ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОПТИМИЗАЦИ

Терешкова А. Н.

г. Миасс

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

Приоритет личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе способствует не только выявлению способностей, потенциальных возможностей детей, но составляет необходимое условия для раскрытия природных возможностей и задатков ребенка, гармонизации его развития.

Общепризнанным является представление о дошкольном детстве (3 – 7 лет) как сензитивном периоде развития творческого потенциала ребенка. Многие известные ученые, музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. В то же время, одаренность, рассматриваемая как потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при определенных обстоятельствах могут остаться нереализованными.

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Одной из актуальных проблем психолого – педагогического сопровождения одаренных детей (как в условиях типового образовательного учреждения, так и в системе дополнительного образования) является организация консультативно – просветительской работы с их родителями.

Создание в семье развивающей среды способствует раскрытию творческого потенциала одаренных детей. В микросоциуме нужны условия для развития способностей, то есть организация деятельности ребенка. Активному развитию творчества помогает включение одаренного ребенка в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, а также экспериментирование в разных сферах.

Система семейного воспитания должна отвечать потребностям ребенка, развивать его потенциал и уменьшать его трудности. Это, в свою очередь, укрепляет и помогает ему самостоятельно преодолевать свои слабости.

Однако, эффективна лишь та система детско-родительских отношений, в которой выполняются следующие условия:

признание безусловной ценности ребенка;

предоставление ребенку свободы выражения;

выработка гибкой адекватной воспитательной стратегии;

отсутствие попустительской позиции в отношении развития у ребенка социально-бытовых, регуляторных навыков, а также видов деятельности не относящихся к области интересов, связанных с одаренностью.

рациональный подход в прогнозировании развития и реализации особых творческих и образовательных возможностей ребенка.

Говоря о воспитании одаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть проблемы, с которыми сталкиваются все участники данного воспитательного процесса. Нередко эти трудности являются следствием неравномерного развития психики одаренных детей. При опережающем развитии отдельных функций, одаренный ребенок в других отношениях не отличается от своих ровесников или даже уступает им (нарушения мелкой моторики, снижение коммуникативной активности, повышенная тревожность и т. д.) Распространенными видами диссинхронии являются различия темпов развития интеллектуальных и социально-коммуникативных процессов или неравномерность развития интеллектуальной и психомоторной сферы.

Среди одаренных также встречаются дети, психическое развитие которых отличается неравномерностью в уровне сформированности эмоциональных, регуляторных, личностных и других сторон психики.

Сверхчувствительность такого ребенка, способность улавливать причинно-следственные связи окружающих явлений и событий могут способствовать формированию уязвимости, эмоциональной лабильности. Одаренные дети не только больше видят и тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходства и различия.

Особой, весьма трудной, с точки зрения помощи этим детям, является проблема формирования волевых установок, навыков саморегуляции, самоконтроля, планирования собственной деятельности.

Нередко родители обеспокоены ситуацией, в которой ребенок, проявляя очевидную склонность к любимому делу (занятия, находящиеся в области его интересов, отвечающие направленности его способностей), все же не умеет трудиться в тех случаях, когда требуются выраженные волевые усилия.

Педагоги отмечают, что часто у детей, проявляющих особые способности, возникают проблемы общения со сверстниками, отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения, что может проявляться в излишней конфликтности и/или в своеобразной отчужденности одаренного ребенка от группы сверстников.

Эти особенность развития одаренных детей во многом обусловливает необходимость оказания им педагогической и психологической помощи, а также моральной поддержки со стороны родителей и педагогов. Все формы консультативно-просветительской работы с родителями должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Направления и формы взаимодействия педагогов с родителями.

Организация диагностической работы по изучению семьи. Составление характеристики семьи воспитанника (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень семьи ребенка и др.). Формы взаимодействия: анкетирование, собеседование.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия: проведение лекционных занятий по актуальным вопросам воспитания и обучения детей с тем или иным типом одаренности; организация стендовой информации. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников. Формы взаимодействия: семейные экскурсии, организация детских праздников.

Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета. Формы взаимодействия: организация творческих мастерских (совместно с родителями и детьми) по изобразительной деятельности, приемам художественно – прикладного творчества: керамика, войлоковаляние, оригами.

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования, педагога-организатора (при необходимости специалистов медицинского профиля). Формы взаимодействия: индивидуальное консультирование родителей педагогами. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, повышения мотивационно-волевых установок в различных областях знания и коммуникации, находящихся за рамками сферы одаренности ребенка. Форма взаимодействия: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. Таким образом, выявление одаренности — это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений. Зачастую, педагогу может потребоваться применение различных методик, направленных на изучение личностных, интеллектуальных характеристик развития ребенка, определения особенностей коммуникативной деятельности, состояния соционормативных функций.

Проектирование воспитательного процесса в семье одаренного ребенка, направленное на развитие способностей ребенка и сглаживание его трудностей (стереотипности коммуникативных тактик, трудности социальной адаптации в коллективе сверстников) требует участия профессиональных педагогов.

В то же время, педагоги, организующие групповые занятия в рамках комплексной или факультативной образовательных программ, также имеют возможности в ходе наблюдения за ребенком определить сферу его интересов, наличие выраженных способностей и условий их актуализации, проанализировать особенности поведения и эмоционально-волевой регуляции в познавательной, игровой и коммуникативной видах деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: