №9, 1988.

15.Хрипкова А. Г. Биологическое и социальное в развитии, формировании и воспитании человека, М-1970

16.Штольц Х. ,Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение, М-1986

17.Шедровицкий Г. П. Методология педагогических исследований игры, М-1964.-108 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: