Организация игрового аппарата при обучении игре на синтезаторе

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детский морской центр «Нептун»

Методические рекомендации

«Организация игрового

аппарата при обучении игре на синтезаторе»

Составитель:

педагог дополнительного образования

Горбунова Ольга Леонидовна

г. Березники, 2015г

Организация игрового аппарата

при обучении игре на синтезаторе

На начальном этапе занятий на клавишном синтезаторе, обучающемуся необходимо овладеть нотной грамотой, освоить постановку рук и организацию аппарата. Одной из главных задач педагога на данном этапе является развитие у обучающегося слуха, ритма, музыкальной памяти.

Постановка рук и организация аппарата — самый ответственный момент в начальном периоде обучения. Педагогу необходимо проявить максимум терпения и выдержки. Поскольку дети быстро устают, работая за инструментом, следует чередовать работу с небольшими паузами – разминками. Хорошо проводить урок в форме игры, придумывая различные варианты «игрового занятия».

Важным моментом является правильная посадка обучающегося за инструментом. Необходимо посадить его за синтезатор и попросить положить его руки на клавиатуру.

Правильной высотой посадки считается та, при которой предплечье будет находиться в положении, параллельном полу. Локти не должны быть опущены или слишком приподняты. Спину следует выпрямить, корпус немного наклонить вперед, на ноги он должен удобно упираться.

Подобрав для обучающегося удобное положение посадки, необходимо зафиксировать высоту подставки, на которой стоит инструмент, специальной ручкой — фиксатором. Прежде чем обучающийся извлечет первый звук на инструменте, следует научить его упражнениям на освобождение мышц рук, дать ему почувствовать, насколько должны быть свободны мышцы у исполнителя. Для этого ребёнку следует стоя поднять руки вверх и, подержав их в таком положении несколько секунд, бросить вниз, наклонив при этом свой корпус. Проделав такое упражнение несколько раз, можно перейти к упражнениям на клавиатуре.

Первые упражнения на инструменте — упражнения на поп legato (несвязная игра). Начальные упражнения следует исполнять 3-м пальцем, т. к. он является центром руки. Опираясь на третий палец, рука стоит достаточно устойчиво. Все упражнения на клавиатуре необходимо исполнять правой и левой руками отдельно для того, чтобы руки развивались равномерно.

Первым вхождением обучающегося в клавишу надо управлять, поэтому педагог должен поддерживать руку обучающегося под предплечье и управлять движением его руки. Звук надо брать сверху, при этом рука как бы берет дыхание, вхождение в клавиши мягкое, но глубокое. Снятие руки обязательно при помощи кисти. Кисть, поднимаясь вверх, увлекает за собой пальцы. Первое упражнение – перенос руки по нотам «до» через октаву вверх и вниз. Рука во время переноса от одной ноты «до» до другой описывает в воздухе дугу. Это упражнение формирует свободное движение рук.

Первые упражнения на синтезаторе можно давать с подключением автоаккомпанемента. Во время исполнения упражнения следует чередовать паттерны разных стилей, подключать разные голоса оркестровых инструментов.

Второе упражнение — до, ре, до, — через октаву — до, ре, до. Вверх и вниз отдельно каждой рукой.

Третье упражнение – перенесение руки с одной клавиш на другую по ступеням до мажорной гаммы вверх и вниз.

Все упражнения должны быть ритмически организованными. Обучающийся должен считать вслух, исполняя их.

Далее начинаем игру 2-м и 4-м пальцами одновременно.

Упражнения на терции: до 4- ми 2 и 4 пальцами переносим по всем октавам вверх и вниз отдельно каждой рукой. Затем то же упражнение исполняется 1 + 3 пальцами и 3 + 5 пальцами.

Упражнения на квинты: до + соль 1 + 5 пальцами через октаву вверх и вниз.

Затем можно вводить небольшие песенки на 1—2 нотах («Андрей—воробей» или «Дин-дон», «Ладушки—ладушки»), подключая при этом разные голоса инструментов оркестра и разные стили автоаккомпанемента. Исполнять эти попевочки можно со счетом, с названием нот и со словами, играя уже всеми пальцами по очереди. Сначала все 1 пальцем, затем все 2 пальцем и т. д.

Когда обучающийся освоил вышеуказанный материал, можно переходить к игре первых номеров по сборникам:

«Школа игры на фортепиано» – ред. А. Николаева;

«Школа игры на синтезаторе» – ред. И. Красильников;

Хрестоматия «Мой инструмент», выпуск № 3 – ред. И. Шавкунов и др.

Аккомпанемент первоначально изучаемых песенок дается в режиме single finger.

Упражнение на укрепление пальцев. Как правило, начинающие имеют слабые кончики пальцев. Следует рекомендовать им упражнения на укрепление их ручным эспандером или ученическим ластиком. Можно использовать следующие упражнения для ощущения и укрепления кончиков пальцев: кончиками I и 2 пальцев захватить ластик, нажимать ими, пытаясь как бы продавить его несколько раз. Затем проделайте то же самое 1 и 3 пальцами, 1 и 4 пальцами, 1 и 5 пальцами. Сначала левой, затем правой руками.

Работая с ручным эспандером, подключайте не только кончик, а весь палец к работе. Работу над начальным циклом следует проводить очень кропотливо: здесь не следует спешить. Заниматься этим следует столько, сколько требуется обучающемуся. Кто-то осваивает материал быстро, кто-то – долго; следует подходить к этой работе индивидуально и с большим терпением. Освоив игру поп 1еgаtо, следует переходить к игре упражнений легато по 2-3-5 звуков.

Освоение штриха легато. Переход от игры упражнений легато к легатному исполнению музыкальных произведений является очень ответственным моментом в работе обучающегося. Без совершенной игры легато невозможно красивое звучание инструмента. Начинать заниматься в этом направлении следует с упражнений на соединение 2-х нот (ре – до, ми – ре), 3-2 пальцами правой руки и 2-3 пальцами левой руки. Первый звук следует брать сверху глубоко, но мягко погружая палец в клавиатуру, второй звук легко присоединить к первому, плавно перевести один звук в другой. При соединении одного звука с другим необходимо обратить внимание занимающегося на два момента:

Следить за тем, чтобы первый звук не был передержан и не дал звукового наслоения;

Следить за тем, чтобы не было звукового разрыва между первым и вторым звуками, то есть не снимать первый звук раньше времени. После каждого сыгранного звена упражнения руку следует снимать кистью и начинать новое звено, опуская руку в клавишу сверху. Освоив упражнения на слиговывание двух звуков, можно переходить к упражнениям легато по три звука, а затем, освоив этот этап, следует приступить к игре по пять звуков.

Подбор по слуху. Подбор по слуху начинается с легких попевок и детских песенок. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются и исполняются уже на фоне автоаккомпанемента сначала в режиме normal, затем на базе основных аккордов Т, S,D, T. Материалом для подбора по слуху может служить предложенная педагогом мелодия (спетая или сыгранная на инструменте) или просто любая знакомая и запоминающаяся обучающемуся. С самого начала надо направлять внимание детей на то, что подбираемые ими мотивы составляют с автоаккомпанементом одно художественное целое. Необходимо так же разобрать с обучающимся строение подбираемого материала: какое движение мелодии (плавное или со скачками), восходящие или нисходящие, каков ритмический рисунок и т. д., а также рассмотреть гармоническое строение автоаккомпанемента. Нужно сразу обращать внимание на звуковую дисгармонию в случае неправильно подобранных аккордов в аккомпанементе и варианте исправления ошибок.

Чтение с листа. На протяжении всех лет обучения большое внимание должно быть уделено развитию у обучающегося навыков самостоятельного осмысления и анализ музыкального материала, умению быстро и грамотно читать с листа. Материалом для этого сначала служат одноголосные мелодии с постепенно усложняющимся ритмическим рисунком, затем мелодии с элементарной гармонизацией. Игра с листа двумя руками рекомендуется со II года обучения. Для этого используется музыкальный материал более легкого уровня сложности (для II года обучения использовать произведения для I года и т. д.). При чтении с листа необходимо смотреть вперед по нотному тексту (также как мы это делаем при чтении буквенного текста), охватывать все большие участки, развивать умение не только видеть, но и слышать «вперед» внутренним слухом при предварительном просмотре произведения и его проигрывании. Задача педагога научить воспитанника сосредоточиться на главном, опуская в случае необходимости отдельные детали (например, некоторые звуки в аккордах, не искажающие характер гармонии), и меньше смотреть на клавиатуру инструмента. Для чтения с листа нужно постоянная тренировка.

Аранжировка. Аранжировкой называется переложение музыкального произведения для иного, по сравнению с оригиналом, состава исполнителей. Таким образом, сущность ее в случае переложения для синтезатора, составляет синтез двух исходных. Это оригинал (как правило, нотный текст или представление о звуковом тексте, если аранжировка музыкального произведения делается по слуху) и звуковые возможности, который несет в себе данный инструмент. Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из 4-х основных действий:

анализ текста оригинала;

составление проекта аранжировки;

отбор звуковых средств;

корректировка созданной аранжировки.

Важным методом обучения аранжировке является разъяснение обучающемуся последовательности действий и операций. Методический прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой с педагогом, способствует развитию творческой активности, музыкального воображения и мышления.

В процессе анализа уточняются важные детали формы произведения, определяются характер и пути составления проекта аранжировки.

При отборе электронных звуковых средств обучающемуся важно понять принцип следования операций: от самых широких средств в определении образной структуры аранжировки (паттерн, шумовые эффекты) до более тонких (тембр, звукорежиссерская коррекция звучания).

Для развития музыкального мышления обучающегося полезно, чтобы он объяснял педагогу собственные действия: почему, с его точки зрения, на данном этапе работы над аранжировкой актуальна та или иная проблема, почему для ее решения необходимо применить то или иное звуковое средство, как данный выбор отразится на цельности музыкального образа.

Работа над техникой. Техническое развитие детей занимает одно из ведущих мест в обучении игре на синтезаторе. Каждому обучающемуся необходимо развить беглость пальцев, овладеть различными техническими приемами, развить быстроту мышления. Развитию техники, прежде всего, способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями. Необходимо обращать внимание обучающегося на то, что работа над гаммами и этюдами не является чисто механическим процессом. Изучение гамм помогает детям совершенствоваться в игре легато, добиться ровности и певучести звучания. Аппликатура в гаммах должна быть выучена безукоризненно. Над гаммами необходимо работать в течение всего периода обучения. За это время дети должны овладеть диезными мажорными и минорными гаммами до семи знаков включительно и бемольными мажорными и минорными гаммами до пяти знаков включительно в прямом и противоположном движении, хроматической гаммой, аккордами, арпеджио Т35, короткими и длинными в пределах четырех октав.

План изучения гамм I год обучения

Играть гаммы без знаков альтерации мажорную и минорную (до мажор и ля минор) в пределах 1—2-х октав отдельно каждой рукой и двумя руками в умеренном темпе.

При игре гамм обращать внимание на подкладывание I пальца.

Добиваться хорошего легато и певучести звучания.

Играть гаммы на сгеshendо и diminuendо.

Играть аккорды (трезвучие с обращениями).

Следить за тем, чтобы при взятии аккордов рука обучающегося хорошо опиралась на кончики пальцев, при снятии и переносе руки кисть руки была бы совершенно свободна. Добиваться четкости, красоты и разнообразия звука. Здесь так же, как и в спорте необходима сознательная, умная тренировка. При появлении усталости в мышцах, необходимо остановиться и дать рукам отдохнуть. Игра через силу может в дальнейшем привести к болезни рук. Для предохранения от усталости необходимо:

Не переходить к быстрому темпу, пока руки не привыкли к исполнению фигурации в умеренном темпе.

Не перегружать общую звучность.

Следить за гибкостью запястья.

Применять «объединяющие» движения.

Стараться находить места, где можно сделать несколько «освобождающих» кистевых движений (арпеджированные фигуры).

Смягчить звучность, дать отдых руке.

Техника игры на синтезаторе близка к фортепианной, поэтому методический опыт, накопленный в фортепианной педагогике, по решению таких проблем, как постановка рук, освоение позиционной игры, подкладывание I пальца, скачки, преодоление зажатости рук и корпуса, может послужить ориентиром при решении сходных проблем в условиях обучения игре на синтезаторе. Вместе с тем управление с помощью специальных кнопок, расположенных на панели синтезатора, многими исполнительскими параметрами (тембр, динамика, артикуляция, шумовые эффекты, автоаккомпанемент, темп, агогика, воспроизведение заранее записанных на секвенсере фрагментов фактуры и др.) значительно облегчает технику игры на синтезаторе, снимает многие проблемы работы над туше, развитие беглости пальцев и пр. Зато появляются новые специфические проблемы:

необходимость переключения режимов звучания во время игры;

достижение ритмической синхронности игры под автоаккомпанемент;

освоение легкого туше одними пальцами и др.

Для преодоления этих трудностей обучающемуся необходимо предварительные упражнения. Для достижения синхронной игры под автоаккомпанемент рекомендуется:

хорошо выучить текст;

исполнить его под метроном;

играть одну мелодию, мысленно представляя себе фактуру аккомпанемента;

играть один аккомпанемент, пропевая мелодию голосом или мысленно и т. д.

Важным условием быстрого преодоления технических трудностей является стремление обучающегося приблизиться в своей игре к идеальному, воображаемому звучанию, поэтому педагог должен стремиться поддерживать работу воображения обучающегося путем показа за инструментом, образных сравнений и т. п. Работа над полифонией. Роль полифонии имеет большое значение в развитии обучающегося. Работа над полифоническими произведениями развивает у детей полифоническое мышление, слух, память, умение слышать и исполнять несколько самостоятельных мелодических голосов одновременно. Существует несколько видов полифонии:

1)Подголосочная:

– пьеса с присоединенным подголоском;

– пьеса с перекличкой групп подголосков;

2)Контрастная:

-регистровый контраст;

– ритмический контраст;

3)Имитационная:

– в прямом движении;

– в обращении.

Наиболее сложной полифонической формой является форма фуги. Осуществляется она в основном на изучении фугетт и инвенций. Полифония в переводе означает «многоголосие». Наличие в музыкальном произведении хотя бы 2-х самостоятельных голосов позволяет считать его полифоническим. Главный метод работы над полифонией – дифференцированный подход к фактуре исполняемого произведения.

Необходимо разобрать с обучающимся каждый голос полифонического произведения, проиграть его на синтезаторе и пропеть.

В нотах можно подчеркнуть линию каждого голоса разноцветными карандашами. Например: верхний голос – синим цветом, средний — зеленым, нижний — красным и т. д.

Затем можно использовать ансамблевый метод работы: обучающийся играет один голос, педагог другой, затем они меняются местами.

Можно попросить обучающегося один голос играть, а другой петь.

5) Начиная со II—Ш годов обучения при работе над полифонией на синтезаторе, рекомендуется использование режима Split. В этом плане синтезатор имеет огромные возможности. Разделяя клавиатуру на 2 части и закладывая в каждую часть разные голоса музыкальных инструментов, обучающийся имеет возможность, исполнять полифоническое произведение, слышать голоса в разных тембрах.

6) Используя ячейки банков памяти, можно менять сочетания оркестровых тембров прямо во время исполнения.

7) Для особого выделения какого-либо голоса, можно использовать режим раздвоение голоса, когда он исполняется сразу двумя инструментами.

Работа над крупной формой. К произведениям крупной формы относятся: вариации, рондо, сонатины, сонаты и другие произведения. Это наиболее сложный раздел в программе, который изучается с III года обучения. Для исполнения произведений крупной формы должно быть сформировано музыкальное мышление обучающегося, требуется большой объем памяти и внимания.

Работу в этом направлении лучше начинать с вариационной формы, как более доступной для младших обучающихся. Вариационный цикл состоит из темы и нескольких вариаций фактурного характера и сочетает в себе элементы как крупной, так и малой формы. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. Вместе с тем при сочетании отдельных вариаций возникают сложности с объединением малых пьес в единое целое. Следует объяснить обучающемуся, что тема — это главная мысль произведения, которая проходит через все вариации, каждый раз в обновленном виде. В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония и фактура. Нередко оба эти принципа сочетаются в одном произведении.

Обучающийся должен знать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемых им сочинений, и уметь находить в каждой вариации тему или ее элементы.

Большое значение для выявления формы цикла имеют цезуры между отдельными вариациями. Цезурами можно разъединить вариации и объединить их, тем самым, размельчив или укрупнив форму.

Рондо тоже является одной из более доступных музыкальных форм для детей. Рондо в переводе с французского языка — хоровод, хороводная песня. Это музыкальное произведение, содержащие не менее трех проведений основного раздела в главной тональности, чередующихся с рядом побочных разделов в других тональностях. Основной, повторяющейся раздел рондо называют рефреном, а побочные разделы — эпизодами. В связи с повторением рефрена может возникнуть впечатление однообразия. Необходима динамическая окраска рефрена. Второе проведение должно служить связующим звеном между эпизодами, а последнее звучать как завершение музыкального произведения.

Сонатина — одна из самых важных форм музыкальной литературы. Классические сонатины очень полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. После ознакомления с характером музыки и формы сонатины следует перейти к тщательной работе над отдельными темами и добиться, возможно, более отчетливого выявления индивидуальных особенностей каждой фразы.

Необходимо объяснить обучающемуся строение сонатного Allegго, наличие и название разных разделов и тем, динамику, штрихи.

Работу над отдельными построениями в дальнейшем необходимо сочетать с их объединениями, добиваться темпового единства.

Обучающимся будет очень интересно исполнение на синтезаторе вариаций, рондо и сонат старинных авторов; Рамо, Куперена, Скарлатти, Чимароза и других, т. к. подключив голос клавесина, юный исполнитель, игран, сможет услышать данные произведения в звучании того инструмента, для которого они были написаны автором.

Работа над пьесами. В программах обучающихся должны быть представлены как пьесы классического репертуара в режиме normal, так и произведения народной и эстрадной музыки в режиме автоаккомпанемента. К пьесам малой формы относятся как произведения певучего характера (кантиленные), так и виртуозные сочинения (инструктивные). Пьесы кантиленного характера развивают у детей горизонтальное длинное мышление — умение охватить мысленно большие эпизоды или построения, дают возможность приобрести навык «пения» на инструменте, благодаря хорошему легато и деликатному прикосновению к клавишам – культуру звучания, а также умение правильно фразировать мелодические построения. Исполняя кантиленные пьесы, обучающийся становится и солистом, и концертмейстером одновременно: в партии правой руки у него солирующая мелодия, а в партии левой руки аккомпанемент.

Необходимо проучивать партию аккомпанемента левой рукой отдельно. Бас играется глубоко, а остальное гармоническое содержание легче. Аккомпанементное сопровождение исполняется всегда тише солирующей мелодии, что представляет определенную трудность. Большое значение в исполнении кантиленных пьес играет педаль, здесь она играет роль и связывающего звена и придает звучанию определенную окраску.

Можно рекомендовать детям проучивать отдельно аккомпанемент левой рукой вместе с педалью, а затем уже соединять всю фактуру вместе.

Пьесы подвижного характера имеют чисто технические трудности, развивают пальцевую беглость, четкость пальцев, быстроту реакции обучающегося, сложны разнообразием штрихов, акцентов и т. д. Такие пьесы хорошо развивают творческую фантазию детей, моторику, красочность исполнения, цепкость и четкость кончиков пальцев. Работа над пьесами с автоаккомпанементом имеет свои особенности. Правая рука, исполняя мелодию, преодолевает все те же проблемы, с которыми приходилось сталкиваться во время работы над кантиленными пьесами. В левой руке происходит гармонизация автоаккомпанемента. Необходимо проставить в ногах все гармонические функции и обсудить этот вопрос с обучающимся, проучить отдельно партию левой руки с автоаккомпанементом. Левая рука должна научиться самостоятельно исполнять аккорды на инструменте и успевать переключать кнопки на панели управления синтезатора. Следует подробно обсудить с обучающимся голосом, какого инструмента интереснее будет провести данную мелодию, какой стиль авгоаккомпанемеита подключить к ней и по какой причине, продумать и установить нужный темп. Во время исполнения обучающийся должен обратить внимание на синхронность совпадения мелодии и автоаккомпанемента, подключить ending (окончание), использовать ритмические вставки fill in.

Работа на секвенсере. Работа на секвенсоре дает обучающемуся неограниченные возможности творчества, подбора, импровизации и сочинительства. Эго творческая лаборатория детей. Работа на секвенсоре происходит следующим образом: на пульте управления синтезатором с помощью кнопок «Song memогу», дорожек с I по IV и дорожки А (автоаккомпанемент) необходимо выбрать номер дорожки на которую пойдет запись. Дорожка, на которую будет производиться запись, определяет воспроизводимую в дальнейшем партию.

Кнопка Rec — включает запись.

Кнопка дорожки № 1 — включает дорожку для записи партии правой руки.

Кнопка дорожки № 2 включает дорожку для записи партии левой руки.

Кнопки дорожек № 3—5 позволяют записать другие исполнительские данные, это могут быть подголоски, дополнительные мелодические отрывки, исполняемые на разных инструментах, шумовые эффекты, и т. д. Когда ВСЯ композиция составлена, стоит только нажать кнопки «Start», и обучающийся услышит все, записанное им ранее на разные дорожки, в комплексе.

Игра в ансамбле. Игра в ансамбле развивает у детей такие качества, как умения слушать не только себя, но и партнера, а также умение слушать всю фактуру произведения в целом. На начальном этапе обучающийся осваивает навыки ансамблевой игры вместе со своим педагогом, затем в паре с другими детьми. Синтезатор — «инструмент-оркестр», позволяющий детям играть в ансамбле как бы с разными инструментами в паре с самим с собой. Это уникальную возможность мы имеем благодаря множеству трековых дорожек для записи и исполнения, вмонтированных в устройство синтезатора. В свою очередь, игра под аккомпанемент разных стилей напоминает игру с оркестром, а это, в свою очередь, является одним из видов игры в ансамбле. Игра в ансамбле развивает у обучающегося:

умение слушать партнера и себя в ансамбле;

умение слышать все произведения целиком;

умение в нужное время «солировать» когда необходимо выйти на I план и «аккомпанировать», когда есть необходимость отойти на II план ради единого целого.

Требование к игре партнеров в ансамбле:

единство темпа;

безукоризненное знание текста;

отточенность штрихов;

отработка агогических отклонений;

восприятие партнера, как самого себя.

Аккомпанемент. Поскольку клавишный синтезатор имеет режим автоаккомпанемента с занесением в банк данных множество стилей, задачи обучающегося в области аккомпанемента значительно упрощаются. За детей многое может сделать сам инструмент. Однако для более полного и гармоничного развития обучающегося необходимо рекомендовать изучение аккомпанемента к вокальным и инструментальным произведениям в облегченном варианте. Работа в этом плане будет наиболее плодотворной, если обучающийся будет сам петь мелодию и аккомпанировать себе на синтезаторе или, записав мелодию голосами выбранных им инструментов, будет играть аккомпанемент, включая запись на трековых дорожках секвенсера.

Нельзя не отметить большое значение отстоящего баса в аккомпанементе, который является и гармонической и метрической опорой, т. к. приходится на сильную долю такта. Он исполняется более весомо, тогда как остальное гармоническое наполнение облегчается.

Главная задача аккомпаниатора «поддерживать» солиста, уходя в то же самое время на II план, не заглушая его, гибко следовать за солистом, сливаясь с ним в ансамбле.

Работа над произведениями классической, народной и эстрадной музыки с автоаккомпанементом. Игра произведений с автоаккомпанементом является увлекательным творческим процессом. Здесь можно использовать музыку разных жанров и направлений. Дети с удовольствием занимаются подбором голосов инструментов, которые будут исполнять мелодию, а так же вариантов паттернов, в зависимости от характера, жанра и размера музыкального произведения.

В репертуаре обучающегося этот раздел, как правило, включает русские народные и украинские народные песни, произведения эстрадно-джазового репертуара, а так же произведения композиторов классиков.

Работа над мелодией в правой руке проводится так же, как и работа над фортепианными пьесами: выучивается текст, проставляется аппликатура. Необходимо добиваться хорошего легато в произведениях кантиленного характера, прорабатывать фразировку, проставлять фразировочные лиги, обсуждать штрихи и т. д. «Черновая работа» над мелодией проводится под включенный метроном. Обучающийся с самого начала должен привыкать к строгим ритмическим рамкам, с которыми он впоследствии столкнется, используя автоаккомпанемент. Затем работаем над мелодией, отключив метроном, но включив автоаккомпанемент с одними ударными. Далее работа проходит с включенным автоаккомпанементом в режиме single finger и только тогда, когда проделана вся вышеуказанная работа, начинаем исполнение уже отработанной во всех параметрах мелодии под автоаккомпанемент гармонизованный аккордами Т, S, D и септаккордами.

Часть фактуры можно предварительно записывать на секвенсер и во время исполнения применять эту запись. Левой рукой необходимо отрабатывать правильность и синхронность гармонизации автоаккомпанемента, своевременность переключения кнопок на пульте управления. Левая рука, как бы управляя всем музыкальным процессом исполнения, выполняет функцию дирижера, а правая рука роль солиста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: