Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии

Организация научно-исследовательской деятельности

учащихся при обучении биологии

(из опыта работы учителя биологии высшей категории МБОУ СОШ с.Бай-Хаак Тандынского кожууна Республики Тыва Ховалыг Уран Минчитовны)

При организации научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии мы опираемся на полученные знания по предмету, особенно на старшей ступени образования, где идет профильное обучение. В процессе совместной деятельности учащегося и педагога на уроках выявляются сущности изучаемых явлений и процессов, проводят фиксацию и систематизацию новых знаний, закономерностей, описывают и по мере возможности пытаются объяснить и создают свои проекты, связанные с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Именно в стенах школ реализуются возможности учителя в профессиональном становлении, проверяется его творческий потенциал, также школа является стартовой площадкой для новых педагогических свершений. Ведь творческий учитель, используя различные формы и методические приемы, разнообразные технические средства обучения и компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы находит свой индивидуальный педагогический почерк и своих учеников, способных думать, рассуждать, увлекаться идеями и искать вместе с учителем истину. Живой диалог, организованный во время исследовательских работ, несущий значительную смысловую нагрузку, имеет огромную духовную ценность. Общение, учет индивидуальных особенностей, позволяет учителю дойти до каждого ребенка и развить в каждом человеке именно его способности талант. Миссия учителя быть в постоянном поиске, движении, чтобы суметь передать свою неуспокоенность, творческое осмысление жизни, любовь тем, кто рядом-своим ученикам.

Исходя, из опыта своей педагогической деятельности еще раз убеждаюсь в том, что интеллектуальный, творческий профессиональный ресурс учителя ежедневно увеличивается, благодаря нашим ученикам. Чем профессиональнее учитель, тем он человечнее. Именно это ценят наши ученики. Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к Природе развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике. использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов.

Организуя научно-исследовательскую деятельность учащихся, способствуем развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. Благодаря научно-практическим выездным семинарам во время Недели науки в Туве с организацией выставки — экспозиции научных и методических работ кафедры психологии и педагогики развития личности Кызылского педагогического института ТывГУ Ондар Л. М.,доцента кафедры психологии и педагогики развития личности ,кандидата психологических наук, Иргит Е. Л. доцента кафедры психологии и педагогики раб развития личности ,кандидата педагогических наук, Фрокол А. С., Оюн А. М. ассистентов ,также встречи и семинары с учеными ТИГИ Сузукей В. Ю. главного научного сотрудника сектора культуры ТИГИ, доктора культурологии, Кужугет А. К.зав. сектором культуры ТИГИ, доктора культурологии, Татаринцевой М. П.ведущий научный сотрудник сектора культуры ТИГИ, кандидата филологических наук мы учимся обобщать и систематизировать полученные знания из различных источников. При выполнении научных работ руководитель совместно с учеником проводит изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвигают гипотезы исследования, подбирают приемлемые методики. Большой объем времени занимают сбор собственного материала, его анализ, обобщение и собственные выводы, руководитель постоянно консультирует учащегося по вопросам планирования, методики проведения исследования, оформления и представления результатов исследования, оказывает помощь при составлении отчетов о НИР, изготовлении опытных образцов, помогает при подготовке к участию в конференциях и конкурсах, в публикации результатов выполненных исследований постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса). Существует очень много научных статей, методических разработок, сайтов в сети Интернет по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Каждый творчески работающий учитель в своей работе активно использует, так как систематически проводятся научно-практические конференции, конкурсы проектов, презентаций на муниципальных, региональных, федеральных уровнях.

Участвуя в течении многих лет в различных конференциях, конкурсах чувствуешь как в душе остается праздник творческого единения, когда они с достоинством защищают свои работы. Среди победителей особый свой почерк оставили Лащева Таня, Ховалыг Субудай, Карма Анай-Хаак, Даваа Чинчи, Оюн Сай-Суу, Серен-оол Саша, Седен Белек-кыс, Эртине Шенне, Оюн Александра, Оюн Виктория у членов жюри Республиканского эколого-биологического центра учащихся г. Кызыл на научно-практической конференции по изучении окружающей среды. В настоящий момент они являются студентами высших учебных заведений городов Томска, Новосибирска. Москвы, Барнаула, Красноярска, Кемерова, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. На ежегодной научно-практической конференции «Шаг в будущее» на базе Государственного лицея г. Кызыла занимали призовые места Ховалыг Сай-Суу (врач невропатолог),Хомушку Чаяна (студентка 5 курса г. Москвы),Даваа Чинчи (студентка 3 курса г. Красноярска),Серен-оол Саша (студентка 5 курса г. Красноярска), Карма Анай-Хаак (студентка 2 курса г. Кемерова),Ховалыг Субудай (студент 1 курса г. Екатеринбург) навыки научно-исследовательской работы, полученные в школе, понадобились им во время обучения в вузе. школьники отметили, что исследовательской работой заниматься престижно. Таким образом, результаты показывают высокую мотивацию учащихся в их желании заняться исследовательской работой. На республиканском конкурсе проектов по краеведению «Отечество» ученик 10 класса Седен Буян занял 2 место в 2015 году, также на конкурсе по составлению своей родословной на базе Тувинского государственного университета в 2015 году Кыргыс Чаян ученик 9 класса и ученик 10 класса Седен Буян являются победителями. Представляю проекты учащихся, занявших призовые места. Благодаря руководству научно-исследовательской деятельностью учащихся положительно повлияло на повышение моего мастерства, позволило актуализировать самореализацию, профессиональную квалификацию и желание заниматься наукой, исследовательской работой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: