Опытно-экспериментальная работа Социальный проект Россия – наш Дом Уважай знай береги

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема «Социальное проектирование в современной школе»

По курсу «Классный руководитель в образовательном пространстве современной школы»

Цымбал Татьяна Викторовна

Учитель английского языка, I педагогической категории, руководитель МО Кафедры иностранный языков МАОУ Лицей № 21, г. Химки.

г. Химки

2014 г.

Содержание

Введение.

Социальное проектирование: природа, сущность, методология.

Роль социального проектирования в современной школе.

Опытно-экспериментальная работа. Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги».

Заключение.

Литература.

Введение

В настоящее время социальное проектирование приобрело весьма важное значение во всех, прежде всего развитых, странах мира, где осуществляющиеся социальные процессы модернизации обычно предваряются соответствующим проектированием различных форм деятельности, организации и управления. В итоге социальное проектирование стало необходимой составной частью социального процесса во многих государствах современного мира, особенно находящихся в процессе преобразований.

Российское общество в условиях постсоветского времени переживает сложный процесс трансформации, охватывающей все стороны жизни людей. Задачи, поставленные по выходу из системного кризиса, и потребность войти в число развитых государств мира обусловливают необходимость предварительного проектирования возникающих в стране новых социальных форм жизнедеятельности людей и реализующих этот процесс социальных структур. Сказанным определяется актуальность исследования проблем социального проектирования в современном обществе.

Сегодня социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности стало одной из наиболее перспективных технологий управленческих процессов в обществе. Оно также представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ целостной инновационной деятельности, метод решения возникающих экономических, организационных, социальных и культурных проблем. Включая новые программы, идеи, концепции, социальное проектирование создает возможности реализации задуманного действия путем внедрения в жизнь социальных проектов и тем способствует нормальному функционированию социума как системы наивысшей сложности.

Хотя объектом социального проектирования являются практически все основные стороны современного общества, особое значение имеет проектирование образа жизни, который является комплексным явлением и охватывает все стороны жизнедеятельности людей, начиная от экономической, социальной и кончая духовной сферами жизни. Кроме того, современное общество переживает не только процесс трансформации, но и демонстрирует различные (нередко полярные) способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает весьма актуальным изучение образа жизни людей в начале нового тысячелетия.

В современном российском обществе после длительного доминирования представлений о социалистическом образе жизни, как высшем по сравнению со всеми другими, сегодня возникла особая необходимость выработки новой парадигмы изучения образа жизни, предполагающей, что именно различия в жизнедеятельности людей (а не принадлежность к той или иной социальной группе) являются главными критериями дифференциации образа жизни. Это особенно усиливает актуальность исследования проблемы социального проектирования в России в целом и образа жизни её населения в частности. Таким образом, социальное проектирование образа жизни, осуществляющееся в современном социуме в рамках процесса модернизации, требует социально-философского осмысления его сущности, принципов, технологий, форм, тенденций. В частности, требуют обоснованного ответа вопросы: является ли достаточным и конструктивным в нынешних условиях понимание термина «проектирование» как синонима понятий «планирование», «прогнозирование», «конструирование» или же его следует понимать более широко? Можно ли считать, что образ жизни тождественен стилю, уровню или укладу жизни и, следовательно, речь идет об их простом сопоставлении или нет? Каков критерий эффективности социального проектирования общественных явлений и процессов и возможно ли проектирование образа жизни?

2 .Социальное проектирование: природа, сущность, методология

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен­но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я – концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектирова­нием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиаль­но, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множест­ва деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социаль­ное проектирование можно

рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межлично­стное общение.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т. д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:

Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации, и представление для широкой аудитории);

Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования:

– привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

-включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

-повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

-формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. п.), социальная мобильность и т. д.;

-закрепление навыков командной работы

Признаки проекта

Цель – изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового

Установленные сроки начала и завершения

Определенные ресурсы

Измеряемый продукт или результат

Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

Планирование

Организация

Управление

Планирование

Определение желаемых результатов проекта. Т. е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т. д.)

Организация

Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда. Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее: Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т. к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т. д.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

3.Роль социального проектирования в современной школе

Проектирование – одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.

Проектирование выражает прогностическую функцию управления, т. к. речь идет о создании будущей ценности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты. Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении. Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Социальное управление – это определенное воздействие на общество с целью качественного и доступного образа жизни. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой – с планированием и другими функциями управления.

4.Опытно-экспериментальная работа. Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги».

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: