Организация коллективной формы обучения на уроках в начальных классах

Организация коллективной формы обучения на уроках в начальных классах.

«Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в этом случае его можно признать хорошим»

(Выготский Л. С.)

Развитие детей в системе развивающего обучения понимается не как развитие отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и тому подобное, а как общее развитие личности.

Развивающее обучение – целостная педагогическая система. Основные характеристики развивающего обучения: содержание, методы, тип учебной активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного процесса и развертывающийся в ней коммуникации – взаимосвязаны и обусловлены целями развивающего обучения.

Ведущими концепциями развивающего обучения являются концепция развивающего обучения, разработанная лабораторией под руководством академика Л. В. Занкова и концепция развивающего обучения, разработанная коллективом московских психологов под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. В предложенных ими концепциях предлагается кардинально изменить содержание школьного образования, основу которого должна составлять система научных понятий, предметом совместной работы учителя и ученика является учебная деятельность ученика.

Системы Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина отмечаются верой в каждого ребенка, в его силы. Они разработаны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (складом ума и характера, уровнем развития).

Изменение в содержании, методах школьного обучения требуют изменения и форм организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникает необходимость в учебном сотрудничестве, где участвуют обе стороны: и учитель, и дети. Существуют три формы учебного сотрудничества:

1. учебное сотрудничество с взрослыми;

2. учебное сотрудничество со сверстниками;

3. учебное сотрудничество с самим собой.

Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное сотрудничество со сверстниками.

Учебное сотрудничество является основой для развития коллективной формы организации учебно-воспитательного процесса, которая выступает как ведущая форма организации в развивающем обучении.

Коллективная форма организации включает в себя работу в парах сменного состава, в группах и в динамических парах.

Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации учебно-воспитательного процесса.

Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща.

Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы наиболее благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимают в учебном процессе до двадцати пяти процентов рабочего времени урока. Но именно здесь ученик чаще всего остается один на один с учителем, отвечая только перед ним за результаты своей личной работы, а класс фактически остается «вне игры».

При организации коллективной работы на плечи учителя ложатся хлопоты по подготовке карточек с заданиями, разработка специальных заданий, обучение детей новому для них виду сотрудничества. Эффективно вводить элементы коллективной работы уже с первых дней учебы детей в школе. Детей можно рассадить по группам. Группы формируются за счет определенной расстановки мебели (хотя это необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже. Пока группа – это механизм поддержки. Урок остается основной формой организации обучения, сохраняются домашние задания, но носят разнообразный, часто индивидуальный характер (индивидуальные карточки-задания), это снижает возможность перегрузки учащихся. Урок, благодаря старанию учителя, богат по содержанию, сочетанию различных форм работы учащихся, характеру взаимоотношений между учителем и учащимся, приобретает черты нестандартности, мобильности. По удельному весу высказываний, конкретных действий на первый план выходят ученики, учитель ставится как бы дирижером, усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой деятельности, которая является основным направлением развивающего обучения. Необходимо подготовить учащихся к самостоятельной деятельности в нестандартных условиях, а для этого необходимо сформировать у учащихся обобщенные интеллектуальные умения:

а) анализ сложившейся ситуации и выводы относительно этой ситуации;

в) видение разных функций одного и того же объекта;

в) устанавливание связи данного объекта с другими;

г) выделение в них существенных признаков.

Для того чтобы сформировать умения с большим развивающим эффектом, необходима постановка учителем нестандартных учебных задач, и при этом организация коллективного поиска (процесс познания идет «от учеников»).

Постановка и решение познавательных задач проблемного характера приобретает особое значение на начальном этапе формирования умения коллективного труда. Содержащееся в них «неизвестное новое» в силу возникающей познавательной потребности выступает перед классом как общая познавательная задача, решение которой становится доступным благодаря объединению индивидуальных усилий учащихся в процессе совместной работы. В дальнейшем, по мере становления умения «работать коллективно», коллективная работа возникает и в том случае, если общая задача ставится в форме задания, которое может и не иметь проблемного содержания:

1.один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет;

2.затем другой ученик (тот, который перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;

3.потом каждый берет тетрадь своего соседа и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант;

4.открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе);

5.допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок;

6.каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок;

7.снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся в выборе партнера для совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.

Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы рекомендуется проводить коллективные учебные занятия, используя различные коллективные формы организации на протяжении всего урока.

При организации коллективных занятий важно учитывать ряд специфических особенностей:

1. Каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».

2. Ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам.

3. Деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.

4. Основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех.

5. Каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.

6. Полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава, взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава.

Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется лишь часть возможностей развития ребенка.

Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Васильченко П. А. Обучение на коллективной и индивидуальной базе.

// Начальная школа. – 1993 №4, с.57-59.

2. Давыдов В. В. Трудности развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

– 230с.

3. Дьяченко В. К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.

4. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. –

192с.

5. Дьяченко В. К., Попова А. И. Организация коллективных учебных занятий

// Начальная школа – 1990. – №1, с.4-7.

6. Золотова А. В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. –

1989. –№10-11. С.34-35.

7. Кудрявцева Л. В., Тархова С. В. Организация работы в парах неизменного состава // Начальная школа. – 1990. –№11, с.47-53.

8. Нечаева Н. В., Занков Л. В. О методической системе начального обучения

// Начальная школа. – 1995.–№11, с.47-53.

9. О преемственности меж начальным общим и главным общим образованием по системе Л. В. Занкова // Начальная школа. –1994.–№7, с.4-12

10. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Знание,

1974. –230с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: