Оранизация процессуального мониторинга содержания курса химии класс блок атомы химиче

Муниципальное образовательное учреждение АР

«Общеобразовательная средняя школа №6 г. Томмот»

Организация процессуального мониторинга

содержания курса химии 8 класса,

блок «Атомы химических элементов».

Учитель химии

Дацун Н. П.

2012 г.

Оглавление

Введение____________________________________________________стр.3-4

Глава1.Создание карты развития универсальных учебных действий

и предметных умений учащихся____________________________ стр.5-9

Глава 2. Создание листа учебных достижений учащихся___________ стр.10

Глава 3 .Конструирование учебных заданий ______________________стр.11- 15

Глава4.Фиксация результатов продвижения учащихся в освоении

содержания учебного предмета__________________________ стр.15-16

Прогнозирование результатов процессуального мониторинга____________________________________________ стр.17

Библиографический список_______________________________ стр.18

Введение

Для современного этапа развития общества характерно становление новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Обеспечение качества образования – проблема современной школы. В этой связи проблема поиска путей обеспечения качества образования на всех уровнях образовательной системы становится особенно актуальной. Для решения этой проблемы, прежде всего, необходима четкая картина состояния образовательного процесса. В практике школьного образования всегда существовали экзамены, контрольные работы, различные опросы, тестирование и т. д. Весь этот контроль был ориентирован на получение фактов, отражающих эпизодический характер состояния обученности школьников в образовательном учреждении. Но эти данные не позволяли существенно влиять на качество и содержание учебного процесса, поскольку не давали объективной оценки уровня образовательных достижений учащихся, не способствовали установлению причин некачественного усвоения изученного материала школьниками. Поэтому неслучайно в структуре инновационной деятельности образовательного учреждения все чаще стали преобладать «процессуальные» показатели, фиксирующие «что делалось», вместе с оценкой конечного результата. В ФГОС усилена ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов, вводятся понятия «универсальные (метапредметные) умения», «универсальные учебные действия». Универсальными ( метапредметными) называют умения, формируемые на базе «нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [I]. Универсальные учебные действия – «совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [I]. Для обеспечения качества образования все чаще используется инструмент – процессуальный мониторинг. Процессуальный мониторинг (мониторинг учебного процесса на уровне учебного предмета) процедура отслеживания результатов обучения предмету через организацию системы контроля, сбора, обработки информации, представляющая собой совокупность показателей для анализа, прогноза и моделирования учебного процесса, направленного для достижения поставленных целей.

В рамках деятельностной парадигмы образования в качестве основных результатов обучения и воспитания рассматривают достижения личностного, социального, познавательного и коммукативного развития, обеспечивающие учащимся «широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству и саморазвитию»[I].

В частности, результаты общего образования не только должны быть выражены в предметной форме, но и могут «иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний»[I].

Для того чтобы эффективно анализировать результаты обучения школьников, педагоги должны владеть теоретическими и практическими умениями организации процессуального мониторинга – инструмента, позволяющего вовремя обнаружить и спрогнозировать тенденции развития универсальных учебных действий (УУД) у каждого ученика, а также скорректировать процесс обучения в соответствии с прогнозируемым результатом. Методика организации процессуального мониторинга, разработанная Н. Л.Солянкиным, кандидатом педагогических наук, старшим научным сотрудником Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, включает в себя пять шагов:

1-й шаг. Создание карты развития универсальных учебных действий и предметных умений учащихся.

2-й шаг. Создание листа учебных достижений учащихся.

3-й шаг. Конструирование учебных заданий.

4-й шаг. Фиксация результатов продвижения учащихся в освоении содержания учебного предмета.

5-й шаг. Прогнозирование результатов процессуального мониторинга.

Глава 1. Создание карты развития универсальных учебных действий и предметных умений учащихся

Карта развития универсальных учебных действий и предметных умений учащихся – это форма представления целей-результатов обучения через личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД и специальные предметные умения, подлежащие развитию каждого года обучения.

В условиях реализации системно — деятельностного подхода результатом обучения является демонстрация учащимися цели обучения, в связи, с чем цели необходимо формировать через результаты, выраженные в действиях, реально опознаваемых с помощью какого либо инструмента (такие цели называются диагностируемыми или операционными).

Для описания диагностических целей обучения наиболее эффективной является таксономия Б. Блума. Она включает шесть уровней усвоения: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Для организации процессуального мониторинга необходимо построить четкую систему целей, внутри которой должны быть выделены их категории и последовательные уровни, т. е. осуществлять операционализацию и таксацию целей обучения. Это позволит добиться понимания и принятия учащимися целей и конечного результата обучения, организовать гибкий учебный процесс, в котором будут выделены уровни как обязательного усвоения содержания предмета всеми учащимися, так и необязательного с учётом индивидуальных потребностей учащихся и конечного результата.

В качестве основы для представления целей-результатов обучения принимается:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2010 г, в котором прописаны требования к результатам освоения основной образовательной программы;

Примерную основную образовательную программу основного общего образования. Где требования стандарта конкретизированы в планируемых (личностных, предметных и метапредметных) результатах ее освоения учащимися;

Учебную программу по химии автора О. С.Габриеляна, в которой представлены содержание и планируемые результаты его усвоения.

Эти документы позволяют определить основные направления изучения содержания химии на ступени основного общего школьного образования. Для составления перечня целей-результатов обучения химии для учащихся 8-х классов необходимо выбрать из перечня планируемых результатов освоения учебной программы выпускников ступени основного общего образования те умения, которые подлежат развитию в 8-м классе (на основе анализа содержания учебной программы), с последующей их таксацией.

Таким образом, карта развития предметных умений по химии для учащихся 8-х классов представляет собой перечень целей-результатов обучения на конец учебного года с учетом особенностей реализуемой программы.

Перечень целей-результатов обучения в рамках содержательной линии «Атомы химических элементов»(10 часов) для учащихся 8-х классов:

давать определение понятиям «атом» и «молекула», «вещество»;

формулировать периодический закон Д. И. Менделеева;

распознавать частицы вещества (атом, ион, молекула);

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

объяснять закономерности изменения свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения атомов;

объяснять зависимость свойств химических элементов от зарядов ядер атомов и от строения атомных электронных оболочек;

определять валентность и степень окисления химических элементов в соединении;

определять состав вещества по его химической формуле;

распознавать виды химической связи в соединениях (ковалентная, ионная);

объяснять связь между составом, строением и свойствами неорганических веществ;

объяснять причины многообразия неорганических веществ;

различать вещества и смеси;

определять тип кристаллической решетки вещества (атомная, молекулярная, ионная, металлическая);

Карта развития предметных умений по химии в рамках содержательной линии «Атомы химических элементов» у учащихся 8-9-х классов

Таблица 1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: