Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Карташова Вера Александровна

МБДОУ «Детский сад № 43»

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3 – 7 лет и предполагает решение следующих задач:- формирование у детей диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; — поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

ЖИВАЯ ПРИРОДА (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет и др.);

ЧЕЛОВЕК (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразова-тельные).

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулированной взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития.

Потребность в общении с природой – один из наиболее характерных элементов экологического сознания дошкольника. Это отправная точка формирования экологической культуры ребенка. Потребность в общении с природой возникает рано, ребенок, как правило, не отделяет себя от природы, воспринимает себя ее частью.

Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности.

Эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой имеющие различные эмоциональные оттенки, положительные и отрицательные. При положительных формируется осознание ценности природы, эстетическое отношение к ней, происходит духовное обогащение личности.

Еще одно условие воспитания экокультуры – необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности.

Процесс становления осознано-правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критериями оценки уровня его экологического воспитания. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями)

Экспериментирование является наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознано-правильного отношения к природе у ребёнка дошкольного возраста.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Задача педагогов — поддерживать стремление детей к эксперименти-рованию и создавать для него условия.

Воспитание экологически грамотных людей в настоящее время является одной из первостепенных задач. Это связано с тем, что люди все больше и больше отдаляются от мира природы. Она становится для многих отвлеченным словом, не наполненным конкретным содержанием. Именно в детском саду закладываются гуманные начала личности, бережное отношение к природе и понимание ценности природных объектов. Воспитание у детей интереса к природе эффективнее всего проходит при проведении экспериментов и наблюдений за ней.

Осуществленный в ходе работы исследовательский анализ, свидетельствует, что деятельность экспериментирования имеет свои особенности:

Эта деятельность свободна от каких либо рамок, регламентирующих продолжительность опыта или заранее намеченный план действий. В процессе эксперимента дети могут варьировать условия проведения опыта по своему усмотрению, если это не уводит далеко от цели и не наносит никому вреда. Детям нельзя четко задать временные рамки, если им интересен процесс эксперимента. И, с другой стороны, если интерес к нему быстро пропал, то нельзя заставить ребенка делать то, что он не хочет.

Детское экспериментирование способствует формированию такой фундаментальной способности, как способность к построению все более сложных иерархических структур собственной деятельности. Ведь перед проведением опыта ребенок должен выстроить некую логическую цепочку, с помощью которой он потом будет действовать.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процесс, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, и др.

Список литературы:

Иванова А. И. Основные принципы организации экологического образования дошкольников // Антропоэкологические подходы в современном образовании. В 2 ч. Ч 1. Новокузнецк, 1999

Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с. (Серия «Программа развития»)

И. Э.Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2003. -80 с.

Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: