Опыт внедрения интерактивных методов развития коллектива в профессиональной деятельност

Опыт внедрения интерактивных методов развития коллектива в профессиональной деятельности педагога

ВВЕДЕНИЕ

Задачей классного руководителя является умение убедить учеников в их человеческой ценности, так как самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют успеваемость и поведение. Необходимо нацелить процесс воспитания на максимальное раскрытие потенций учеников, учитывая особенности подросткового возраста воспитанников. Классный руководитель должен не только вооружать ребенка необходимой суммой знаний, умений и навыков, но и помогать ему стать тем, кем он может стать. Чтобы осуществить это на практике, учителю необходимо регулярно расширять свои личностные ресурсы, научиться понимать и чувствовать самого себя, а, следовательно, и других. Педагог должен постоянно овладевать знаниями, активизирующими мотивы поведения и деятельности ребенка, формирующиеся на базе возрастных и индивидуальных потребностей. Исходя из этого, мною было принято решение о необходимости посещения занятий, направленных на оказание методической и практической помощи классному руководителю в создании условий для решения основных педагогических проблем модернизации воспитания.

Приведу некоторые данные о классе, в котором будут проведены предложенные в курсе упражнения. В данном 6 а классе 21 человек: 14 девочек и 7 мальчиков.

Класс имеет статус гимназического: учащиеся изучают два иностранных языка. По итогам 2015-09 учебного года в рейтинге школы среди 16 классов среднего звена данный класс занял второе место.

Общая характеристика класса (составлена на основании неоднократно проводимых школьными психологами тестирований)

-развитие познавательного уровня учащихся 70 %

-общее развитие 65%

-успеваемость 100%

-развитие чувства взаимоответственности 68%

-интерес и участие в школьных делах 75%.

Эти показатели подтверждают выводы о практической сформированности коллектива, который способен оказывать влияние на формирование личности. Существующие микрогруппы находятся в тесном взаимодействии и взаимно дополняют друг друга. Среди лидеров класса можно выделить Тутевич Маргариту, Золотову Ольгу.

В коллективе нет отвергаемых воспитанников, в каждом, в той или иной мере выделяются индивидуальные качества. В классе существует ядро, способное оказать классному руководителю действенную помощь в поддержании здорового микроклимата в коллективе.

ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЙ И РАЗМИНОК, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6-ГО КЛАССА

При внедрении «психогимнастических упражнений» — разминок в своей педагогической деятельности я старалась учитывать возрастные особенности коллектива класса, его относительную сплоченность ( дети обучаются совместно не менее года).

Каждый раз, планируя использовать то или иное упражнение, нужно ставить перед собой следующие вопросы:

— какой эффект я хочу получить

— как связать данную разминку со следующей темой внеклассного мероприятия?

Обычно я проводила разминки в начале и в конце классного часа, во время игровых пауз при работе в ГПД и при выезде с классом в оздоровительный лагерь в период зимних каникул. Как правило, все эти разминки выпадали на вторую половину дня. Поэтому, в первую очередь, они были направлены на снятие усталости, эмоциональных нагрузок, переключение с одного вида деятельности на другую. В таких упражнениях полезно включать задания с использованием двигательной активности с целью встряхнуть, оживить группу, подготовить для продвижения вперед в содержательном плане. Целью разминок, проводимых в конце мероприятия, являлось подведение итогов, выражение взаимной благодарности дуг другу за коллективное творчество.

Из предложенных на занятиях упражнений я старалась выбрать наиболее подходящие для работы с данной группой, иногда видоизменяя их в соответствии с конкретными условиями и задачами. Приведу примеры и проанализирую использование некоторых разминок.

« ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: дать возможность объединиться в небольшие группы по неформальному принципу, научить сотрудничать в таких группах, сплотить коллектив, попытаться узнать что–то новое друг о друге.

Материалы: ручки, бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция: «Вы должны разбиться на группы по временам года, соответствующим дате вашего рождения. Ваша задача в группе — собрать и сформулировать все главные качества, рожденного в данный период времени, собрав их по одному от каждого, попытаться выработать общий девиз, нарисовать эмблему»

Процедура проведения: Ученики разбиваются на четыре бригады, обсуждают и выполняют задания, по очереди представляют результаты своей деятельности.

Подводные камни: Оказалось, что в классе всего один ребенок, который родился зимой. Зато в весенние месяцы родились 12 человек. Важно обязательно ввести строгое ограничение по времени, иначе в больших группах процедура обсуждения затягивается надолго.

Анализ:

Возрастной диапазон данной игры — не младше 10 лет, так как детям сложно выделить и сформулировать основные черты своего характера. Не все из них всерьез задумывались над этим. Возможно, имеет смысл подготовить учеников заранее, дав на предыдущем занятии задание обдумать свои достоинства и недостатки.

Количество участников данной разминки не должно быть очень большим. Тогда теряется идея, что каждый должен высказаться и быть услышанным. Для подростков количество не должно превышать численность класса. Для более взрослого и организованного коллектива не более 25-30 человек.

Данную разминку можно использовать в начале любого мероприятия, посвященного знакомству, рождению коллектива, разговору о дружбе. Мною эта разминка использовалась при проведении классного часа, посвященного текущим общим делам. Она немного отвлекла детей от учебных забот, переключила их внимание и вместе с тем создала атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, вовлекла в коллективное творчество.

Это была моя первая попытка проведения разминки. Объяснив инструкцию, я попыталась не вмешиваться в дальнейший процесс, наблюдая за происходящим со стороны. Для меня было интересно и удивительно обнаружить много общих черт у ребят, рожденных весной. Все они очень шумные, активные, задорные. Для всех их главным было продемонстрировать себя. Они не очень прислушивались к представлениям других команд. Приходилось постоянно делать им замечания. Создалось впечатление, что эти 12 человек нашли друг друга (это замечательно ) и больше им никто не нужен ( этого не хотелось бы ). Гораздо спокойнее и конструктивнее протекала работа в более малых группах учеников, рожденных осенью (5 человек) и летом (3 человека). Единственная девочка в классе, чей день рождения зимой, сначала растерялась. Сама по себе Маша — ребенок самостоятельный активный, поэтому быстро осознала преимущества своего вынужденного одиночества. Ей никто не мешал проанализировать свои достоинства и недостатки, зато можно было перечислить их все, других же не было. Девиз и эмблема тоже были ее личными, характеризующие конкретно ее.

Ребятам очень понравилась эта разминка. Никто не стеснялся, все были активны, так как объединение в группы произошло по простому и понятному каждому неформальному признаку. Мне, как педагогу, интересно было отметить характерные для некоторых групп общие черты характера. Оба лидера класса оказались в одной команде, хотя они совершенно разные и лидерство у них в различных сферах. В конце мы отметили, как важно уметь слушать и слышать друг друга. В ходе этой игры хорошо проявились как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими. Каждого должна успокоить мысль о том, что в чем-то он не одинок. В этой разминке педагог является сторонним наблюдателем, что дает возможность спокойно и внимательно следить за деятельностью учеников, раскрывая их с новой стороны. В дальнейшем игру можно видоизменить, попросив ребят самим найти и записать в группе наибольшее количество общих черт; проанализировать что лучше: быть похожим на других или отличаться от всех.

«МОЛЕКУЛЫ И АТОМЫ»

Цель: cформировать умение быстро объединяться в разные по количеству группы, развить быстроту реакции, умение не задумываясь быстро и четко выполнять инструкцию.

Материалы не требуются.

Инструкция: «Ваша задача сначала ладошками сгруппироваться по два человека. Затем объединяемся локоточками по три человека. Далее спинками соединяемся вчетвером. Ступнями объединимся по пять человек. Затем лобиками соединяемся вшестером… В конце выстраивается один круг, объединенных за руки людей».

Процедура проведения: Учитель находится в стороне, дает команды к объединению различными частями тела. Постоянно контролировать все ли справляются, не нужно ли дополнить какую — либо команду по количеству. При необходимости включается в игру, объединяясь с разными командами.

Подводные камни: Разминка травмоопасна. Регулярно следить за детьми, продумать заранее их движения. Следить, чтобы в процессе никто не остался лишним.

Анализ:

1.Возрастной диапазон не ограничен, если грамотно продумать последовательность объединения и давать четкие понятные команды.

2.Количество участников от 20 и более.

3.Данную разминку, по-моему, можно проводить и в начале и в конце внеклассных мероприятий, проводимых для сплочения и объединения коллектива. Она хороша в качестве подвижной паузы при выполнении учебных заданий в ГПД.

4.В коллективе данного класса, по опросам учеников, проведенных в конце занятий, как ни странно сложнее проходило объединение в малочисленные группы. Всем, по их общему мнению, было легче и комфортнее чувствовать себя в группе, состоящей из шести-семи человек. По моим наблюдениям, это произошло из-за того, что в классе существует несколько групп, объединенных вокруг лидера или общими интересами. По окончании работы была сделана попытка проанализировать ребятами свое поведение, связанное с жизненной позицией каждого. Кто как поступает в жизни, когда надо сделать выбор. Кто-то привык выбирать все сам, а кто-то привык, что его выбирают, не может сделать первый шаг навстречу другому человеку. Кто-то боится оказаться в компании в одиночестве, а для другого одиночество — привычное комфортное состояние.

Удачным, на мой взгляд, при выполнении данной разминки оказалось то, что во избежание травм она проводилась в рекреации. Незнакомые дети из разных классов быстро сориентировались в правилах и включились в игру. Всем очень хотелось, чтобы четко выполнялись инструкции и все были в группах определенного количества. Если где-то не хватало одного-двух человек, нужное количество народа тут же восполнялось зрителями. Как отмечалось ранее, были проблемы при объединении по два-три человека. Многие хотели объединиться с одним и тем же человеком. Зато все сразу забыли про обиды и развеселились, когда образовались команды из пяти — шести человек. Очень важно, что в завершении все оказались в одном большом круге, смогли заглянуть друг другу в глаза, понять, что все они — одна команда, что всегда найдется что-то главное, что объединит всех.

« ТРИДЦАТЬ ТРИ »

Цель: повторить знания, полученные на уроках математики, выработать навыки взаимопомощи, поддержки, концентрации внимания.

Материалы не требуются.

Инструкция: все встают в круг и начинают считать до 33 по очереди, пропуская числа, которые делятся на 3 и в названии которых произносится 3. Вместо этого произносим слово: «класс!». Если кто0то ошибается, то с его счет начинается заново.

Процедура проведения: Ведущий-учитель наблюдает со стороны за соблюдением правил, помогает и подбадривает, если в начале будут ошибки. Все встают в круг и начинают счет.

Подводные камни: Неинтересно играть, когда участников много (не более 20 человек), иначе есть шанс, что до кого-то счет не дойдет. Если участвуют дети младше 5 класса, будет много ошибок, становится скучно все время начинать счет сначала.

Анализ:

1. Интересно наблюдать, как меняется настроение и реакция участников на человека, допустившего ошибку. В начале игры на него сыпался шквал негодования, упреков. Ситуация резко меняется, если подсказать, что закончить счет без ошибок — общая задача, требующая от каждого внимания и сосредоточенности. Ребята уже заметили, кто чаще других ошибается. Этому человеку начинают подсказывать жестами или кричат вместо него. Иногда можно указать на нарушение правил, иногда полезнее сделать вид, что не заметил, чтобы разминка была динамичнее. Так как последние числа все содержат в названии 3, то игра заканчивается веселой оценкой своих действий: «класс!». Эта разминка очень понравилась. Произошло очередное неформальное объединение коллектива одной целью – закончить счет.

2.Интересно было наблюдать за проведением этой же разминки аниматорами в зимнем лагере. Ребята 6 класса, которые уже играли со мной, очень обрадовались. Но среди них были ребята по-младше и им было тяжеловато, они часто ошибались. А вот учащиеся старших классов просто скучали, просчитав заранее, что народу много и до них счет не дойдет. Дети быстро потеряли интерес к происходящему, и единения не произошло. На этом примере я сделала вывод о возрастных и количественных ограничениях при проведении данной разминки.

« ВЫ НИ ЗА ЧТО НЕ ПОВЕРИТЕ, ЧТО…»

Цель: лучше узнать друг друга, поразить окружающих необыкновенным талантом друга до этого никому неизвестным.

Материалы не требуются.

Инструкция: Разбиться на пары. Пообщавшись 5-7 минут, выявить в собеседнике что-то особенное, отличающее его от других. Представить всем своего партнера.

Процедура проведение: Ребята разбиваются спонтанно на пары. Кто-то оказался с лучшим другом, кто-то с тем, кто стоял рядом. Пообщавшись друг с другом, пары начинают представление.

Анализ:

1. Важно было, задав всего несколько вопросов, сообщить всем какую-ту

уникальную неожиданную способность или черту характера собеседника. В одинаково сложном положении оказались и те, кто представлял лучшего друга (когда знаешь человека давно тяжело выделить что-то уникальное) и случайные

партнеры (надо было быстро и точно задать наводящие вопросы). В процессе представления, я узнала много нового и полезного о своих учениках. Я бы ни за что не поверила, что многие с удовольствием читают и разбираются в современной фантастике, кто-то никогда не обманывал родителей или тратит на выполнение домашних заданий не более 30 минут.

Подводные камни: Не все были готовы к откровениям. Возможно, не все были правдивы (хотя специально оговаривалось перед игрой, что информация должна быть реальной). Один из мальчиков, оказавшись в паре с девочкой, растерялся и сделал вид, что ему надо срочно выйти (он вернулся лишь по окончании игры). Зато я была приятно удивлена поведением девочки-напарницы. Тихая и скромная во всех ситуациях, она моментально сориентировалась и нашла замечательный выход из ситуации. Пока я придумывала, что делать, она произнесла: « Вы ни за что не поверите, что мой партнер-неведимка! Он сейчас среди нас и давайте ему поаплодируем.» . Это было так неожиданно и так здорово, что все развеселились. Девочка совсем не смутилась, была так убедительна. В данной ситуации ребенок раскрылся с совершенно неизвестной стороны перед всем

классом. Она проявила себя как веселый и находчивый человек. По — другому посмотрели на нее и дети. Если раньше круг общения ограничивался 2-3 девочками, то теперь он стал гораздо шире.

«НАС С ТОБОЙ ОБЪЕДИНЯЕТ…»

Цель: Провести обмен чувствами между участниками, объединить группу, вызвать эмоциональный отклик.

Материалы: мяч.

Инструкция: Встаньте в круг. Посмотрите на нашу команду и задумайтесь, что объединяет вас друг с другом. Есть ли в чем-то похожие на вас ребята. Тот, кто держит мяч, находит похожего на себя участника и кидает ему мяч со словами:

« Нас с тобой объединяет …». Если поймавший мяч согласен с утверждением, он отвечает: «Спасибо! Да!». Если не согласен то ответ: «Спасибо! Я подумаю!»

Процедура проведения: Все встали в круг. Ведущий подсказывает, что если сложно подобрать мотив для объединения, можно использовать в крайнем случае формальные фразы типа: «Нас с тобой объединяет то, что мы учимся у одного учителя», «…что ходим в одну школу» и т. д. Будет интереснее, если вы напряжете фантазию и найдете свои варианты. Начинать лучше учителю в качестве примера. Далее мяч попадает к детям.

Анализ:

1. В начале дети были скованы и фразы банальны. Их объединяет любовь к компьютерным играм, общее имя, любовь к какому-то школьному предмету, животным. Постепенно продолжение фразы стало более содержательным и полезным для меня. Например, один из двух мальчиков, у которых много проблем с поведением, сказал другому: «Нас с тобой объединяет то, что мы оба — благородные хулиганы!» В этот момент все взорвались аплодисментами и выкрикнули пожелание, чтобы в них больше преобладало благородство и меньше хулиганство.

2. Было интересно, что один из детей заглянул в глаза другого и отметил их одинаковый цвет. То есть он долго внимательно разглядывал и искал сходство. Интересно, что почти все в ответ услышали: « Спасибо! Да!» Значит, ребята неплохо знают друг друга и внимательны друг к другу. Вместе с тем некоторые кинули мяч совсем не тем, кто его от них ждал. За этим было очень интересно наблюдать. Были попытки хотя бы в игре объединиться с тем, с кем мечтают это сделать, но по каким-то причинам не делают. Мне было приятно видеть желание расширить круг близкого общения. Ведь чем больше ребята нашли себе партнеров, тем сплоченнее будет коллектив класса. Это упражнение создает особую атмосферу приятия друг друга, общности.

Подводные камни: Если какой-то участник не получил мяч, он будет чувствовать себя обделенным. Крайне важно не упустить этот момент. Мне достаточно было махнуть незаметно рукой за спиной такого ребенка, и державший в тот момент мяч, адресовал свое обращение ему. Затем я специально сказала, что игру, пожалуй, пора завершать. Ребята возмутились и аргументировали продолжение игры тем, что объединились еще не со всеми, с кем хотели бы. В результате никто не оказался не отмеченным и это здорово, что отследили данный момент сами участники.

Надо еще следить и затем, чтобы вовремя остановить игру и мяч не завис между двумя закадычными друзьями, у которых так много общего.

« Я СЕГОДНЯ ВОТ ТАКАЯ…»

Цель: научиться видеть, понимать друг друга без слов, передавать свое внутреннее состояние с помощью жестов.

Материалы не требуются.

Инструкция: Все встают вкруг и по очереди характеризуют свое сиюминутное состояние жестом, произнося при этом фразу: « Я сегодня вот такая…». Остальные внимательно наблюдают и повторяют: « Она сегодня вот такая …» и стараются продемонстрировать тот же жест.

Процедура проведения: Все встают в круг и пытаются передать состояние с помощью жестов. Не страшно, если чьи-то состояния совпадут. Окружающим важно как можно точнее повторить и интонацию, и жест, и взгляд.

Анализ:

Все движения были разными, никто не повторился. Со стороны мне показалось, что эти действия характеризовали не только состояние в данный момент, а присущие каждому черты характера. Окружающие внимательно следили за ведущим и четко повторяли движения.

Подводные камни: Приходилось напоминать о запрете разговоров, так как некоторые пытались и комментировать свои и чужие выступления.

« ЗАРЯДКА»

Цель: встряхнуть группу, разрядиться, подготовиться к восприятию информации, но не терять бдительности.

Материал не требуется.

Инструкция: Вспомнить заранее 2-3 упражнения из утренней зарядки. Встать так, чтобы хорошо видеть друг друга. По очереди показываем и делаем 4 раза упражнение, сопровождая его веселой фразой типа: « Сделайте наклоны вперед те, кто пришел сегодня в школу», « Повернитесь направо те, кто не забыл почистить зубы».

Процедура проведения: Возможны варианты. Может всю зарядку проводить один человек. Может каждый провести 1-2 упражнения.

Анализ:

Так как теперь в школе утренняя зарядка обязательна, то данная разминка оказалась очень актуальной. Ребятам быстро наскучило просто выполнять упражнения под музыку. Веселее, когда еще придуман забавный текст. Особую радость вызывают специальные приколы. Например, вставить упражнение для тех, кто забыл дневник или не умылся. Те, кто прослушал фразу, начинают с энтузиазмом делать упражнение, даже если дневник с ними. Получается очень весело.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рекомендуемые упражнения были направлены на создание непринужденной доброжелательной атмосферы в группе, повышение внутригруппового доверия и сплоченности. Все предлагаемые игры и разминки способствовали в достижении поставленных мною целей:

— развитие чувства собственного достоинства у каждого ребенка и умения уважать достоинство других;

— осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;

— развитие способности к самопознанию, самоанализу, навыков ведения позитивного внутреннего диалога;

— повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;

— обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

— развитие социальной восприимчивости, воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию; — развитие коммуникативных навыков.

На любом занятии полезно было задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их внутреннем состоянии:

— Что вы сейчас чувствуете?

— Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

— Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнений?

— Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

— Как вы собираетесь использовать то, чему научились?

Каждое занятие, классный час, проведенный с использованием рекомендуемых упражнений, раскрывали в детях что-то новое. Наблюдая за ними, я все время поражалась и удивлялась непредсказуемости реакции и поступков. Кто-то неожиданно проявил лидерские качества, кто-то терялся и нуждался в поддержке.

Используя предложенные материалы, можно укрепить связи с детьми на эмоциональном и вербальном уровне, поговорить о важных и значимых проблемах в непринужденной форме. Некоторые упражнения были использованы без изменений, некоторые корректировались, но общая идея оставалась. Я планирую в дальнейшем пользоваться материалами курса в своей деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: