Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профила

Организация клубной деятельности нормативно – правовой направленности в рамках профилактической работы в школе

Автор: Василевская Т. Н.

педагог – организатор ГБОУ № 251

Актуальность.

Одной из проблем современного общества является низкая нормативно – правовая грамотность подростков и молодежи, а как следствие – не умение нормативно вести себя в общественных местах. Это проявляется в использовании при разговоре ненормативной лексики, в разрешении конфликтных ситуаций путем физической силы, оскорблений в адрес собеседника.

Поэтому в работе по профилактике аддиктивного поведения детей и подростков в условиях эксперимента в нашей школе особое внимание уделяется вопросам правовой осведомленности учащихся и, связанными с ними, нормам поведения человека в обществе.

Работая со взрослыми детьми была подготовлена анкета (Приложение 1) и проведен опрос, который выявил, что многие ребята имеют недостаточный уровень нормативно – правовых навыков поведения и не обладают той долей ответственности и дисциплинированности, присущей уверенному человеку.

Исследования уровня нормативно — правовой грамотности учащихся привели к мысли об организации профилактической деятельности в начальной школе с привлечением ребят – волонтеров. Одним из вопросов анкеты на определение уровня правовой грамотности является «С какого возраста ребенок имеет право на защиту своих прав». Ответ очевиден – с рождения.

В связи с этим возникает вопрос, а с какого возраста ребенка нужно начинать профилактику зависимого поведения? Ответ тоже должен быть очевиден – чтобы не опоздать, с рождения.

Но с рождения с ребенком занимаются родители, а в школе профилактическая работа начинается с первого класса. Именно здесь особое значение приобретает позитивная профилактика, которая, прежде всего, направлена на развитие личности, на закладывание основ правовой грамотности, ответственности, социальной и личной активности, гражданского самосознания.

Дети начальной школы отличаются открытостью, непосредственностью, физической активностью, общительностью и готовностью участвовать в различных видах деятельности. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых и в разнообразии видов деятельности. В этой ситуации учителю на помощь могут прийти старшеклассники с активной жизненной позицией и желанием самореализации.

Описание деятельности

В нашей школе на базе среднего звена действует волонтерская группа. Изначально это были ребята, изъявившие желание поиграть с детьми в группе продленного дня. И первое же занятие понравилось и запомнилось и участникам, и организаторам. Встречая на переменах старших ребят, малыши постоянно спрашивали: «А когда вы к нам еще придете?». Так родилась идея организовать цикл мероприятий для детей начальной школы, а чтобы это было не только интересно, но и полезно, было решено организовать клуб нормативно – правовой направленности, который получил название «Правовед».

Клуб «Правовед» – это добровольное школьное объединение, работающее в рамках позитивной профилактической деятельности по специально разработанному плану (Приложение 2).

Целью работы клуба является первичная профилактика аддиктивного поведения на основе формирования нормативно – правовой грамотности учащихся силами волонтеров.

Задачи клуба:

Разработка и проведение профилактических мероприятий для учащихся начальной школы

Информирование учащихся о правилах и нормах поведения в различных жизненных ситуациях (Проиложение3).

Развитие коммуникативных навыков и навыков коллективной деятельности учащихся

Позитивная самореализация подростков

Членами клуба могут быть учащиеся 6 – 9 классов.

Принципы клубной деятельности:

— добровольность

— активность, открытость, ответственность

— доброжелательность, позитивная эмоциональность

— мобильность, общительность.

Основные направления деятельности клуба:

Организация и проведение профилактических мероприятий нормативно – правовой направленности в ГПД

Выпуск ежемесячного информационного блока «Правовед»

Организация игровых переменок в начальной школе.

Все мероприятия, проводимые в рамках клуба, опираются на действующие правовые акты и нормативы, проводятся в игровой форме и включают в себя умственные и физические задания, позволяющие детям проявить свои знания, умения, и творческие способности.

Руководство деятельностью клуба осуществляет педагог – организатор.

Описание мероприятия.

Волонтерское занятие 2 «Ты пешеход, а это значит…»

Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Сегодня снова с вами девчонки из 8 б класса.

А кто помнит, как их зовут?

(Ребята называют имена ведущих)

Молодцы!

Сегодня мы поиграем с вами в знатоков правил дорожного движения.

Тема нашего мероприятия «Ты пешеход, а это значит…».

Тема выбрана не случайно. Впереди у вас каникулы, и вы много времени будете проводить на улице. А знаете ли вы, как правильно себя вести на дороге? Вот это сейчас и проверим.

В конце мероприятия самых активных участников, как всегда, ждут призы и подарки.

Для проведения игры нам надо создать 2 команды. Сначала выбираем капитанов. Теперь собираем команды (по принципу «мы выбираем, нас выбирают»).

Команды просим занять свои места за игровыми столами.

Я передаю слово девочкам – ведущим конкурсной программы.

Первый волонтер: 1 конкурс – викторина – каждая команда должна ответить на 5 вопросов по правилам дорожного движения для пешеходов, которые выбираются путем кручения волчка. Команда отвечает на вопрос на карточке, на которую указала стрелка волчка. Волчок запускают члены команды по очереди. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

Вопросы для знатоков ПДД:

Почему нужно переходить дорогу только на пешеходном переходе?

Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый цвет светофора?

Как определить, что машина собирается повернуть направо?

Чем опасны кусты и деревья на дороге?

Почему опасно переходить дорогу наискосок?

Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

Как правильно обойти автобус и троллейбус?

Почему опасно играть на тротуаре?

Почему нельзя цепляться за проезжающие автомобили?

Как перейти дорогу, если нет светофора?

Второй волонтер: Наташа совсем замучила вас своими вопросами. Я вижу, вы и так все знаете. Поэтому предлагаю немного расслабиться, а то сейчас к вам Марина со своим заданием придет. Как, ответственная за спорт, предлагаю физкультминутку.(Проведение физкультминутки)

Второй волонтер: Я передаю слово Марине, но с вами еще не прощаюсь.

Третий волонтер: Спасибо, Зина. Я люблю разгадывать кроссворды и сегодня хочу предложить вам это занятие. А вы умеете разгадывать кроссворды. Тогда 2 конкурс – кроссворд. Ваша задача – отгадать слово, которое зашифровано в выделенной части кроссворда по вертикали. Для этого вы должны вписать ответы на вопросы в клетки по горизонтали. Даю подсказку – все ответы связаны с транспортом, дорожным движением. Выигрывает команда, первая отгадавшая зашифрованное слово и полностью отгадавшая кроссворд. Наибольшее количество баллов за разгадывание кроссворда – 5.

Двухколесное транспортное средство

Транспортное средство, везущее пассажиров по рельсам на дороге.

Животное, помогающее переходить улицу.

Дорожка для пешеходов.

Транспортное средство, везущее пассажиров при помощи электричества.

Сигнальное устройство на железной дороге.

Человек, сидящий за рулем транспортного средства

Дом, где живет машина.

Второй Волонтер: Пока Настя готовит новый конкурс, я объявляю спортивную паузу.

Спортивная пауза:

1 конкурс – Передал – садись.

Команды выстраиваются у стойки друг за другом в одну шеренгу, капитан стоит напротив на расстоянии 5 – 6 шагов. Капитаны бросают мяч первому игроку команды. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на пол. Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сядут на пол. Пойма мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а все игроки вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой первыми вскочили. Если мяч упал, то игрок должен его поднять встать на свое место и бросить капитану.

2 конкурс – Сороконожка.

Игроки стоят друг за другом, держа впередистоящего за талию. Задача игроков выполнять задание ведущего на разъединяя рук.

Задания:

— сороконожка поднимает свои правые ножки

— сороконожка поднимает свои левые ножки

— сороконожка прыгает на месте

— сороконожка прыгает вперед

— сороконожка прыгает назад

— сороконожка приседает

— сороконожка ползет на корточках

— сороконожка встала

— сороконожка обходит препятствие

— сороконожка побежала.

Выигрывает команда, меньше допустившая ошибок.

3 конкурс «Удержи шарик»

Игроки команды должны как можно дольше удержать воздушный шарик в воздухе, дуя на него снизу.

Выигрывает команда, которая дольше удержала шарик в воздухе.

Второй Волонтер: Всем спасибо. Хорошо поиграли. Теперь заходите в класс.

(Ребята заходят в класс и занимают свои места)

Четвертый волонтер: Ребята, я предлагаю вам поиграть в пазлы. Поэтому 3 конкурс так и называется «Пазлы». Я выдаю вам конверты с разрезанным дорожным знаком, ваша задача собрать этот знак и объяснить, что он обозначает и где его можно увидеть. За победу в этом конкурсе можно получить 5 баллов – за скорость, за правильность сборки, за правильность ответов.

(Выполнение задания)

Третий волонтер: Ребята, было бы не правильно сегодня не поговорить о нарушениях правил дорожного движения. Поэтому последний 4 конкурс «Нарушители ПДД», в ходе которого я показываю вам картинку, а вы должны определить какие правила дорожного движения нарушены. За каждый правильный ответ выдается 1 жетон.

(Проведение конкурса)

Ведущий: Наше мероприятие подошло к концу. Я попрошу команды сдать жетоны для подведения итогов. А пока девочки подсчитывают ваши баллы и определяют победителя. Я хочу услышать ваше мнение о данном мероприятии.

— Что нового вы сегодня узнали?

— Что было трудно для вас?

— Что было легче всего?

— Какие есть пожелания к девочкам – ведущим?

Подведение итогов. Присвоение званий «УМНЫЙ ПЕШЕХОД». Вручение призов. Всем спасибо. До новых встреч!

Результаты и вывод

Эффективность клубной деятельности можно оценить по тому, с каким удовольствием волонтеры готовятся к мероприятиям, как их встречают малыши, по эмоциональному состоянию всех участников в период проведения мероприятия и рефлексии, проводимой в конце каждого мероприятия.

Самым важным качественным индикатором эффективности мероприятия является проявление учащимися своей субъектной позиции – добровольца, работающими с младшими школьниками.

По результатам интервью младших школьников было выяснено, что у них значительно повысилась правовая культура нормативного поведения, проявляющаяся в том, что, значительно снизились случаи взаимных оскорблений, драчливости. Появились навыки решения конфликтных ситуаций мирным путем, оказания взаимной поддержки, проявления заботы.

Профилактические мероприятия в рамках клуба «Правовед» — только капля в море воспитательной работы, но хочется верить, что эти занятия окажут позитивное влияние на развитие школьников, будь они участниками или организаторами этих мероприятий.

Приложение 1

Анкета

Уважаемые ребята!

Просим ответить вас на предложенные вопросы. Анкетирование проводится анонимно, поэтому ждем от вас откровенных ответов.

1. С какого возраста ребёнок имеет право на защиту своих прав:

а) с рождения б) с 14 лет в) с 18 лет

2. С какого возраста у ребёнка появляется обязанность слушаться родителей или лиц их заменяющих

а) с рождения б) с 6 лет в) с 14 лет

3. С какого возраста у ребёнка появляется обязанность соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома, в общественных местах?

а) с рождения б) с 6 лет в) с 14 лет

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за отдельные виды правонарушений?

а) с 11 лет б) с 14 лет в) с 18 лет

5. С какого возраста ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков за совершенное правонарушение:

а) с 8 лет б) с 11 лет в) с 14 лет

6. Знаешь ли ты нормы поведения в общественных местах:

А – да

Б – затрудняюсь ответить

В – нет

7.Знаешь ли ты права и обязанности школьника

А – да

Б – затрудняюсь ответить

В — нет

8.Ведешь ли ты себя в обществе в соответствии с принятыми нормами общественного поведения

А — да

Б – затрудняюсь ответить

В – нет

9.Соблюдаешь ли ты порядок в общественных местах

А — да

Б – затрудняюсь ответить

В – нет

10.Соблюдаешь ли ты правила дорожного движения

А — да

Б – затрудняюсь ответить

В – нет

11.Соблюдаешь ли ты обязанности школьника:

А – да

Б – затрудняюсь ответить

В – нет

12.Готов ли ты отвечать за свои поступки

А — да

Б – затрудняюсь ответить

В – нет

Спасибо за участие!

Обработка анкеты.

За каждый правильный ответ учащиеся получают по 1 баллу.

Вопросы 1 – 8 направлены на выявление нормативно – правовых знаний учащихся:

1 – А

2 – А

3 – А

4 – Б

5 – В

6 – А

7 – А

Вопросы 9 – 12 практического характера, направлены на соблюдение норм поведения школьником в обществе.

Чем больше получено баллов, тем выше уровень нормативно – правового самосознания у учащихся.

Обработка анкетирования класса целиком позволяет определить наиболее слабые места в представлении учащихся о нормативно – правовом поведении.

Приложение 2

План

Проведения волонтерских занятий в рамках клуба «Правовед»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: