Опытно-экспериметальная деятельность Влияние театральной деятельности на развитие связн

Программа экспериментальной деятельности

«Кукольный театр – как средство формирования связной речи у дошкольников»

Разработала программу

учитель — логопед: Гоголева Г. С.

2015 год

Пояснительная записка

Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии. Указанные особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью ребёнка. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие языковых средств.

С целью развития связной речи у дошкольников можно использовать театрализованную игру, которая позволяла заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать творческое воображение, мышление, память и главное сформировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляет собой инсценировку, проигрывание сказок в кукольном театре. А сказка является наиболее универсальным, комплексным методом коррекционной работы. Сказка – это образность языка, метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной речи.

Театрализация сказок используется в целях формирования связной речи, развитие образного и элементов логического мышления, внимания, памяти, воображения, тонкой ручной моторики дошкольников.

Вид эксперимента: коррекционно-образовательный

Проблема: узнать, какое влияние оказывает театрализация сказок на формирование связной речи.

Цели эксперимента:

создать основные условия, для использования театрализованной деятельности в дошкольном учреждении;

показать значение театра в формировании связной речи;

с помощью театральной деятельности повышать мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствовать повышению речевой и познавательной активности;

с помощью театра вызывать положительные эмоции у детей-логопатов.

повышать уровень мотивации и познавательной активности за счет разнообразия видов работы;

вызывать чувство сплоченности, дружеские отношения между детьми;

вызывать чувство удовольствия от интереснейшего процесса познания;

развитие творческих способностей.

Задачи: развивать связную речь дошкольников при помощи театрализации; вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям с помощью театрализованной деятельности, вызывать положительные эмоции у детей при помощи театра; показать значимость театрализованной деятельности на логопедических занятиях в ДОУ.

Методическое обеспечение: кукольный театр, настольный театр, декорации, книги со сказками, фотоаппарат.

Эксперимент рассчитан на 2 месяца (с сентября по октябрь)

Участники эксперимента:

Учитель-логопед: Гоголева Г. С.

2 группы детей :

Экспериментальная группа — в данной группе дети занимались по основной программе, а также принимали участие в театрализованной деятельности

Контрольная группа — в данной группе дети не участвовали в театрализованной деятельности, но НОД проходила по той же основной программе.

Этапы реализации эксперимента:

Диагностический: составление речевых диагностических карт, выявления уровня формирования связной речи.

Подготовительный:

Подготовить кукольный театр, настольный театр, декорации; беседа с детьми о театре, знакомство с ним; познакомить с основными книгами сказок, по которым будут разыгрываться театральные сюжеты; рассказать детям об основных занятиях и упражнениях которые мы будем выполнять.

Практический:

1. В НОД разыгрывались знакомые детям сказки, короткие, с простым сюжетом. Это русские народные сказки «Колобок», «Рукавичка», «Соломенный бычок» т. д.

Задачи первого этапа:

— формирование интереса к театрализованной деятельности и умения разыгрывать знакомые сказки с помощью кукольного и настольного театра;

— развитие фразовой и диалогической речи;

— привитие навыков грамматически правильного оформления высказываний;

— развитие умения с помощью выразительных средств речи, невербальных средств общения передавать характерные особенности героев сказки;

— формирование положительной самооценки, образа «Я успешен».

2 . Для этого этапа были выбраны небольшие по объёму сказки, с несложными, но главное незнакомыми или недостаточно знакомыми детям сюжетом. Были подобраны авторские сказки: В. Степанов «Дорога на мельницу», В. Сутеев «Под грибом» т. д.

Задачи второго этапа:

— обогащение лексики новыми словами и словосочетаниями;

— формирование навыков грамматически правильного оформления высказываний;

— развитие вербальной памяти, образного мышления, тонкой ручной моторики;

— развитие умения использовать вербальные средства общения для передачи характера и образа героя;

— побуждения детей к активному участию в инсценировке сказок;

— воспитание желания создавать декорации, сказочные атрибуты своими руками.

3 – этап. На этом этапе проводилась индивидуальная НОД, где каждый ребёнок самостоятельно инсценировал сказку, озвучивая всех её героев, при необходимости получая помощь. Для работы брали сказки таких авторов: В. Степанов «Кот-рукодельник», В. Сутеев «Палочка-выручалочка» т. д.

Задачи третьего этапа:

— развитие воображения, творчества, навыков импровизации;

— совершенствование диалогической и монологической речи;

— обогащение лексического запаса;

— развитие выразительности речи и невербальных средств общения;

— развитие тонкой ручной моторики;

— формирование желания создавать декорации, сказочные атрибуты своими руками.

Результативный:

Участие в экспериментальной деятельности познакомит детей с театрализованной деятельностью, способствует развитию положительных эмоций, средством выражения и развития творческих способностей; самое главное сформирует связную речь.

Таблица №1

Практическая часть эксперимента

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: