Организационно – методические основы проведения походов и экскурсий в природу с детьми

Консультация для воспитателей на тему:

Организационно-методические основы проведения походов и экскурсий в природу с детьми дошкольного возраста

В целях получения позитивных результатов, вся экскурсионная работа должна заранее планироваться. В каждом дошкольном учреждении определяют объекты природы, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях и в походах. Описание маршрутов экскурсий и походов в природу, отмечает Куликова Т. А., находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.

При планировании системы экскурсий и походов необходимо также придерживаться следующих принципов:

– экскурсии и походы в природу должны обеспечить первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы;

– повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения;

– расширение содержания знаний, предлагаемых детям на последующей экскурсии должно осуществляться за счет расширения круга наблюдаемых предметов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях;

– должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями и походами в природу;

– на экскурсиях и в походах воспитательные, обучающие и развивающие задачи должны решаться в единстве.

Результативность применения экскурсии и похода обеспечит грамотная реализация педагогом – воспитателем всех их этапов.

Первым этапом экскурсии и похода является подготовительный этап.

Основная задача педагога на данном этапе – организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии.

В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог, в соответствии с программными задачами заранее намечает тему экскурсии, определяет её программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планирует повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объём знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты стихотворений, пословицы, поговорки. Определяется маршрут экскурсии, размещение детей для наблюдений, отдыха и игр.

Большое значение на этом этапе будет иметь стимуляция положительного эмоционального настроя детей, воздействие на их чувства. Воспитатель заранее сообщает детям о экскурсии и её цели, сообщает новые, интересные для детей сведения о объектах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться.

В отличие от экскурсии поход – это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но, прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых — эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения.

Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте.

Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.

Эколог планирует показать детям лес как сообщество, продумывает заранее, в каких местах и на каких примерах можно продемонстрировать его «этажи», взаимосвязь обитателей, цепи питания.

Природное окружение должно быть хорошо обследовано и изучено взрослыми, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Предлагает им начать сборы: подобрать рюкзак или поясную сумку, перчатки для труда, спортивную обувь и головной убор от солнца, пакет для сбора интересного природного материала, небольшой сухой паек. Так же воспитатель рассказывает детям, как взрослые готовятся к походу.

Ценной является работа с детьми по карте-схеме: вместе с педагогом они прослеживают маршрут, обсуждают, что можно увидеть, кого можно встретить, вспоминают правила поведения на природе, правила безопасности и туризма. Взрослые, которые пойдут с детьми, продумывают свои взаимоотношения и распределяют функции, обсуждают весь сценарий похода — сколько длится первый и последующие переходы, где будут остановки, чем они будут заполнены, как пройдут привал, уборка территории, питание и возвращение.

Чем тщательнее экскурсия или поход будет подготовлен взрослыми, тем ярче и насыщеннее будут детские впечатления, тем больше пользы принесет это путешествие.

Начинается подготовительный этап за несколько дней до экскурсии и похода. Завершается – непосредственно перед их началом.

Второй этап экскурсии и похода – это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап, синтетически, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии и похода должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой.

Наблюдение объектов и явлений природы сопровождается пояснениями и направляется вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:

– нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);

– активизирующие, требующие сравнения, сопоставления, различения, обобщения;

– стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове.

Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий. Удельный вес этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы и явления, приобретшие лишь новые свойства и качества. Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим.

Вопросы, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, зимой в лиственном лесу воспитатель может задать им вопрос: как вы думаете, в каком лесу сейчас светлее: в лиственном или хвойном? Почему?

Наблюдения, которые проводят воспитатель и эколог, не должны быть длительными, с большими пояснениями, чтобы не утомлять детей. Более уместно обращать внимание детей на интересные явления и задавать вопросы проблемного характера, которые будут побуждать их самостоятельно искать ответы и наблюдать.

Очень интересны походы и экскурсии в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно-прибрежной экосистемой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. Утки, лягушки, стрекозы, комары дают повод для наблюдений, интересного разговора или обсуждения. Как в лесу, так и возле воды детям можно показать растения, которые отсутствуют на участке детского сада: тене – и влаголюбивые, лекарственные, редкие и охраняемые, ядовитые.

Так же большое значение приобретают практические методы – различные игры с детьми, сбор природного материала, практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. С дошкольниками может быть организована уборка и очистка от лесного и бытового мусора своего постоянного места — тропы, поляны, лужайки. Это мероприятие имеет огромное воспитательное значение. Правильная организация этой части похода очень важна — взрослые показывают дошкольникам, как они сами относятся к природе, как любят ее, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

При организации похода рекомендуется соблюдать следующие правила:

– во время следования дети идут в парах, соблюдая правила дорожного движения;

– менее подготовленные дети, гиперактивные, а также те, которые легко отвлекаются, идут впереди;

– взрослые идут так, чтобы держать в поле зрения всех детей;

– на месте стоянки следить за самочувствием и настроением детей;

– дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых.

Третий этап – заключительный. Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии и похода в природу, и охватывает всю последующую работу с детьми. Большое значение на этом этапе будет иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности (изобразительной, речевой и т. д.) .

А так же используются следующие приёмы:

– оформление материалов, принесённых из похода и с экскурсии (шишки, жёлуди, камни, сухие листья и т. д.);

– оформление альбомов «Наш парк», «Кто живёт в лесу» и т. д.;

– оформление фотовыставок;

– обобщающие беседы;

– организация дидактических, подвижных, театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, походы и экскурсии в природу являются эффективным средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности дошкольника. Но оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей будут иметь лишь те экскурсии и походы в природу, которые правильно подготовлены и организованы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: