Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на о

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

Пшеничный Игорь Кириллович,

учитель мировой художественной культуры

МБОУ СОШ №1 г. Азова Ростовской области,

Почетный работник общего образования РФ,

учитель высшей категории

Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своего духовного мира. В этом плане нет, по-видимому, иного пути, чем насколько можно более полное овладение воспитательными и образовательными возможностями искусства.

На уроках мировой художественной культуры личность учащегося вводится в художественную культуру с целью сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, способствовать его всестороннему развитию.

Предмет «Мировая художественная культура» я преподаю в 10-11 классах общеобразовательной школы. Это благоприятный период для приобщения к искусству, к художественному творчеству, т. к. школьников отличает повышенная эмоциональность. У них не только возрастают способности к анализу и критике, но и к эмоциональной отзывчивости.

Этот возраст — период формирования чувства идентичности окружающему миру, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя. Это период творческого самоопределения, формирования жизненной позиции и становления активного поиска жизненного пути и самоутверждения. На данном этапе уже ставятся жизненные цели личности, складывается мировоззрение.

Для этого возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях, спорах. В общении старшеклассников наблюдается большее разнообразие, они особенно ценят живость и глубину ума, умение быстро ориентироваться в ситуации, остроумие. Исходя из этого, я уверен, что в старших классах необходимо проведение таких уроков, на которых учащиеся могли бы строить свою жизненную позицию в творческой деятельности.

Моя задача – создать обучающую среду, которая позволит ребёнку учиться через свой опыт, находить решения самостоятельно, развивать свои когнитивные, творческие и практические способности, и следовательно обеспечить высокое качество организации образовательного процесса.

Программа курса «Мировая художественная культура» рассматривается как продолжение изученного ранее материала на таких уроках, как музыка, изобразительное искусство, литература, история и других, но на новом уровне и в более сложном культурологическом, эстетическом, философско-религиозном контексте.

Мои рабочие учебные программы по предмету разработаны на основе современной нормативно-правовой базы. Основными документами, которыми я руководствуюсь, являются: Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре, Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, а также примерные программы по мировой художественной культуре.

На основе современных УМК с учётом регионального компонента государственного стандарта общего образования мною разработаны рабочие программы по мировой художественной культуре: для 10-го класса (общеобразовательный уровень), для 11-го класса (общеобразовательный уровень). При разработке рабочей программы придерживаюсь определенных принципов отбора содержания: научность, фундаментальность, целостность, преемственность и непрерывность образования, систематичность и доступность.

Рабочие программы имеют следующую структуру:

— пояснительная записка,

-примерная программа в качестве основы для данной рабочей программы и перечень учебных пособий,

— календарно-тематическое планирование, включающее разделы: тема урока, содержание урока, понятийный аппарат, планируемые результаты изучения материала, формы проведения уроков и контроля, задания для организации познавательной деятельности учащихся, литература для учащихся,

— контрольно-измерительные материалы (тесты, контрольные работы),

— литература для учителя.

Содержание учебного материала разбито на тематические блоки. Рабочие программы предусматривают включение регионального компонента по культуре Донского края. Соответствующий материал включается в содержание уроков или выносится на специальные уроки в конце изучения тем.

Система познавательных заданий позволяет организовать активную работу школьников с учебником, рабочей тетрадью, документами, в сети Интернет. Более сложные вопросы отмечены в тематическом планировании звёздочкой () и рекомендуются для выполнения сильными учащимися.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, создания на уроке «ситуации успеха» предусмотрены разнообразные технологии, методы и приёмы индивидуализации: разноуровневое изложение материала, дифференцированные задания с учётом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся, групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля и др.

Каждый урок строю в соответствии с основными структурными элементами:

1 этап — диагностический,

2 этап — обучающий,

3 этап — моделирующий,

4 этап — рефлексивный.

Важной составляющей частью работы учителя является выбор учебников. Понимая, что в преподавании важную роль играет качественный учебно-методический аппарат, а также преемственность содержания при переходе из класса в класс, я выстраиваю содержательную линию курса мировой художественной культуры на основе учебно-методических комплектов одного авторского коллектива.

Из существующих учебно-методических комплектов по мировой художественной культуры я выбрал для работы комплект для 10 и 11 классов автора Л. Г.Емохоновой «Мировая художественная культура» (Издательство «Академия»).

Данный учебно-методический комплект соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, реализует концепцию преподавания данного предмета на базовом уровне.

В состав комплекта входят: программа, учебник, рабочая тетрадь, диск с визуальным и музыкальным материалом для уроков и самостоятельной работы учащихся, книга для учителя. Содержание и художественно-педагогическая идея издания отражают личностно-смысловую направленность учебного курса, деятельностный характер обучения, направлены на формирование в процессе обучения ключевых компетенций, что способствует самоидентификации и успешной социализации учащихся.

Наблюдения, полученные в ходе моей работы по данному учебнику, показывают, что у старшеклассников развиваются умения анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал. Именно такой акцент в изучении мировой художественной культуры в средней школе помогает растущему человеку осознавать свою культурную и национальную принадлежность, способствует самоопределению в современном мире и культуре.

Смысловым системообразующим понятием учебного курса является понятие «целостный образ эпохи». Практика работы с учебником доказывает, что введение научных понятий происходит естественно, не нарушая логику изложения темы. Приводимые в тексте определения не громоздки, лаконичны и доступны для понимания школьников. В учебнике используется терминология и символика, принятая в описании историко-художественных явлений, памятников искусства и художественных стилей. Это делает учебник своего рода «энциклопедией» мировой художественной культуры.

Каждый урок сопровождается вопросами и заданиями. Есть примеры практических заданий, связанных со сравнительным анализом. Должное внимание уделено проектной деятельности учащихся. Для выполнения творческих работ, предлагаемых на страницах учебника и рабочей тетради, школьникам необходимы навыки поиска и отбора нужной информации в источниках различного типа, в том числе мультимедийных.

Благодаря использованию в работе современного УМК, ребенок на моих уроках — активный участник процесса познания, а не объект, пассивно воспринимающий информацию.

Мною разработана и реализуется авторская программа спецкурса «Мир музея». Цель данного курса: формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное и художественное развитие в рамках взаимодействия музея и школы, создание условий для развития творческой личности школьника, совершенствование навыков исследовательской работы и обеспечение высокого качества организации образовательного процесса.

Задачи курса «Мир музея»:

— углубление знаний учащихся по предмету;

— приобщение учащихся к русской и мировой культуре;

— развитие духовно-познавательных потребностей детей;

— развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;

-развитие мотивационной сферы (эстетической, этической мотивации);

— развитие коммуникативных навыков;

— расширение «среды обитания» воспитанников;

— развитие музейной культуры и визуальной грамотности;

-профессиональное просвещение и профессиональная ориентация;

— стимулирование творческой активности учащихся.

Программа разработана с учетом использования возможностей современного музея, в частности — Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, в котором образуется уникальная предметно-пространственная среда и обеспечивается доступность и свобода выбора содержания и форм общения с памятниками истории и культуры.

Инновационность программы «Мир музея» состоит во включении в образовательный процесс школы музейно-педагогических технологий, в создании системы приобщения ребенка к музейной культуре, в создании новых условий для творческого развития детей, в расширении образовательной и воспитательной среды школы, в создании эмоционально-насыщенной и развивающей «среды обитания» воспитанников.

Основными формами работы по реализации программы являются: уроки-экскурсии, творческие занятия в музее, коллективные и индивидуальные обсуждения впечатлений, полученных в музее; музейные театрализации, встречи с музейными специалистами и коллекционерами, оформление выставок и экспозиций.

Программа построена таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать межпредметные связи в таких учебных дисциплинах, как история, литература, музыка, изобразительное искусство, следовательно, позволяет открывать новые возможности в разработке интегрированных уроков.

Программа является практико-ориентированной и предусматривает использование методов и приемов организации самостоятельной деятельности учащихся с первоисточниками, произведениями живописи, скульптуры, иконописи, декоративно-прикладного творчества и другими.

Содержание программы определяется не только познавательной ценностью, практической значимостью, но и учебно-воспитательными целями культурологического и эстетического образования. Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать обучающихся к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и быта предков.

Особенно это важно в работе с «проблемными» детьми. К этой группе детей, в первую очередь, относятся учащиеся, имеющие серьезные проблемы в личностном развитии: в развитии интеллекта, нравственности, самостоятельности (силе личности). Так, результаты исследования, проведенные в школе, свидетельствуют, что у учащихся снижены духовно-познавательные потребности, эстетическая восприимчивость, терпимость к ошибкам и недостаткам других, мотивация достижения и успеха. Однако отмечается высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, ранимости, обидчивости, уязвимости личности. В этой ситуации музей выполняет функцию арт-терапии (терапии искусством). Общение с профессионалами, экспозициями музея — это средства, помогающие воплощению изменений на пути развития личности. Включая ребенка в глубокое и многогранное познание художественной реальности музея, обогащенного опытом чувственного восприятия предметного мира; открывая и приводя в действие резервы творческой и общественной деятельности человека, арт-терапия помогает формировать у детей способность к общению и повышает их адаптивные навыки. Музей в данной ситуации становится инструментом адаптации ребенка к окружающему миру.

Поскольку на уроках мировой художественной культуры на первый план выдвигается не задача управления познавательной деятельностью учащихся, а задачи воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства, развитие воображения и творческих способностей личности, то урок мировой художественной культуры как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические методические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний, умений и навыков.

Урок — это произведение искусства, и строить его надо по законам искусства. Драма как вид искусства наиболее подходит для составления сценария урока. На уроке ставится проблема, иногда вычленяются две проблемы и должен быть катарсис — потрясение в душе, душевная разрядка, подобная той, которую испытывают зрители в процессе сопереживания.

«Взволновав, заставить задуматься», — вот главная задача методики художественно-педагогической драматургии Л. Предтеченской. Используя на уроках эту методику, я, с помощью силы воздействия различных видов искусств в их комплексе, принимаю участие в формировании духовного мира школьника, его нравственности, эстетической восприимчивости.

Урок разделен на этапы, которые должны иметь логический смысл и учитывать работу учащихся на уроке, вопросы к ним учителя:

— экспозиция,

— постановка проблемного вопроса,

— разработка проблемы,

— кульминация,

— последействие.

Основным средством обучения на уроке является постановка вопросов-проблем. Подбор вопросов-проблем производится таким образом, чтобы он был актуален и современен, злободневен и значим.

В своей работе я делаю большой акцент на личностно ориентированном подходе в обучении. Моя главная задача — содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть в себе возможности активной познавательной и творческой деятельности. Так, на уроках мировой художественной культуры я стараюсь предложить учащимся несколько творческих заданий на выбор.

Одним из эффективных способов организации учебной деятельности является технология проектного обучения, так как она ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую).

Проектная технология предполагает следующие этапы работы:

— разработка проектного задания (выбор темы, формулирование проблемы, определение цели и поэтапных задач).

— составление плана работы (определение сроков, выбор средств и методов выполнения проекта, способа оформления результатов, распределение обязанностей).

— реализация проекта (сбор, анализ и обобщение информации, проведение исследования, подготовка материалов, оформление их для презентации).

— завершение проекта (представление результатов самостоятельных исследований, оценивание результатов проекта обучающимися и учителем, рефлексия).

Выполняться проект может на уроке (частично) и в рамках внеурочной деятельности.

Учащиеся выполняют и групповые, и индивидуальные проекты разной направленности:

— творческие (создание китайской пагоды, готического витража, предметов декоративно-прикладного искусства и т. д.);

— исследовательские (работа над проектами «Забытые памятники архитектуры», «Азов и Петербург – города великой России», «Культура одной эпохи» и др.);

— игровые (организация творческих программ «Путешествие в страну народных промыслов», «Боги древней Греции», «История одного шедевра» и т. д.);

— информационные (создание презентаций, коллекций с шедеврами мировой культуры, подбор интернет-ссылок и ресурсов для уроков и т. д.).

Главное преимущество этой технологии в том, что работа над проектом приносит удовлетворение в продукте собственного труда, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, обеспечить высокое качество образовательного процесса.

На мой взгляд, обучение должно строиться таким образом, чтобы учащиеся в процессе приобретения знаний научились ощущать радость, какую испытывают первооткрыватели. Обучение и переживание должны быть слиты воедино. Условия, в которых происходит процесс обучения, должны поощрять, стимулировать детскую любознательность. Использование технологии проблемного обучения как раз и позволяет этого достичь. Суть данной технологии заключается в том, что на уроках под руководством учителя создаются проблемные ситуации и ребята учатся их разрешать самостоятельно, в ходе исследования, обсуждения и т. д. В результате чего и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей, т. е. происходит овладение важнейшими социальными компетенциями.

В своей работе применяю групповые технологии, одной из которых является технология «обучения в сотрудничестве». Суть технологии обучения в команде состоит в том, что учащиеся в малых группах выполняют дифференцированные по сложности задания соответственно их возможностям, чтобы каждый смог внести свой вклад в работу всей группы. Данная технология позволяет реализовать принципы личностно ориентированного образования, так как при обучении на её основе создаются условия для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам.

Следует отметить, что использование групповых технологий на уроке имеет следующие преимущества: развивает познавательную активность учащихся; заставляет работать всех учеников, так как каждый несёт ответственность за результаты работы группы; укрепляет контакты в классе, убеждает в ценности взаимопомощи, прививает коммуникативные навыки.

Применение игровых технологий: дидактических, сюжетно-ролевых и имитационных игр, деловых игр (пресс-конференции, интервью, круглые столы, суды, соревнования и т. д.) считаю одной из удачных форм развития креативных способностей обучающихся. Результативность уроков с применением игровых технологий выше, так как они пользуются особым интересом у школьников и к подобным занятиям учащиеся всех возрастов готовятся намного активнее. Обучаюшиеся приобретают опыт публичного выступления, свободного обмена мнениями, проявления инициативы и принятия ответственных решений, закрепляются навыки правомерного поведения.

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления моей педагогической деятельности.

Успешно решаю главные задачи здоровьесберегающих технологий: качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождающееся нанесением ущерба их здоровью, воспитание культуры здорового образа жизни школьников.

Преподавание такого курса как «Мировая художественная культура» должно опираться на методы самого искусства.

Особое место в моей работе занимает метод творческих заданий. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно – ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни. Учащиеся ведут альбом, в котором выполняют творческие работы:

— рисуют эскиз одежды в любимом историческом стиле;

-изготавливают коллаж из репродукций произведений живописи, скульптуры, архитектуры, моделируя одну композицию, дают ей название;

— создают кроссворды по различным темам истории и культуры и т. д.

Одной из интереснейших методик для закрепления изученного материала учениками, обогащения словарного запаса и проявления ими своего творческого потенциала стала методика создания синквейнов. Это пятистрочие, написанное по определенным правилам.

В своей практической деятельности использую метод кейс-стади (case-study) или метод конкретных ситуаций, непосредственная цель которого — совместными усилиями в группе проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение, оценить предложенные алгоритмы и выбрать лучшее в контексте поставленной проблемы. В ходе разбора ситуаций дети учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения.

На своих уроках я стараюсь дать возможность обучающимся порассуждать о тех нравственных проблемах, которые им особенно близки, используя такие формы урока, которые интересны для учащихся, побуждают их мыслить: урок-диалог, урок-размышление, урок-исследование, урок-семинар, урок-путешествие и другие.

В 2012 г. я прошел обучение на курсах коучинга, проводимых Российским представительством Международного Эриксоновского Университета. Владение этой инновационной методикой в образовании, позволяет мне как учителю решать задачу стимулирования обучения у обучающихся. На уроках я стараюсь строить процесс обучения в соответствии с основным принципам коучинга — развивать личность учащегося сообразно его природным склонностям, позволяя каждому раскрывать свой творческий потенциал. Использование коучинга помогает мне в эффективном развитии навыков и умений публичных выступлений учащихся и, несомненно, в эффективном общении с ними и родителями учеников. На уроках с помощью коучинговых приемов и методов я помогаю найти каждому ученику собственное решение той или иной учебной проблемы, а не решать проблему за него. Моя роль как коуча заключается в том, чтобы направить ученика в нужное русло, задать направление его учебной деятельности, нацелить на успех и положительный результат.

Перечисленные технологии и методы, используемые в моем педагогическом опыте, позволяют учащимся именно открывать для себя новые знания, стимулируют их познавательную и творческую активность, делают урок продуктивным и привлекательным для учеников.

Использование информационно-коммуникационных технологий обучения включает в себя инновационный аспект моей деятельности. Компьютерная поддержка помогает разнообразить формы и способы представления учебного материала с помощью моделирующих возможностей, цвета, звука, графики.

Работать с мультимедийными средствами обучения я начал с использования готовых продуктов. С 2007 г. в своей работе использую следующие учебно-электронные издания:

— Мировая художественная культура. От наскальных рисунков до киноискусства. (2 CD, «Новый диск»);

— Сокровища мирового искусства. (CD, «ДиректМедиа»);

— Шедевры музыки. 80 произведений классической музыки. (CD, «Медиадиск») и множество других.

Использую возможности Федерального центра электронных образовательных ресурсов. http://www. fcior. edu. ru/

С 2015 г. стал использовать в работе электронные учебные модули (из единой коллекции ЦОР), которые позволяют мне моделировать учебный процесс по трём направлениям: информация, практика, контроль.

В своей педагогической практике применяю следующие приёмы организации учебной деятельности учащихся на основе мультимедийных продуктов обучения:

— использование мультимедийных материалов в качестве наглядного пособия (диаграммы, кинохроника, звуковые и фото документы и т. д.);

— групповая работа учащихся в мультимедийном классе с материалами учебника, в сети Интернет;

-изучение несколькими группами в классе разного культурологического материала с последующим обсуждением;

— использование мультимедийных материалов для творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом;

— проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учащихся.

Использование готовых мультимедийных продуктов не всегда позволяет моделировать урок в соответствии с собственными методическими потребностями. Поэтому, после прохождения курсов Microsoft по международной программе «Партнерство в образовании» в 2015 г. стал создавать сам электронные продукты: презентации, веб-сайты, методические материалы. Презентация стала постоянно присутствовать на моих уроках мировой художественной культуры как эффективное средство обучения и контроля знаний. Мною разработаны разные виды презентаций:

— презентации — введения;

— презентации — диагностики;

— презентации по отдельным темам курса.

С 2009 г. работаю над созданием контрольно-измерительных материалов по мировой художественной культуре: используя программы «Excel» и «Конструктор тестов», уже создал несколько компьютерных тестов и применяю их на уроках.

В 2015 г. как учитель прошел добровольную сертификацию на соответствие требованиям к компьютерной грамотности в системе образования на базе ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», что позволило мне оценить свои возможности в области владения информационно-коммуникационными технологиями.

Цели и задачи электронных пособий по мировой художественной культуре вижу в том, чтобы:

— обеспечить высокий уровень наглядности при изучении тем курса;

— повысить качественный уровень усвоения программы вследствие соединения в презентациях теоретического материала, репродукций, основных выводов по темам, вопросов для закрепления изученной темы, домашнего задания.

— регулярно и оперативно контролировать знания по каждой из изучаемых тем;

— использовать возможности компьютерной техники при проведения тестов и т. д.

Мой педагогический опыт показывает, что применение электронных средств обучения в работе с современными детьми расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения, а ученики получают самые разные возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала.

Компьютер сегодня является тем средством обучения, которое помогает научить ребенка учиться. Использование электронных материалов позволяет повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание к изучаемой теме, побудить ребёнка к самостоятельной учебной деятельности, способствует формированию реальной оценки учащимися собственных знаний.

Ещё одним средством использования цифровых образовательных ресурсов является сеть Интернет. Диалог с ресурсами Интернет приобретает характер учебной игры, у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности, компьютерные анимации дают возможность моделировать, что, несомненно, повышает эффективность всего учебно-воспитательного процесса.

Главным критерием эффективности использования информационных технологий, на мой взгляд, является их практическая значимость, возможность использовать полученные знания в реальной жизни.

Например, для формирования профессиональной ориентации выпускников 11 классов использую проектную методику на основе компьютерных технологий, в частности предлагаю создать проект с творческим названием «Профессии искусства и культуры». Основная цель проекта — помочь каждому молодому человеку подобрать себе профессию соответствии с собственными интересами.

Опыт использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет утверждать, что они являются одним из эффективных средств формирования главных ключевых компетенций учащихся: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социально-трудовой и других.

Эффективность использования информационных технологий подтверждается и мнением самих учащихся. По данным опроса, проведённого в 2010 г. среди учащихся 10-11 классов, ученики отмечают, что уроки с применением информационно-коммуникационных технологий им интересны, им нравится работать с компьютером, полученные знания им пригодятся в жизни, это позволяет им объективно оценить свои знания.

Следует отметить, что вопрос контрольно-оценочной деятельности учителя остаётся сложной проблемой современной российской школы, тем более в такой образовательной области как «Искусство», где подчас непросто оценить тягу или равнодушие детей к культуре.

Именно поэтому, на мой взгляд, оценивание должно быть открытым процессом, результатом соглашения между учителем и учениками. С критериями оценивания знакомлю учеников в начале учебного года, оформляю их в виде памятки в общедоступном месте, в кабинете.

Проверку домашнего задания в виде традиционного опроса считаю не очень эффективной, поскольку это не позволяет опросить весь класс, и большинство детей привыкает выполнять домашнее задание эпизодически. Чтобы добиться постоянного систематического и активного восприятия учебного материала, организую проверку в виде небольшого по объёму теста с последующей самопроверкой или взаимопроверкой, фронтального опроса, в форме мини-практикума, подключая к работе всех учащихся.

Если контроль провожу в форме тестирования, то пользуюсь следующими критериями: для получения оценки «удовлетворительно» необходимо выполнить более 50% работы, «хорошо» – 70%, «отлично» – 90%. Для каждого теста (в зависимости от количества и сложности тестовых заданий) высчитывается количество баллов, соответствующих процентным критериям и сообщается учащимся предварительно в ходе инструктажа. При этом обеспечиваю учащимся максимально комфортные условия для выполнения работы: каждому ученику предоставляю отдельный экземпляр текста работы, индивидуальное рабочее место, стараюсь создать нужный психологический настрой.

Провожу диагностику пробелов в знаниях (анализ тестирования), заполняя специальную диагностическую карту, куда вношу результаты выполненной работы каждого учащегося, с тем, чтобы проследить, какие темы усвоены недостаточно и требуют доработки. Ведение такого учёта позволяет проследить результаты усвоения учебного материала, как отдельных учащихся, так и класса в целом, что, в конечном счёте, помогает скорректировать последующую работу.

Выставление итоговых (полугодовых, годовых) отметок в 10-11 классах осуществляется на основе результатов контрольных работ. Учащийся имеет право повысить свою отметку на более высокую, повторно сдав зачёт или выполнив работу во время консультации.

Опыт показывает, что при такой системе оценивания каждый ученик, даже самый слабый, усваивает учебный материал, поскольку проверяются знания по всей теме, а не по отдельному уроку.

В работе с одарёнными учащимися использую технологию «портфолио» — грамотно оформленный пакет документов, представляющий совокупность учебных достижений обучающегося (копии грамот, похвальных писем, отчётов об участии в олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности и т. д.), что также позволяет отследить личные достижения учащегося и его активность.

Контроль знаний и умений учащихся считаю правилом обратной связи, обязательным условием результативного учебного процесса. Отслеживаю динамику уровня и качества обученности учащихся, намечаю стратегию дальнейшего обучения и развития. Владение методиками системного контроля и педагогического мониторинга обученности учащихся позволяет мне проконтролировать свою объективность в выставлении отметок, скорректировать свою педагогическую деятельность.

Традиционные формы контроля, применяемые в моей педагогической практике:

— устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос);

— письменный контроль (самостоятельная работа, обучающая или контролирующая)

— контрольная работа (индивидуально-дифференцированная, многовариантная);

— мини-диктант (по терминологии);

— сочинение-миниатюра (сочинение творческого характера);

— тестовый контроль («бумажный» и электронный вариант);

— игровой контроль (кроссворд, компьютерная программа);

— защита рефератов, докладов, проектов.

Для оценивания знаний учащихся использую и автоматизированные системы оценки качества образования, а именно компьютерное тестирование. При этом использую как готовые тесты, так и компьютерные тесты, разработанные мною в программе «Excel».

Мной создан банк диагностических проверочных работ по мировой художественной культуре, который хранится в учебном кабинете и доступен для ознакомления родителями и другими учителями.

Благодаря победе в приоритетном национальном проекте «Образование» в 2015 году наша школа значительно пополнила свою материально-техническую базу, закупив компьютерное и мультимедийное оборудование. Кабинет мировой художественной культуры был оснащён интерактивной доской, компьютером, проектором, плазменной панелью, видео и аудио аппаратурой. Сегодня я использую учебный кабинет как творческую лабораторию по предмету. Учащиеся имеют возможность найти в Интернете информацию по определенной теме, получить доступ к уникальным изданиям электронной библиотеки, поработать с электронным учебником. В конце каждой темы я даю возможность учащимся провести урок самостоятельно, используя разработанные ими презентации по изученной теме. Различные виды электронных презентаций, дидактический и раздаточный материал, контрольно-измерительные материалы по отдельным разделам мировой художественной культуры, материалы для подготовки обучающихся к олимпиадам, я создаю самостоятельно.

Об эффективности используемых мною технологий обучения и воспитания свидетельствуют и данные анкетирования учащихся старших классов, проведённого в мае 2015 г., согласно которому 77% учащихся в качестве любимых предметов называют мировую художественную культуру, 56% учащихся связывают с данными предметами свои учебные успехи, 95% учащихся оценивают уровень преподавания данного предмета как высокий.

По данным анкетирования, проведенного среди родителей моих обучающихся в январе 2015 г., выявлено, что 81% родителей сами интересуются, как проходят уроки по мировой художественной культуре, 68% отметили, что они узнают от детей много полезной информации по истории культуры, и 51% считают, что такой совместный интерес к предмету и культуре в целом, в конечном счете, помогает им решать проблемы во взаимоотношениях с детьми.

Таким образом, положительные отзывы и оценки моей педагогической деятельности со стороны педагогов, учащихся, родительского сообщества подтверждают вывод об эффективности используемых мною технологий в обучении и воспитании.

Принятие нового поколения государственных стандартов закрепляет компетентностный подход как тенденцию развития образования в мире, цель которого – формирование способности учащихся к самостоятельному решению проблем на основе анализа и оценки ситуации, что невозможно достичь традиционными методами обучения. Именно поэтому, организуемый мною образовательный процесс пронизан самообразованием, опытом социальной деятельности, мотивацией творческой деятельности учащихся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: