Организация дистанционного образования детей-инвалидов в школе

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образова-тельных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в полном объёме.

В соответствии с приказами департамента образования и науки от 20 июля 2011 года № 3892 «О модернизации общеобразовательных учреждений путём организа-ции в них дистанционного обучения для обучающихся» и от 18 августа 2011 года № 4288 «Об организации обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием ди-станционных образовательных технологий, по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования» в 2011-2012 учебном году в Краснодарском крае вводится дистанционное обучение детей-инвалидов на дому по образовательным программам общего образования. Наша школа вошла в число 51 Базовых школ Краснодарского края. На базе школы создан Центр дистанционного образования. Сейчас в Центр зачислено 8 детей – инвалидов, с ними будут работать 7 педагогов нашей школы. Значительная роль в обучении детей — инвалидов отводится сетевым преподавателям, осуществляющим методическое и педагогическое сопровождение учебного процесса. Именно на них возлагается ответственность за создание специфических условий обучения, соответствующих индивидуальным особенностям каждого учащегося, направленных на удовлетворение потребностей ребёнка и рекомендаций медицинских комиссий.

Сейчас у нас идет подготовка к дистанционному обучению детей инвалидов, с начала 2012 года планируется начать обучения одаренных детей и 3 этапом является обу-чение детей из малокомплектных школ. В настоящие время в нашу школу поставили три рабочих места для обучения детей – инвалидов. В этот комплект входит новые компью-теры фирмы Apple с периферийными устройствами: сканером, принтером и Web-камерой. Нужно отметить, что, что полученные нами компьютеры достаточно мощные (двухъядерный процессор Intel с частотой 1,83Ггц и 2ГБ ОЗУ) с поддержкой Wi-Fi. В компьютере установлено две операционные системы: привычная многим Windows и не столь распространенный Мас ОС, который учителя и учащиеся будут загружать для использования программы видеоконференций и on-line уроков. Хорошие характеристики имеет и Web-камера со встроенным микрофоном – 1,3Мпкс.
В середине декабря ожидается поставка нового оборудования для второго этапа дистанционного обучения — в этот комплект будет входить интерактивная доска SMART, с лицензионным программным обеспечением и методическим пособием, средства видео – конференции связи, LCD панель, документ – камера.

Обучение в школе с дистанционной моделью образования позволяет детям с огра-ниченными возможностями получить качественное образование. Понимая преимуще-ства и перспективность дистанционного обучения, родители детей с ограниченными воз-можностями осознают, что в базовой школе, функционирующей при школе, для учащих-ся созданы оптимальные условия для получения хорошего образования. Сюда тянутся де-ти с разных микрорайонов города. С нового 201-2012 учебного года в школу зачислены новые учащиеся. Всем ученикам установлено новое компьютерное оборудование, пред-назначенное для обучения детей через Интернет.

Особенности обучения детей — инвалидов с использованием сетевых образова-тельных ресурсов.

Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода. Реализация дистанционного обучения предусматривает проектирование сетевым учи-телем уроков по специальной технологической карте, используемой как механизм инди-видуализации учебного процесса через применение различных индивидуально-ориентированных моделей организации урока, учебных планов в соответствии с образовательными потребностями и возможностями детей — инвалидов. Гибкость организационной структуры учебной деятельности. В условиях обучения детей с ОВЗ особенную важность приобретает приоритетная за-дача образования — сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его са-мовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Для учащихся, осваивающих учебные программы по индивидуальным учебным планам образовательное пространство I — Школы предусматривает различные конфигурации построения индивидуальной образовательной стратегии — пошаговое или модульное освоение учащимися учебных программ. Возможность организации групповой работы. В условиях дистанционного обучения детей-инвалидов особую роль играет организа-ция групповых форм обучения. Во-первых, учащиеся получают возможность общаться, что для данной категории школьников очень ценно, во-вторых, не посещая школу, ребята имеют возможность сотрудничать в учебном пространстве с одноклассниками. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет сформировать виртуаль-ный класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути её решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения. Возможность интенсификации процесса обучения. Планирование индивидуальной учебной деятельности является предметом обсуждения и согласования каждого учащегося со своим сетевым преподавателем. Дети с ОВЗ нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен. Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необхо-димое условие индивидуализации обучения. Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым усло-вием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с раз-личными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навы-ка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов:

    Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие не-шуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т. д. – все, что требуется от взрослого человека. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат.

Автор материала: Новрузова Наталья Александровна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: