Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе

В настоящее время чрезвычайно актуальна проблема роста числа детей со стойкими нарушениями здоровья.

По данным НИИ (научно-исследовательского института) гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН (Российской Академии медицинских наук) за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%, физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела (Инстуктивно-методическое письмо “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошокольного возраста в организованных формах обучения”).

Соответственно, велик риск школьной дизадаптации, неуспеваемости, социокриминальных последствий в будущем.

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. Поэтому с целью обеспечения комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в нашем учреждении организован психолого-медико-педагогический консилиум.

Создание консилиума позволяет решать следующие задачи:

выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;

профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

выявление резервных возможностей развития;

определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи;

проектирование оптимального образовательного маршрута сопровождения, который позволяет скорректировать развитие ребёнка, либо наиболее полно развить его способности;

отслеживание динамики в психофизическом развитии детей.

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Типовым положением дошкольного образовательного учреждения, в котором отражается специфика его деятельности, Уставом учреждения, Договором между консилиумом (ПМПк) и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК).

Председателем консилиума является старший воспитатель, который руководит коррекционно-педагогической работой коллектива, обеспечивает преемственность в работе всех специалистов ДОУ, организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

В состав консилиума входят: воспитатели ДОУ с большим опытом работы, педагог-психолог, уч.-логопед, уч.-дефектолог, тифлопедагог, врачи (педиатр, невропатолог, психиатр), медицинская сестра, инструктор по физической культуре, воспитатели групп, представляющие воспитанника на ПМПк.

Обследование ребёнка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников.

При обследовании ребёнка на консилиуме педагоги и медицинский персонал ДОУ предоставляют следующий пакет документов:

выписку из истории развития;

индивидуальную карту здоровья на детей, которую заполняет педагог по физической культуре;

результаты обследования детей;

психологическую, логопедическую, дефектологическую и педагогическую характеристики на ребенка;

Обследование ребенка до консилиума проводится каждым специалистом ДОУ индивидуально.

По результатам обследований, на основании представлений специалистов коллегиально выявляется актуальная проблема развития ребенка, составляется заключение консилиума, в котором указывается какие нарушения имеют место; и разрабатывается индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка, в котором каждый участник консилиума даёт рекомендации педагогам и родителям по коррекции и развитию ребёнка.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут сопровождения ребенка представляет собой комплекс мероприятий: логопедическую коррекцию коммуникативно-речевого развития ребенка, психологическое сопровождение, оздоровительную и лечебно-профилактическую коррекционную работу, коррекцию физического развития, коррекционно — развивающую работу воспитателей, музыкально — коррекционную работу, коррекционно-развивающую деятельность родителей.

Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов дошкольного учреждения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: