Организация научно – исследовательской деятельности школьников как способ формирования

Технология организации исследовательской деятельности учащихся по общественным дисциплинам в рамках элективного курса

Сороколетова Т. Е., учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя школа № 8 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Проекты Стандартов нового поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающих приобретение такой ключевой компетенции образования как научить учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих указанную ключевую компетенцию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В стандартах второго поколения возникает понятие – универсальные учебные действия. Это связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре следующие блоки : 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Формирование этих универсальных учебных действий, как нельзя лучше, обеспечивает организация исследовательской деятельности учащихся. В средней школе № 8 третий год для учащихся 9- 11 классов организован курс «Основы научно – исследовательской деятельности учащихся по общественным дисциплинам», в этом учебном году элективный курс преподается в 9-х классах. Цель данного курса: развитие аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Курс разделен на 3 блока: теоретический, практический, индивидуальные консультации. Понятно, что на два последних блока выделяется большее количество учебного времени. Конечным результатом деятельности курса являются завершенные исследовательские работы учащихся.

В прошлом учебном году учащиеся, посещавшие элективный курс, успешно выступили на городской НПК «Шаг в будущее», дистанционном конкурсе «Интеллектуально – творческий потенциал России». Уже в этом учебном году четверо учащихся успешно выступили на городском конкурсе в честь 80-летия ХМАО-Югры, проводимого партией «Единая Россия». Бесспорно, что результаты внешней экспертизы деятельности радуют любого учителя и его учеников. Но большинство учащихся не могут побеждать в интеллектуальных конкурсах по понятным всем нам причинам. Но это и не самое главное, важнее, на мой взгляд, сформировать навыки исследовательской деятельности у школьника для его дальнейшей жизни. Значимой для ребенка исследовательская работа по общественным дисциплинам является еще и потому, что изучаемая проблема чаще всего имеет отношение к глубинным законам человеческого бытия – нравственности, морали, праву и формах проявлений этих социальных законов в нашей жизни.

Каким же образом исследовательская деятельность, организованная в рамках элективного курса, способствует формированию универсальных учебных действий?

В блок личностных универсальных учебных действий входят действие смыслообразования и действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Учащиеся, посещающие элективный курс, во – первых, мотивированы на занятие такой деятельностью, так как ее результат, воплощенный в оформленных исследовательских работах позволяет учащимся пополнить свой Портфолио, выступить на школьных и городских научно – практических конференциях, принять участие в различных Интернет – конкурсах, выйти с этой работой на экзамен по истории или обществознанию в период государственной итоговой аттестации.

Во-вторых, учащиеся, с первых занятий курса, настроены на не компилятивное воспроизведение материала, а на самостоятельную нравственно-этическую оценку, обобщений и выводов по рассматриваемой проблеме.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: целеполагание; планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование; контроль; коррекция; самооценка. Наконец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

Самым трудным для многих учащихся является первый этап работы, когда необходимо выбрать тему исследовательской работы. На занятиях элективного курса не предлагаются готовые темы. Тема рождается из интересов и проблем самого учащегося, который пытается понять те или иные стороны общественного бытия. Так, в этом учебном году, учащиеся выбрали темы «Особенности общения в подростковом возрасте»; «Защита прав ребенка»; «Черное золото» на службе югорчан», «Наркомания и ее последствия» и другие. Перед учащимися ставится задача – выбрать такую тему, которая отражает какое-то новое видение проблемы, основанная на самых современных научных или самостоятельных исследованиях. Только в этом случае, работа может считаться не реферативной, а исследовательской. Для определения тем работ проводится мозговой штурм, который позволяет высказаться каждому ученику о собственном видении проблем современного общества. Задача учителя в данной ситуации инициировать специальный диалог для того, чтобы «расшевелить» мыследеятельность юных исследователей. В индивидуальном порядке учитель помогает ученику определить аспект темы, сформулировать его на научном языке.

Трудным этапом подготовки исследования для учащихся является и определение цели и задач работы. Поэтому, на одном из первых занятий проводится совместный анализ ученических работ прошлых лет, выявляются их достоинства и недостатки, исходя из целеполагания. Использование такого аналитического метода способствует формированию умения критического мышления и постановки вполне конкретных и достижимых целей.

В ходе занятия «Основные требования к научно – исследовательской работе», кроме изложенных учителем положений, учащиеся, работая в группах, составляют инструкцию – памятку «Какой должна быть исследовательская работа по обществознанию (экономике, истории и т. д.)». Данный вид деятельности способствует развитию умений проектировать и планировать пути рационального преодоления проблем, возникающих в ходе подготовки исследовательской работы.

Используя вышеназванные методы, учитель создает условия для реализации одной из ведущих потребностей юношеского возраста – неформального общения, познания себя и своих возможностей через общение. На этапе контроля также используются групповые методы работы, когда учащиеся обмениваются своими знаниями по той или иной общественной проблеме, что, в свою очередь, позволяет юным исследователям рефлексивно оценить свой труд. В результате этих действий, юные исследователи приобретают и навыки содержательного общения, которое позволяет всем присутствующим шире взглянуть на события в окружающем мире.

Такая групповая работа, а не оценка достижений учителем (что тоже не исключается), способствует формированию воли, мобилизации сил и энергии в преодолении препятствий.

В блоке универсальных действий познавательной направленности рекомендуется различать общеучебные и логические действия.

В число общеучебных входят: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, умение структурировать знания; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

В ходе подготовки исследовательской работы на элективном курсе под руководством учителя учащиеся работают в библиотеке с каталогами, в кабинете ИКТ с ресурсами сети Интернет. В результате таких занятий школьники учатся не только поиску необходимой информации для исследования, но и ее критическому восприятию. Одно из занятий элективного курса «Научное чтение: цели и результаты» способствует формированию необходимых навыков осознанного чтения научной литературы, интерпретации прочитанного. На этом же занятии старшеклассники совершенствуют свои умения в фиксации информации, составлении планов, тезисов, оформлении ссылок и списка литературы.

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: выдвижение гипотез и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования; синтез как составление целой работы из частей; выбор оснований и критериев для сравнения; классификации объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др. Работая над соответствующими частями исследовательской работы, на занятии элективного курса используются схемы – шаблоны, заимствованные в работе «Управление исследовательской активностью ученика» автора Белых С. Л. и большая индивидуальная работа с учащимися курса.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

На занятиях элективного курса учащиеся учатся новым способам взаимодействия с учителем и сверстниками, учатся проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, а в случае подготовки группового исследования учатся понимать и предвидеть поведение партнеров, искать компромиссные решения.

Владение монологической и диалогической формами речи, как формами коммуникативных действий, на элективном курсе проверяется во время заключительного занятия. На этом занятии учащиеся предоставляют печатный вариант своего исследования, презентацию и защиту своей работы.

Компетентностный подход в организации элективного курса предполагает несколько иную систему оценки деятельности учащихся. Результаты освоения обучающимися содержания программы проверяются на учебных занятиях и оцениваются по 5 балльной оценке в зависимости от процента выполненного задания, полученного на предшествующем учебном занятии. На заключительном занятии оценивается результат деятельность учащихся, воплощенный в оформленную исследовательскую работу, презентацию и ее защиту.

Для общей оценки исследовательской работы учащихся были введены следующие критерии (по 5 балльной шкале):

1.Оценка за материалы исследования (печатный вариант:)

целеполагание работы (ясность, четкость цели и задач работы);

выдвижение гипотез и их обоснование;

содержание работы ( умение отделять основную информацию от второстепенной, структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, строить логическую цепь рассуждений и др.)

умение цитировать литературу, делать ссылки на мнение известных ученых и исследователей; занимающихся данной проблемой;

умение структурировать работу ( наличие плана, введения, основного содержания, выводов, списка литературы);

умение самостоятельно оценить рассматриваемую проблему с нравственно-этических позиций.

2. Оценка за выступление

логическое построение выступления (владение монологической речью);

умение ориентироваться в теме работы (владение умением вступать в диалог);

организация выступления.

3. Оценка за презентацию (умелое использование ИКТ).

Таким образом, можно сделать вывод о том, апробированный элективный курс создает благоприятные условия для саморазвития личности школьника, формированию у нее ключевых компетенций.

Организация исследовательской деятельности старшеклассников через элективный курс способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами и родителями учащихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: