Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

Построение проектной деятельности учащихся в начальной школе – работа настолько же интересная, насколько и трудоемкая. Ученик начальной школы прежде всего учится реализовывать проект, поэтому нуждается в постоянном контроле и помощи со стороны руководителя – учителя или родителя. Естественно, большая польза возникает тогда, когда удается наладить продуктивное взаимодействие учителя как руководителя с родителями. В связи с этим первая особенность представляемого опыта – стратегия взаимодействия с родителем. Для нашей работы – «Дизайн –проект рекреационной зоны в классе» ,предметная область которой изобразительное искусство _ это было особенно важно, так как требовало материальных и временных ресурсов со стороны родителей.

Мы не будем перечислять известные большинству этапы реализации проекта, но лишь подчеркнем, что на этапе проблематизации контакт с родителями в нашем случае был решающим : мама П. Бурцева, ученика 3 класса, принесла папку с работами сына, выполненные в художественной школе и спросила, как это можно использовать с пользой для ребёнка и школы. Итак. родитель должен быть в меру амбициозен ( хотеть продвинуть ребёнка на новый уровень успешности) , иметь хороший контакт с ребёнком и быть готовым к сотрудничеству с педагогом в качестве помощника. ( Если этого нет, то в процессе реализации проекта нужно просить родителей помочь выполнить ту или иную работу ) Мы определили, что новым знанием для Пети будет работа с вертикальной поверхностью, так как до этого он выполнял всё на горизонтальной. С учётом того, что перя хочет стать архитектором, для него эта новизна была значимой, и он охотно согласился.

Для конкретизации задачи был организован опрос среди одноклассников по выявлению темы оформления. В результате было решено оформлять рекреационный уголок в морской тематике. Таким образом, наш проект стал социально значимым: ученик его выполнял в ответ на социальный запрос своих одноклассников.

Этап реализации проекта в свою очередь имел дизайнерско-проектную, маркетинго – экономическую и исполнительскую части.

В первой части был создан эскиз уголка и утвёрждён у директора школы.

Во второй – проведено исследование возможной стоимости работы и сравнение с ценами на рынке подобных услуг.

В третьей части был реализован замысел проекта.

В пректно – исследовательских работах на уровне 3-го класса ребёнок самостоятельно осуществляет следующее:

Определяет цель своей деятельности;

Открывает новые знания;

Экспериментирует;

Выбирает пути решения проблем;

Несёт ответственность за свою деятельность.

В результате реализации этого проекта, стало ясно, что в проектах подобной тематики учитель помогает ребёнку определиться с выбором точки приложения сил, налаживает взаимодействие с родителями, организовывает контакты с заказчиком и руководством и, каки в любом проекте, помогает оформлять и готовить презентацию результатов. В нашей работе мы использовали следующий план выступления ( предлагаем его в виде вопросов ученику ) :

– Почему начал разрабатывать проект?

– Было проведено маркетинговое и экономическое исследование?

– Какова основная идея проекта?

– Какие использовал материалы? Достаточными знаниями обладал?

– Какое оборудование использовал? Сколько времени потребовалось? Кто помогал?

– Какие этапы проекта были? В чём они заключались?

– Какие комментарии получил от заказчика и посторонних людей?

– Как улучшить проект и каковы направления для дальнейших исследований?

Таким образов, разработка проектов социальной тематики позволяет ученику начальной школы свободно выбирая для совершенствования область предметных компетенций, значимо усиливать процесс формирования и развития социальных и личностных компетенций, что служит серьёзным основанием для включения учителем начальной школы таких видов обучающей деятельности в свою педагогическую практику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: