Орган слуха разработка урока с презентацией

Тема: Орган слуха

Ход урока

Сегодня будет необычный урок – урок теории и практики, размышлений и экспериментов.

У вас на столах у каждого лежит рабочий лист, с которым вы будете работать на протяжении всего урока. Также на нём записано домашнее задание: параграф 51, кроссворд.

Начать урок хочу с небольшого стихотворения:

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

Какому органу чувств повещено это стихотворение? Органу слуха!

А какова его функция? Улавливать и проводить звуки.

Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т. д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера), но главное – общение с окружающими людьми. Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностью строения нашего уха, а также исследуем факторы, влияющие на остроту слуха. Тема сегодняшнего урока «Орган слуха» (записываем в рабочие листы).

Из чего он состоит?

Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренний.

Наружный отдел: ушная раковина, слуховой проход.

Начальным органом является ушная раковина.

Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и почему? ( учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные «уши»: одно – свёрнутое воронкой, другое – трубочкой). Воронкообразной, т. к. площадь улавливания звуков больше. Чем же ещё особенна наша ушная раковина? В ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами – акупунктурные точки. Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на работу наших органов. Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы получили положительный заряд.

Средний отдел: барабанная перепонка, Евстахиева труба, молоточек, наковальня, стремечко.

Барабанная перепонка: проводится опыт с двумя пяльцами (на одном туго натянута плёнка, на другом – слабо). Какая модель перепонки будет лучше проводить звук? Туго натянутая. Обязательное функционирование барабанной перепонки – одинаковое давление воздуха в наружном и среднем отделе органа слуха( вот почему при взлёте необходимо открыть рот, т. к. через Евстахиеву трубу, соединённой с носоглоткой, поступает воздух с тем же давлением что и в наружном отделе и перепонка выравнивается). Три косточки – молоточек, наковальня и стремечко (самые маленькие в нашем организме). Колебания барабанной перепонки сообщаются молоточку, рукоятка которого в полтора раза длиннее отростка наковальни; благодаря этому создается рычаг, повышающий силу колебаний стремечка. Увеличение силы колебаний необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха.

Как вы думаете, влияет ли сила звука на остроту слуха? Давайте проведём опыт «Измерение остроты слуха». Приглашается один ученик. К правому уху испытуемого, который сидит с закрытыми глазами, приближают наручные часы. Фиксируем расстояние, на котором тиканье часов услышано. ( Нормальным считается расстояние 10 – 15 см.). Аналогично проводим с левым ухом. Повторяем опыт после прослушивания громкой музыки в течение 5 минут. Сравнить полученные результаты работы и объяснить их. Какой вывод можно сформулировать? Вывод: Шум интенсивностью 50-80 дБ вызывает утомление органа слуха и снижает чувствительность (записываем в рабочий лист). Чем дольше шум воздействует на орган слуха, тем сильнее повреждение, которое в нём возникает. Шум более 85 дБ (уличный шум 80) вызывает необратимые изменения слуховых рецепторов.

Внутренний отдел: колебание косточек через овальное окно попадает в жидкую среду внутреннего уха. Оно представлено: улиткой – костная трубка, закрученная в спираль 0,5-0,75 оборота, заполненная эндолимфой, Кортиевым органом – расположен внутри улитки и представлен мембраной с расположенными на ней волоконцами разной длины (сравнить с арфой и выявить, почему волоконца разной длины; короткие – воспринимают высокий звук, длинные – низкий). От чувствительных волосков механические колебания переходят на рецепторы слухового нерва и преобразуются в нервные импульсы, идущие в головной мозг, где анализируются. Кроме улитки во внутреннем ухе есть три полукружных канала – орган равновесия ( изучаются на следующем уроке).

Ребята, вы никогда не задумывались, как действует слуховой аппарат у слабослышащих? Вибрацию волоконец можно произвести на прямую, если воздействовать звуком на сосцевидный отросток височной кости (именно так происходит восприятие информации у людей со слуховым аппаратом)

Опыт на передачу звука на внутреннее ухо (работа в парах: приставить к сосцевидной кости карандаш, а другим стучать по нему. Какой вывод можно сформулировать? Помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость (записать в рабочий лист). Именно так было написано самое известное музыкальное произведение (отрывок прослушаем в конце урока), созданное великим немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. Как он смог, будучи глухим, услышать звуки фортепиано и преобразовать их в целую симфонию? ( С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – он чувствовал звуковые волны).

Давайте ещё раз вспомним из чего состоит наше ухо. В рабочих листах заполните таблицу: необходимо дописать недостающую информацию колонок. Проверка таблицы. За правильность заполнения таблицы-оценка.

Наша способность воспринимать звуки – ценный дар, которым следует дорожить.

Как уберечь своё ухо для полноценного функционирования?

Предложите три рекомендации по гигиене слуха (записать в рабочий лист).

Исключить громкие звуки.

Не пользоваться острыми предметами для чистки ушей от серы.

Воспалительные процессы, отиты, необходимо долечивать.

Сегодняшний урок хочу закончить небольшим отрывком знаменитой симфонии Бетховена – «Лунная соната».

Спасибо за работу. Здоровья всем!

Рабочий лист

Тема урока __________________________________________________________________

Цель: познакомиться со строением и функциями органа слуха, выявить условия его нормального функционирования

Ход урока

Строение органа слуха

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: