Организация и проведение конкурса А ну-ка девочки

Организация и проведение конкурса «А ну-ка, девочки»,

как форма активизации творческой деятельности учащихся.

Процесс обучения школьников подготавливает и осуществляет учитель. Он определяет цель каждого задания, его структуру и организации. Для того чтобы теоретические сведения и трудовые навыки успешно усваивались школьниками, он, исходя из особенностей данного материала, продумывает методы обучения и форму проведения урока. В ходе урока преподаватель добивается достижения основных целей. Для этот он, предвидя ход учебного процесса, выбирает наиболее успешные пути его реализации, постоянно изучает индивидуальные особенности учащихся. Учитель технологии должен не только вооружать школьников знаниями, помогать овладевать определенными трудовыми умениями и навыками, но формировать творческие способности учащихся. Ставя перед школьниками задачи творческого характера, учитель постоянно подводит их к необходимости самостоятельного решения тех или иных проблем, но при этом он добивается рационального сочетания творческого и исполнительного компонентов деятельности школьников. Преподаватель должен искать все новые и новые возможности для развития активности и самостоятельности, учащихся на уроках технологии, для того чтобы научить их самостоятельно определять сходства и различия технологических процессов, переносить полученные знания на новые технологические объекты, составлять и планировать технологическую последовательность операций, использовать в работе техническую документацию и т. д. Все это поможет школьникам приобрести более прочные и осознанные знания, умения и навыки. Активность и сознательность школьников обуславливается также творческим характером выполняемой работы. Например, при выборе модели, конструировании, моделировании, раскрое и пошиве швейного изделия учащиеся из всей суммы приобретенных теоретических знаний самостоятельно вычленяют необходимые им для данного задания сведения, творчески применяют методы технологической обработки ткани. И конечно же следует совмещать такую деятельность с различными формами внеклассной работы. Хорошим примером служит конкурс «А ну-ка, девочки».

Вот уже пятнадцать лет в нашей школе проводится конкурс мастерства по технологии «А ну-ка, девочки». Хорошая традиция сложилась за это время. Девочки начинают готовиться к конкурсу еще в начале учебного года. Конкурс проводиться, как правило, в одной параллели или двух параллелях, но вся школа готовиться к участию в конкурсе. Обычно проводиться семь-восемь конкурсов. По времени это составляет около 1,5 часов. Далее я подробно расскажу обо всех конкурсах. А сейчас несколько слов об общей подготовке конкурса. Конкурс должен быть праздником, зрелищем, серьезно подготовленным, но в тоже время интересным, познавательным и веселым. Необходимо продумать все нюансы, все мелочи, от организации конкурсов, до состава жюри, подготовки призов и музыкального сопровождения. В состав жюри обычно мы приглашаем директора школы, желающих учителей и обязательно старшеклассников уже имеющих опыт участи в конкурсе. Оценивать конкурс можно по разным критериям, в зависимости от лозунга под которым проходит конкурс. Так один раз конкурс «А ну-ка, девочки» проходил у нас под девизом «Экономика и мы». Жюри были у нас спонсорами, а баллы исчислялись во внутришкольной валюте «мумрики» и команды должны были заработать как можно больше денег. Обязательно следует заранее продумать степень оценки каждого конкурса, так как по количеству затраченного труда и времени все конкурсы отличаются друг от друга и должен сохранять баланс для справедливого определения победителя конкурса.

Конкурс, как правило, проводиться в конце учебного года, что бы все имели возможность подготовиться, успели закончить работу над проектами и швейными изделиями. Как я уже говорила, что девочки и тех классов, которые не принимают участие в конкурсе, имеют возможность поучаствовать в индивидуальном конкурсе швейных изделий и творческих проектов, который проводиться во время конкурса «А ну-ка, девочки», что привлекает к конкурсу внимание всей школы, и в свою очередь, поднимая статус предмета технологии.

Варианты конкурсов:

Представление команд.

Танцевальный конкурс.

Спортивный конкурс.

Кулинарный конкурс.

Литературный конкурс.

Конкурс на знание предмета.

Конкурс болельщиков.

Конкурс парикмахеров.

Имидж-конкурс.

Конкурс творческих проектов.

Показ моделей швейных изделий.

Конкурс музыкальных клипов.

К конкурсу представление команд, девочки готовятся заранее, так как это один из самых зрелищных конкурсов. Команды получают обычно следующее задание: придумать название команды, девиз команды, нарисовать эмблему команды и показать театрализованное представление команды. Девочки всегда творчески подходят к этому конкурсу, и он получается очень интересный. Это и стихи, и песни, и танцы. Конкурс оценивается максимальным количеством баллов.

Танцевальный конкурс – это всегда шоу! К этому конкурсу девочки также готовятся предварительно. Команды получают задание, которое состоит из одинаковых музыкальных фрагментов известных танцев мира таких, как сиртаки, цыганочка, лезгинка, чарльстон, барыня, рок-н-рол, лепка-енка и другие. Девочки изначально находятся в одинаковых условиях, но выигрывает конкурс та команда, которая проявит больше творчества при постановке танца, подборе костюмов и лучшим образом отобразит дух исполняемого танца. Оценка конкурса максимальная.

Спортивный конкурс служит эмоциональной паузой, чтобы снять психологическое напряжение. Задание, как правило, очень простое, например кто больше попрыгает через скакалку, сможет дольше крутить обруч и так далее. Оценка за конкурс минимальная.

Кулинарный конкурс можно проводить по — разному: формально, как дегустация приготовленного дома блюда, непосредственно на конкурсе или шоу-презентация с представлением и дегустацией. Оценка конкурса может быть в зависимости от формы проведения.

Литературный конкурс – это конкурс буриме. Участникам предлагаются несколько рифмованных словосочетаний, из которых необходимо составить шуточное стихотворение. Девочкам даётся одинаковое количество времени для сочинения стихотворения, а затем оценивается стиль написания, использование всех предлагаемых слов и затраченное время. С заданием, как правило, справляются очень хорошо и иногда девочки сочиняют несколько стихотворений и имеют возможность получить больше баллов.

Конкурс на знание предмета предполагает различные вариации организации в зависимости от условий, места проведения конкурса и поставленных задач. Можно организовать конкурс мастерства с выполнением поставленных задач на месте проведения конкурса. Оборудуются швейными машинами рабочие места и предлагаются задания на выполнение образцов швов (стачного шва, расстрочного шва, запошивочного шва, двойного шва, шва вподгибку и так далее). Оценивается скорость изготовления шва, качество изготовления, соблюдение правил техники безопасности. Второй вариант – это теоретический конкурс. Командам дается задание, например, выбрать из предлагаемых вариантов ответов на вопросы правильных ответ или участникам раздаются образцы швов, и следует правильно дать их название, предлагаются фотографии моделей одежды и необходимо дать описание фасона, определить стиль и силуэт предложенной модели. Что обычно вызывает большой интерес, как играющих, так и болельщиков. Конечно же, конкурс следует оценивать максимальным количеством баллов, так как он дает окружающим представление о степени подготовленности конкурсантов по предмету технологии. Следует отметить, что необходимо чередовать между собой различные конкурсы (творческие, теоретические, практические или театрализованные), а так же предполагается наличие т. н. выездных конкурсов (т. е. конкурсов проводимых непосредственно во время праздника, но требующих длительной подготовки не всегда интересной зрителям).

Конкурс болельщиков может быть любой шуточный игрой совершенно незатейливый, но веселый и кратковременный. Можно, например, предложить болельщикам станцевать «собачий вальс» или угадать, сколько страниц в книге, посчитать в обратном порядке от 10 до 0, кто больше раз сможет присесть или попрыгать на одной ножке и т. д. и т. п. Оценка конкурса минимальная, так как она не должна повлиять на ход игры. Конкурс болельщиков является хорошей паузой перед подготовкой к какому-либо шоу-конкурсу. По мере необходимости таких конкурсов во время игры может быть несколько.

Конкурс парикмахеров можно так же проводить по-разному. Это может быть как шуточный, так и серьезный конкурс. Вариант проведения серьезного конкурса предполагает определенное задание по дизайну прически, в котором оценивается оригинальность прически, простота выполнения, затраченное время, организация рабочего места и используемые аксессуары. Для шуточного конкурса приглашаются мальчики из зала и девочки делают мальчикам смешные прически, придумывают забавные названия своим прическа. Конкурс всегда интересен зрителям, так как все действие происходит на глазах у болельщиков, что создает атмосферу азарта и создает весёлое настроение. Не стоит слишком много балов давать за этот конкурс.

Имидж-конкурс формировался как продолжение конкурса парикмахеров. Этот конкурс является выездным конкурсом. Участникам конкурса предлагается выбрать сказочного персонажа и создать его имидж. Это должна быть прическа, макияж, элементарный костюм и шуточное представление. Конкурс очень интересный, творческий, предполагает знания и умения по технике макияжа, дизайну прически и творческие способности участника конкурса. Конкурс следует оценивать по отдельным пунктам и подводить итог конкурса максимальной оценкой.

К конкурсу творческих проектов девочки готовятся весь год. Как правило, задание к этому конкурсу участники получают в начале учебного года и это связано с тем, что проекты объемные и достаточно трудоемкие. Это могут быть исследовательские работы по выбранным темам и творческие работы прикладного характера. Мы выполняли следующие работы: оформление штор затемнения в технике лоскутной пластики, создание эмблемы школы так же в технике лоскутной пластики и т. д. Оценивать конкурс следует по многим параметрам, таким как композиция, творческая мысль, новаторство, самостоятельность выполнения, используемые материалы, чистота отделки, соблюдение технологии, дизайне и многое другое, что зависит от темы проекта. Оценка конкурса должна быть максимальна, так как работа проделана колоссальная и лучший должен быть поощрен. Возможно даже присуждение дополнительных балов за оригинальность или приз зрительских симпатий.

Конкурс показа швейных изделий, так же как и конкурс проектов готовиться весь год. В этом конкурсе принимают участие не только соревнующиеся учащиеся, а все девочки школы. Для участия в конкурсе отбираются лучшие швейные изделия в каждом классе, в каждой параллели. Каждая девочка хочет участвовать в конкурсе и стремиться к этому весь год, а это очень поднимает значимость и престиж предмета. Отдельно проводиться конкурс для пятых классов это конкурс фартуков, отдельно для шестых классов это конкурс ночных сорочек, отдельно для седьмых классов это конкурс юбок и для восьмых классов конкурс брюк и легкого платья. Работы учеников пятых и шестых классов служат оформлением сцены, а девочки седьмых и восьмых классов демонстрируют свои модели. В каждой номинации присуждаются три премии, обязательно следует изыскать возможность наградить номинантов. Как правило, мы награждаем победителей книгами по шитью, кулинарии или косметике, а представители соревнующихся в конкурсе « А ну-ка, девочки» классов приносят своим командам дополнительные балы. Конкурс показа моделей всегда проходит зрелищно и интересно, девочки чувствуют себя настоящими моделями и с охотой принимают участие в конкурсе. Лучше проводить этот конкурс ближе к концу состязания, когда страсти накаляются до предела, тогда показ моделей получается, как маленький шоу праздник.

И заключительный конкурс музыкальных клипов. Это всегда праздник, это всегда интересное и захватывающие зрелище. К этому конкурсу девочки, конечно же, готовятся предварительно. Выбирается музыкальная композиция, придумывается инсценировка, подбираются костюмы, макияж. Иногда задается определенная тема, как, например русский праздник или музыкальная пародия, а можно разрешить свободный выбор темы выступления, в любом случае получается очень интересно. Оценка конкурса максимальная.

По окончании всех конкурсов проводится подведение итогов и награждение победителей. Долго еще школа обсуждает итоги конкурса, победители торжествуют, а побежденные винят во всем жюри, но, тем не менее, такие конкурсы служат не яблоком раздора, а объединяющим фактором. Я много раз наблюдала, как вчерашние соперники становились неразлучными друзьями, а объединила их общая идея, общее дело, что для учителя, наверное, самое главное. А еще очень важно, что предмет технологии из «второстепенного», становится на какое то время очень важным и нужным для многих учеников школы, я не говорю о том, что он еще и самый любимый для очень многих детей, которые этого и не скрывают. Мы никогда не вешаем объявления, ни кого специально не приглашаем, но зал всегда полон, не хватает мест, но интерес столь велик, что на протяжении двух часов, а столько обычно длиться конкурс, зрители стоят и сопереживают участникам. В заключении хочется привести цитату, которая могла бы стать девизом наших конкурсов: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня и я научусь».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: