Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Главное в моей педагогической деятельности является развитие интеллектуального потенциала обучающихся. А организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе.

Работа ведется с 5 класса. Вначале я выявляю способности обучающихся к предмету, а затем развиваю их дальше. Для успешного развития способностей я активно применяю различные педагогические технологии: игровую, проблемную, групповую, разноуровневую, личностно ориентированную, новые информационные.

От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников.

В качестве примера представляю описание двух уроков.

Урок-путешествие по русскому языку в 5-м классе «Главные и второстепенные члены предложения”, который входит в серию уроков по синтаксису.

Если разобрать этот урок по этапам, то можно увидеть, что для достижения учебной, развивающей и воспитательной целей были использованы самые разные педагогические технологии. На первом этапе – на разминке – был использован игровой момент –схема «Теремок», и благодаря ему создан нужный эмоциональный тон, а также последующий переход к теме урока. При закреплении материала использовалась проблемная ситуация, которая помогла пробудить интерес учащихся к теме урока.

Работа в мобильных группах воспитывала чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогала проявить себя ученикам как личностям. А всё вместе учит детей-пятиклассников мыслить, в том числе и самостоятельно (очень важное умение для последующих занятий исследовательской деятельностью).

Урок русского языка в 6 классе с использованием технологии группового обучения по теме “Путешествие в город Глаголинск” (систематизация и обобщение изученного по теме “Глагол”)

Урок призван обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе; совершенствовать умение обучающихся определять морфологические признаки глаголов; развивать орфографические, пунктуационные и творческие навыки обучающихся; развивать навыки самостоятельной работы со справочной литературой; воспитывать нормы речевой культуры. На всех этапах урока учащимся предлагались на выбор задания разных уровней. При закреплении материала учащимся было предложено определить роль глаголов в стихотворных текстах, а также выявит целесообразность использования определенных глагольных форм в разных стихотворениях. Представляем фрагмент урока.

Какова тема данного стихотворения? Угадайте, как оно называется? О каких событиях рассказывается в стихотворении, которые происходили в прошлом или которые происходят в момент речи? Глаголы какого времени и какого лица преобладают в стихотворении? Почему?

И. Бунин

Чем жарче день, тем сладостней в боруДышать сухим смолистым ароматом,И весело мне было поутруБродить по этим солнечным палатам!Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок – как шелк… Прильну к сосне корявойИ чувствую: мне только десять лет,И ствол – гигант, тяжелый, величавый.Кора груба, морщиниста, красна, Но так тепла, так солнцем вся прогрета!И кажется, что пахнет не сосна,А зной и сухость солнечного лета.

Данные уроки– пример дифференцированного обучения. Все задания на всех этапах урока должны были помочь проявить себя каждому учащемуся, помочь поверить в собственные силы, учить самостоятельности мышления, умению принимать решения самостоятельно. (Кстати, на этих уроках оценок «удовлетворительно» не было, только «хорошо» и «отлично».)

Обращаю внимание на тот факт, что на одном уроке могут использоваться фрагментарно различные педагогические технологии – игровая, поисковая, проблемная, личностно ориентированная – для того, чтобы развивать и индивидуальность учащихся, и творческий потенциал, и, самое главное, интеллект.

Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предметам «русский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

Мы приблизились к главному – к исследовательской работе как способу развития средство формирования познавательного интереса обучающихся. На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка в 7 классе по теме “Стилистические функции причастий”

На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии (все учащиеся за урок получили только «хорошо» и «отлично»), а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках русского языка у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.

Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь третий год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно (учебно) – исследовательская работа, за которую испытывают гордость и учителя и ученики, но ребёнок в большей степени, безусловно.

Предлагаю вашему вниманию две научно (учебно) – исследовательские работы, выполненные нашими ученицами. Все были представлены на городском конкурсе учебно-исследовательских работ в рамках праздника «Дни русского языка» им. Н. Трубачева в 2009 и 2010 гг.

Автор первой работы – Резепова Анжелика, в 2009 году ученица 10 класса, которая изучала эмотивную лексику русского языка в лексикографических источниках. Когда мы занимались этим исследованием, то первоначально моя подопечная выполняла отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Но постепенно под моим руководством, вникая всё глубже в суть исследования, Анжелика смогла от операционного уровня самостоятельности перейти к тактическому уровню, то есть увидела логику развития исследования, установила взаимосвязи и смогла планировать дальнейшие шаги в своей работе. Таким образом, исследовательская деятельность помогла моей ученице овладеть общими навыками получения знаний, расширила её кругозор, заставила поверить в собственные силы.

На этом конкурсе работа «Эмотивная лексика русского языка в лексикографических источниках» заняла 2 место. Также это исследование мы отправили на Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ им. Вернадского в 2009-2010 учебном году. Эта работа прошла во второй тур, и нас пригласили в Москву.

Автор второй работы – Сердюкова Ксения, ученица 9 класса, которая изучала особенности функционирования духовной лексики в речи.

Уровень самостоятельности Сердюковой Ксении был настолько высок, что она легко ориентировалась в изменяющейся обстановке, была логична и последовательна в своих действиях, планировала дальнейший ход исследовательской деятельности, пользовалась необходимой литературой. Мне оставалось только корректировать ход её работы. Языковые процессы, представленные в работе, мы анализировали совместно. Полученные результаты даже вызвали у нас разногласия. Мы, как настоящие учёные, пытались в споре найти истину, и нам это удалось. Несомненно, что эта исследовательская деятельность помогла ученице в ещё большей степени развить её творческий потенциал.

Я считаем, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.

Результативность реализации опыта

Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителей направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Подтверждением эффективности исследовательской деятельности как педагогической технологии являются следующие показатели:

Динамика познавательной активности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: