Организация исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС

Организация исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС

Павлова Ольга Евгеньевна, учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №70»

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС ориентируют:

— на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства;

— на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание должно уделяться развитию различных видов деятельности ребенка. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является применение исследовательской технологии и ее элементов в обучении. Она предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.

Что же такое исследовательская деятельность? – Это такая деятельность учащегося под руководством научного руководителя, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи по выбранной теме с заранее неизвестным для ученика решением.

В образовании целью исследовательской деятельности является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося через самостоятельно получаемые знания, которые являются новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Джером Брунер, американский психолог и педагог, исследователь познавательной деятельности, работавший в США и Англии в 1950-60 гг. подводя итоги дидактических исследований, выделил основные черты исследовательского обучения:

Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.

Учитель должен создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.

Знакомство с историческими фактами должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.

Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.

В основу исследовательской деятельности учащихся могут быть положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

технология развивающего обучения;

технология индивидуализации обучения;

личностно-ориентированная технология;

компетентностного и деятельностного подхода.

Назовем некоторые формы исследовательской деятельности

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока – представление учителем различных точек зрения на заданную тему, организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ учащимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям (с написанием проблемно-реферативных работ), отражающим различные точки зрения на проблему с режиссурой научной дискуссии с формулировкой выводов.

2. Специальные учебные предметы в сетке базисного компонента учебного плана. Например, курс «Методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности с иллюстрацией на конкретных задачах в рамках образовательных областей и отработке постановке и реализации исследовательских задач в рамках домашних заданий и последующей их презентации на уроках.

3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.

4. Программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам. Фиксация результата как законченной исследовательской работы.

5. Осуществление деятельности тематических клубов и молодежных объединений (например, научные общества учащихся по различным предметным секциям).

6. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий традиционного характера. Постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.

7. Реализация общешкольных проектов (например, интегрированной образовательной программы общего и дополнительного образования, тематические интегрированные проекты по определенной проблеме) на основе исследовательской деятельности на уровне учреждения с тесной увязкой различных форм образовательной деятельности и реализацией годового цикла исследовательской деятельности.

8. Реализация походов и экспедиций как самостоятельных форм организации исследовательской деятельности и как элементов годового цикла проведения учебных исследований.

9. Проведение научно-практических конференций и конкурсов – форм презентации исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском

Школьный уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая, а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам. Этот уровень, как правило, реализуется на уроках.

Учащиеся 5-6 классов работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. При этом обязательно использовать алгоритм — предписание пошаговой последовательности действий, точное выполнение которой позволяет решать учебные задачи определенного типа работы. Важно проговаривать его с учащимися. В дальнейшем алгоритмы позволяют учащимся организовать работу и добиваться необходимого результата самостоятельно

Развитию навыков исследователя, внимание к деталям, хорошо способствует работа по поиску ошибок в тексте. Эта форма работы очень любима у школьников 5 класса.

Возможные темы заданий исследовательского характера

5 класс — «Один день…(земледельца, вельможи, ремесленника, фараона и т. п), «Путешествие в… (Древний Египет, Древнюю Грецию, Древний Рим и т. п), «Как я участвовал в …(Олимпийских играх, Марафонском сражении)Мини-проекты:- прикладной – «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись)- ролево-игровой – «Я – ученик афинской школы»- информационный – «Семь чудес света»

6 класс – «День в осажденной Рязани», «Путешествие купца», «Как я участвовал в крестовом походе», «Устарел ли рыцарский кодекс в наше время?» и т. д.

7 класс – составить свою версию «Детской энциклопедии», сопроводив ее авторскимирисунками или стихами, «Степан Разин – герой или разбойник?» и др

В 8 классе использовать прием «Историческая разноголосица. Кто прав?»

С. М. Соловьев (русский историк): «Уваров…придумал эти начала, т. е. слова: православие – будучи безбожником, самодержавие – будучи либералом; народность – не прочтя в свою жизнь ни одной русской книги.»

М. М. Шевченко (современный историк): «Свободное признание Уваровым самодержавия «палладиумом России» (фундаментом, спасителем страны) и было для Уварова показателем настоящей политической зрелости образованного человека»

«Загадка от современника. Что он хотел сказать?»

С. Ю. Витте: « Александр III был человеком сравнительно небольшого образования, можно сказать – он был человеком ординарного образования… У императора был небольшой ум рассудка, но у него был громадный, выдающийся ум сердца».

В 9 классе учащимся предлагается высказывание У. Черчилля: « От Штетина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент», 5 марта 1946г. О какой железной завесе говорил У. Черчилль? Какие проблемы послевоенного устройства он обозначил и был ли прав?

«Мое отношение к гражданской войне», «Мой любимый исторический герой. Есть ли сейчас такие?» и т п.

Обоснованным здесь является использование проблемных ситуаций, исследовательских задач, моделирование эксперимента, дискуссии, проблемный анализ текста, написание творческих работ, докладов, сообщений, создание презентаций по выбранной учеником тематике.

Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм, умения работать с респондентами, проводить опрос по значимым вопросам.

В 8-9 классах происходит специальное обучение приемам рациональной умственной работы — систематизации, обобщению материала. Учащиеся составляют развернутый план — конспект, аннотацию, кластеры, выписывают тезисы по теме урока. Особенно интересна на уроках обществознания тема «Прав человека и гражданина» в 9 классе, когда учащиеся работают с текстами законов. Побуждают учащихся к исследованию правовые задачи, которые даются на дом.

На данных этапах во время проведения уроков можно использовать методику исследовательской деятельности в группах. Очевидны преимущества использования тех форм и методов обучения, которые побуждают каждого ученика ощутить себя аналитиком и критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать и опровергать их.

Третий уровень предполагает не только практическую значимость выбранной темы, но и новизну ее разработки, т. е. построение своих логических умозаключений, собственных предложений, трактовку их результатов и т. п. И если на ранних этапах учащиеся осваивают отдельные элементы исследовательской деятельности, то на данном этапе учащиеся создают исследовательские работы (проекты).

На уроках истории в старших классах необходимо использовать задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

Хотелось бы отметить важность использования современных печатных материалов, которые позволяют учащимся не только сравнивать, анализировать исторические события, проводить исторические параллели, но и формируют в них личностную оценку не только прошлого, но и настоящего, тем самым формируя у них активную жизненную позицию.

Так, например, используя материалы журнала «Власть» издательского дома «Коммерсантъ», можно исследовать и сравнить:

Роль и возможности женщин-юристов в судебной системе в 1913 году и 2015.

Чрезвычайно высокий уровень аварийности на дорогах 1952 и 2012.

Уменьшения численности милиции 1959 года для сокращения государственных расходов и заменой сокращенных стражей порядка дружинниками с современной реорганизацией МВД.

Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя, который выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Исследование ученическое, может носить как учебный характер, так и научный. Может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.

Назовем этапы организации исследовательской деятельности, их содержание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: