Опытно-экспериментальная деятельность Плавающее перо

Актуальность. Опыты и эксперименты в дошкольном возрасте, как средство развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Дети дошкольного возраста являются исследователями окружающего мира. Именно в опытно-экспериментальной деятельности создаются условия для ребенка, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Опыты и эксперименты, как и игровая деятельность, способствует развитию целостной личности ребенка. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, что ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.Правила проведения исследовательской работы: – выбор исследуемого объекта или предмета;-рассматривание объекта или предмета. Сбор информации о предмете. Его зарисовка. Обобщение.1. Этап. На этом этапе ребенок выбирает карточку с исследуемым объектом по темам: «домашние животные», «человек», «птицы», рыбы», «неживая природа», «насекомые».2. Этап. На втором этапе воспитатель с помощью наводящих вопросов или постановкой проблемной ситуации в игровой форме, помогает ребенку самостоятельно сделать умозаключение, исходя из которого ребенок определяет, какого вида бывают исследуемые объекты/предметы, какую функцию они выполняют, какими свойствами, отличительными или сходными чертами обладают по сравнению с другими объектами или предметами, на что могут влиять.3. Этап. Этап проведения самого исследования, сбора информации и зарисовывание объекта или предмета. Для этого я веду с детьми «Дневник наблюдений».4. Этап. Обобщение полученных знаний. Здесь можно использовать заранее подготовленный текст с ошибками, при прочтении которого, дети быстро найдут оплошности, исправят их, систематизируют и закрепят новый материал.

Занятие с детьми «Плавающее перо»

Цели: Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.Задачи:- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, учить умению делать выводы; – формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий; – воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;-создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания. Этот опыт наглядно показывает, как загрязнение окружающей среды пагубно сказывается на плавучести водоплавающих птиц в частности. Загрязненная вода попадает в природную среду. А через грунтовые воды она просачивается в пруды, озера и другие водоемы. Материал: – Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)- Широкая миска с водой – 2 столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды – Синяя пищевая краска – 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.

Ход занятияЗдравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о водоплавающих птицах, и проведем небольшой опыт. Но сначала давайте вспомним, каких птиц относят к водоплавающим? Ребята, отгадывают загадки и появляются иллюстрации с названными птицами. Отгадайте загадки:Я люблю непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь, Чистоплотный, серый… (Гусь) Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)

Это старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома –Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту….(Аист)За лягушками к болоту. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это… (Цапля)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Вспомним вместе с вами пальчиковую гимнастику про птиц. Пальчиковая гимнастика «Уточка» На волнах качаясь, уточка плывет:То нырнет, то вынырнет – Лапками гребетСовершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.Сравнение двух птиц по плану:Давайте с вами сравним двух птиц ворону и чайку.

Большая или маленькая?

Какое оперенье?

Какой клюв?

Лапы.

Хвост.

Какие крылья?

Как передвигается (летает, ходит, прыгает)?

Водоплавающая.

Певчая или нет? Как кричит?

Чем питается?

Где живет?

Делается вывод, что чайка – это водоплавающая птица. А теперь, подумайте, вспомните и скажите, почему этих птиц называют «водоплавающими»? Что им помогает плавать? Как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.) Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой И тогда придешь домой. Снова – правою ногой, Снова левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой. Вот тогда придешь домой. Молодцы, ребята. Садитесь. Спинки у всех прямые, ножки стоят на полу. Ребята, я знаю, вы все с родителями гуляли в парках. Вам там понравилось? А видели вы водоплавающих птиц? Каких? Верно, в парках много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной? Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как уточкам плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с вводом. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) жидкости для мытья посуды. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков. Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать? Результат: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду – на ватном шарике увидим голубой цвет. Объяснение: Чтобы понять, что произошло, надо внимательнее взглянуть на строение пера. Здесь раздаем детям увеличительные стекла, лупы. “Ствол” пера, который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между крючочками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде “тяжелой”, медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие – выдры, бобры и другие. Зарисовка опыта. Ребята, что нового вы узнали? Понравилось вы вам занятие?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: