Опыт работы в младшей группеИспользование метода чувственного познания в процессе наб

Базовая модель обобщенного педагогического опыта

Воспитателя ГБОУ «Детский сад №2573»

Лазаревой Татьяны Ивановны

Тема: «Использование метода чувственного

познания в процессе наблюдения за живой природой

детьми младшего дошкольного возраста»

Идея: «Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы».

г. Москва

Список ИПМ

1 Сведения об авторе

2 Условие формирования опыта

3 Теоретическая интерпретация опыта

3.1 Актуальность опыта

3.2 Новизна опыта

3.3 Область применения опыта

3.4 Трудоемкость опыта

3.5 Теоретическая база опыта

4 Технология опыта

4.1 Задачи экологического воспитания

4.2 Критерии гуманного отношения к природе

4.3 Этапы работы

4.4. Требования к соблюдению наблюдений

4.5 Формы экологического воспитания младших дошкольников :

4.5.1 Циклы наблюдений в повседневной жизни,

4.5.2. Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями,

4.5.3. Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними,

4.5.4. Проращивание лука-репки в зимнее время и создание

календаря его роста;

4.5.5. Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке

природы

Рассказывание и обыгрывание народных сказок,

рассматривание иллюстраций в книгах;

4.5.7 Проведение экологических занятий один раз в две недели;

4.5.8.Проведение экологических досугов.

4.5.9. Проведение экологических игр

.4.6. Показатели сформированности экологической культуры выпускника детского сада

4.7. Работа с родителями

5 Результативность

Приложение

ИПМ – 1. Сведения об авторе

Лазарева Татьяна Ивановна

Год рождения: 1978

Образование: среднее специальное

Сенгилеевское педагогическое училище

Стаж педагогической деятельности: 6 лет

Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 2573»

Категория: без категории

Должность: воспитатель

ИПМ – 2. Условия формирования опыта

Опыт сформирован в условиях Государственного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 2573»расположенного

в г. Москве. В детском саду воспитываются 280 детей. Основное направление образовательного учреждения – эколого – валеологическое. Цель ГБОУ: обеспечение эмоционального благополучия: познавательного, физического, эмоционально – эстетического и социально – этического развития детей дошкольного возраста, формирование их активных субъектов деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками.

На формирование опыта оказали влияние:

педагогические наблюдения за экологической воспитанностью ребенка;

изучение основных направлений комплексной программы В. И. Логиновой

« Детство», раздела по экологическому воспитанию « Ребёнок открывает мир природы»;

изучение программы Н. Н. Кондратьевой « Мы» и знакомство с опытом педагогов, работающих по этой проблеме;

работа в школе педагогического мастерства образовательного учреждения;

ИПМ – 3. Теоретическая интерпретация опыта

3.1 Актуальность опыта

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребёнка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

3.2 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в использовании:

интегрированных занятий,

планирования работы (план работы по годам),

моделирования;

экспериментирования и опытнической деятельности.

3.3. Область применения опыта

Использование в работе с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

3.4. Трудоемкость опыта

разработка конспектов занятий,

консультации для воспитателей ГБОУ,

просветительская работа с родителями по вопросам экологического воспитания детей,

разработка сценариев экологических досугов,

разработка диагностических карт.

3.5. Теоретическая база опыта

Руководство наблюдениями даёт возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубенштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности.

Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определённых знаний как отправных моментов наблюдения.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребёнка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений, – это результат непроизвольных наблюдений детей.

С другой стороны, в высшем своём проявлении наблюдение-это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение, как утверждает С. Л. Рубинштейн, опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление всё более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.

Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребёнок, какие особенности объектов природы замечать. С. Л. Рубенштейн считает, что для ребёнка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части.

Различные формы восприятия у ребёнка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого.

Эти положения имеют решающее значение для экологического воспитания дошкольников – познания ими в процессе наблюдений различных объектов, взаимосвязей в природе, познания специфики живого.

ИПМ – 4. Технология опыта

4.1 Задачи экологического воспитания

В своей работе по экологическому воспитанию использую программы Н. Н. Кондратьевой «Мы», В. И. Логиновой «Детство».

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, веду их от знакомства с природой к ее пониманию.

Дети старшего дошкольного возраста достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие природы, влияние человека на природу.

Старшие дошкольники под моим руководством овладевают знаниями о системе частных и общих связей в их иерархии в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

В работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию ставлю следующие задачи:

Сформировать основы экологического мировоззрения и культуры;

Расширить представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

Развивать познавательные интересы, наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней;

Развивать бережное отношение к своему здоровью;

Воспитывать готовность трудиться в природе с радостью, с радостью приходить на помощь нуждающимся.

4.2 Критерии гуманного отношения к природе.

Все задачи комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обоснованно, а взаимосвязано.

Критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе:

– понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно – эстетическом значении для человека;

– освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности в быту;

– проявление активного отношения к объектам природы ( действенной заботы, умения оценивать действия других детей по отношению к природе).

наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;

проявление инициативы в решениях экологических проблем ближайшего окружения.

4.3 Этапы работы

Первые наблюдения провожу в ясельной группе с небольшим количеством детей. Основная задача – формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных навыков, необходимых при наблюдении. Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста провожу за животными.

При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассматриванию животного. Поэтому руковя наблюдением, различными приёмами побуждаю животное к движению, называю действия словами.

Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны. Однако для того чтобы удержать внимание детей даю некоторые поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку. Для того, чтобы помочь выделить признаки животного, предлагаю его погладить. Использую и игровые приёмы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: « Птичка поёт песенку для детей» и т. д.

При коллективных повторных наблюдениях, для того чтобы вызвать у детей внимание и интерес использую своеобразные сюрпризные моменты.

В конце наблюдения читаю стихи, пою песенки.

В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы соединяю эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой. Организуя наблюдения с малышами, использую разнообразные обследовательские действия: подставить ладошку солнцу и ощутить тепло и т. д.

В среднем дошкольном возрасте, наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях. Но вместе с тем организую с детьми длительные наблюдения за ростом и развитием растений, яркими сезонными изменениями в жизни природы.

В ходе наблюдения за изменениями в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. Приучаю детей следовать плану, который предлагаю в форме последовательной постановки вопросов и заданий.

Цель наблюдения часто связывается с трудом или изобразительной деятельностью. Но чаще использую познавательные цели, например пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели, рассмотреть, чтобы научиться их узнавать и т. д.

Дети средней группы участвуют в создании обстановки, необходимой для наблюдения ( подготовить корм, сделать для животного загончик), что повышает интерес к наблюдению.

Как и в младшей группе, в процессе наблюдения использую разнообразные обследовательские действия, игровые приёмы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий имеют поисковый характер.

В наблюдениях с детьми средней группы начинаю использовать сравнение. Сравниваем два предмета ( с одним уже дети знакомы). Для сравнения последовательно выделяю признаки.

В процессе наблюдений детей старшей группы знакомлю с характерными и существенными признаками объектов. Провожу длительные наблюдения за ростом и развитие растений и животных, сезонными изменениями природы. Продолжаю учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения.

В руководстве наблюдениями использую прямую постановку задач, в первую очередь познавательных.

В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Наряду с установлением различия направляю внимание детей на общие для нескольких предметов признаки.

Словесный отчёт детей о результатах наблюдения максимально самостоятелен. Результаты наблюдения они отражают в рисунках, поделках.

Особенность руководства наблюдениями в подготовительной к школе группе заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности. Основное содержание наблюдений – установление разнообразных связей и отношений между явлениями природы. Дети сами выделяют признаки для сравнения наблюдаемых объектов. Их внимание следует направить на определение сходных признаков, общих для целой группы предметов.

Часть заданий для длительных наблюдений даю заранее, затем изредка напоминаю о них. При кратковременных наблюдениях использую вопросы – задания. Дополнительные вопросы ставлю только тогда, когда дети в чём – либо затрудняются. По этой же причине используются и обследовательские действия.

В своих наблюдениях дети подготовительной группы используют несложные приспособления, а иногда и приборы – термометр, лупа и т. д.

4.4.Требования к соблюдению наблюдений

В повседневной жизни в течение учебного года провожу много разных наблюдений в природе. От организации и методических приемов, которые я использую, зависят усвоение детьми содержания наблюдений, развитие интереса к ним и желания добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса можно представить в виде определенных требований, соблюдая которые я почувствовала эффект в воспитании детей.

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Это требование проистекает из того, что во время проведения наблюдений дети получают чувственную (сенсорную) информацию посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений.

Педагогическое требование к пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия каждому ребенку

Второе требование связано с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Это требование определяется тем, что наблюдение – это психическая интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдения нельзя играть, манипулировать предметами, разговаривать. Такая деятельность трудна дошкольникам, причем чем меньше дети, тем им труднее участвовать в наблюдении в силу недостаточно развитой произвольности всех психических процессов.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Функции трех структурных компонентов различны. Правильное их понимание и проведение помогают мне добиться общего положительного педагогического эффекта.

Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приемы, которыми я пользуюсь в этот момент, не должны быть слишком яркими, необычными, чтобы само наблюдение не показалось скучным. Нецелесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – все это может вызвать сильные эмоции и помешать наблюдению, так как эмоциональное состояние детей не позволит им включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приемы, которые могут вызвать легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю. Это может быть призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают.

Четвертое требование относится к такой стороне организации наблюдения, которая может обеспечить осуществление содержания. Это требование проистекает из знания и учета биологических особенностей живых существ. Особенно это касается наблюдений за поведением животных: они не всегда проявляют себя так, как того я хочу. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения. В тех случаях, когда специальная организация наблюдения затруднена в силу неопределенности и непредсказуемости ситуации, я использую форму «задания для самостоятельного наблюдения». Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, позволяет осуществить их педагогически целесообразным способом и с наибольшим эффектом для воспитания детей. Проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки к ним воспитателя. Эта подготовка включает определение следующих моментов: содержания наблюдения и организацию, с помощью которой его можно продемонстрировать; время и места проведения наблюдения; количества детей, которые могут участвовать в нем одновременно; методических приемов, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

4.5.Формы экологического воспитания младших дошкольников

4.5.1 Циклы наблюдений в повседневной жизни.

Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками – это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс я строю так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего, такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Цикл наблюдений – удобная форма организации педагогического процесса. Составляя, разрабатывая циклы наблюдений – я планирую, цикл по-разному (короче, длиннее, с включением самых различных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываю конкретные особенности объекта природы

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляю отдельный цикл наблюдений – дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаю представителям растительного мира – комнатным растениям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т. д.) на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

4.5.2. Ежемесячные наблюдения за погодными явлениями.

Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни: нежное весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, зимняя дремота природы под снегом и буйное поспевание семян и плодов в пышной летней зелени. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все – и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

Большими педагогическими возможностями обладает еженедельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца – вторую или третью – во всех группах детского сада планирую:

а) ежедневное наблюдение за погодой;

б) рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли (в середине недели); поиск животных и наблюдения за ними (в конце недели), которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада;

в) ежедневная работа с календарем.

Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся недельные циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т. д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: от дождя появляются лужи, асфальт становится мокрый, темный, блестящий, листья на деревьях сверкают: ветер качает ветки, белье на веревке: солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т. д.

Таким образом, наблюдение за погодой включает три компонента (небо, ветер, степень тепла или холода), по которым определяется общее ее состояние: облачная, дождливая или ясная, солнечная; ветреная или тихая; жаркая, теплая, холодная или морозная.

Ежедневные наблюдения за погодой по всем ее компонентам организовываю живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес возрастал. Этому способствует постоянное изменение приемов, с помощью которых осуществляю наблюдение.

Таким образом, одна неделя каждого месяца, насыщенная разнообразными наблюдениями за погодой, растениями и животными, позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей, создает яркие представления очевидных изменений в природе.

4.5.3. Участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними.

Зимняя подкормка птиц – одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад оказывает реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Организуя зимнюю подкормку птиц, я осуществляет следующее:

• Начинаем подкормку в конце октября – начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).

• На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешиваем несколько стационарных деревянных кормушек.

• Я приучаю детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки – синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинаю цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну-две недели в специальном календаре фиксирую наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью.

Календарь для младших дошкольников заполняется карточками с рисунками зимующих птиц.

Главным содержанием календаря младших групп является состав птиц. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

4.5.4. Проращивание лука-репки в зимнее время и создание

календаря его роста.

В конце зимы я с малышами сажаем л у к. Каждый ребенок сажает свою луковицу в наполненный землей ящик, луковицы сажаем почти вплотную.

Предлагаю детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая, рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по моему указанию делает неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем вдавливает ее в землю — луковица должна плотно сидеть в земле.

Ямка делается неглубокой, чтобы луковица после надавливания не слишком ушла в землю (она должна на одну треть быть над землей). Луковицы лучше выбирать небольшие и такие, которые уже начали прорастать, чтобы скорее получить зеленые листья. (Перьями называть их не следует.) Если таких нет, верхушки луковицы нужно слегка срезать острым ножом, чтобы вызвать более интенсивный рост.

4.5.5. Совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке

природы.

В группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.

В первой младшей группе полученные представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу за растениями и животными: с моей помощью дети кормят рыб, птиц, поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.

Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: я делаю это сама, но обязательно в присутствии детей, привлекая их внимание к своим действиям, предлагаю посмотреть, как льется вода из лейки, как она впитывается в землю; В процессе работы объясняю детям, что поливают растения и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.

Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, я систематически привлекаю внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекаю их к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы: предлагаю погладить плотные гладкие листья растений, понюхать, полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное цветущее растение, и т. д.

При кормлении рыбок я всегда приглашаю малышей посмотреть, как это делаю, а затем предлагаю некоторым помочь кормить рыбок. Конечно, дети делают это под моим надзором, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.

Уход за птицами намного сложней, чем за рыбами. Птицу необходимо кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.

Кормушки и поилки не должны стоять под жердочками; лучше их ставить не в самой клетке, а в особом для них гнезде, сделанном в боковых стенках клетки, это предохраняет от попадания в пищу и воду экскрементов. Вода должна быть комнатной температуры. Давать корм лучше вечером, осторожно ставя его, когда птичка заснула. Птицы просыпаются очень рано, и им нужна уже пища, затем второй раз корм дается в 2—3 часа дня. Каждой птичке в день дают по одной чайной ложке смеси.

Рассказывание и обыгрывание народных сказок,

рассматривание иллюстраций в книгах.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников занимает чтение книг о природе. Использую произведения К. Ушинского, В. Бианки, Е. Чарушина, Дети с большим удовольствием слушают их, рассматривают иллюстрации. После прочитанных произведений беседую Учу их умом и сердцем понимать животных.

В утренние и вечерние часы загадываю загадки о явлениях природы, животных, растениях, учу детей составлять загадки самостоятельно.

Сделала альбом по временам года с приметами, стихотворениями.

Подобрала пословицы, поговорки о природе, знакомлю с ними детей, объясняю, что они означают.

С самого начала года я в первой младшей группе многократно рассказываю и разыгрываю с куклами би-ба-бо сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятия с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репа, а в саду растут яблоки и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно. Тему домашних животных легко представляю с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Даю возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях – они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

4.5.7 Проведение экологических занятий один раз в две недели.

Экологические занятия имеют свою определённую и важную функцию.

Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Занятия, проводимые мной обладают возможностями: чувственные представления дошкольников качественно преобразованы – расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия имеют определённую дидактическую цель и чёткую структуру, представленную в конспекте.

– Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения.

– Программное содержание – сформулированные воспитательно – образовательные и развивающие задачи.

– Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, где следует его провести, как подготовить необходимую наглядность.

– Ход занятии – последовательное описание всех его частей.

Важной особенностью экологических занятий является то, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким – либо другим способом.

На разработанных мной занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планирую таким образом, чтобы ребёнок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

Полученный на занятиях опыт применяется дошкольниками в различных видах деятельности – играх, изобразительной деятельности, труде в природе и др., что способствует формированию у детей экологической культуры.

4.5.8.Проведение экологических досугов.

Экологические досуги , которые проводятся в нашем ДОУ ( не чаще одного раза в 1,5-2 месяца)посвящены временам года. Интересно проходят досуги с участием кукол. Например, досуг « Ёлка для кукол» провожу в конце декабря. Готовлю ёлку для кукольного уголка, дети украшают её, наряжают кукол и выступают перед ними, берут их в экологические игры, а потом с куклами проводится чаепитие.

.

4.5.9. Проведение экологических игр

Начиная со второй группы раннего возраста через игру и эмоциональное воздействие я стараюсь вызвать у малышей интерес к познанию природы. Знакомлю детей с первыми игрушками, изображающими животных. Использую различные дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Чей голос?», «А у нас во дворе», «Зоопарк», «Кто больше назовет движений кошки, собаки, зайца и т. д.». Провожу их неоднократно, каждый раз изменяя число персонажей. Очень нравятся детям игры – сюрпризы: «Ты кто?», «Кто – то постучался», игры – забавы: «Водичка – водичка», «За кустом», «Солнечный зайчик», театрализованные игры с использованием кукольного и настольного театра. Во время дидактических игр по ознакомлению с животными всегда задаю вопрос: «А что ест кошка (зайчик, курица и др.)?» и мы обязательно угощаем гостя. Даже если дети сразу не запомнят, что лошадь любит сено, овес, но это не так важно. Главное, что после еды она стала сильная, веселая, в благодарность покатала детей, а петушок запел свои звонкие песни, а козочка играла с ребятами. Есть еще одна забота: «А где живет, например, собачка?». Вместе с малышами строим дом для нее.

С детьми старшего возраста провожу ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности. Например, в игре «Строим город» у детей формируется представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Широко применяю в практике игры – путешествия, в которых дети попадают в подземное царство, на Северный полюс, в пустыню, на морское дно.

Провожу также следующие дидактические игры: «Выбери правильно дорогу» (правила поведения в природе), «Что сначала, что потом» (рост и развитие организмов), «У кого какой дом» (об экосистемах), «Летает, бегает, прыгает» (приспособление животных к среде обитания), «Рыбы – птицы – звери», «Живое – неживое» (классификация по данным признакам).

Приобретенные экологические знания, умения и навыки дети демонстрируют в соревновательных экологических играх (КВН, «Поле чудес», экологическая викторина).

4.6.Показатели сформированности экологической культуры выпускника детского сада

Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных; пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности.

Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.

Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества.

4.7. Работа с родителями

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа с родителями воспитанников. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями: родительских собраний, бесед, консультаций и т. д., я привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного и утилизированного материала, пособий, совместным праздникам и развлечениям, на которых родители являются не просто зрителями, но и участниками.

Для приобретения опыта в воспитании ребенка организую Дни открытых дверей для родителей: это учит их наблюдать вместе с ребенком за окружающим с последующим отражением увиденного в рисунках. Родители сидят за одним столом с ребенком и активно участвуют в занятиях, реализуя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Эффективной формой работы является ведение папки «Я расту». Цель ее – формирование у детей элементов экологического сознания, развитие наблюдательности, правильного отношения к окружающему, умению выражать свои мысли и чувства. В ней отражаются ступени роста как физического, так и умственного, нравственного, начиная с младшего возраста и заканчивая выпуском в школу.

Содержание папки:

– антропометрические данные ребенка;

– ленточка-сантиметр для измерения роста ребенка;

– детские зарисовки объектов природы;

– детские рассказы о наблюдаемом, записанные родителями;

– медицинские советы и рекомендации.

Для формирования отчетливых представлений о живой и неживой природе дети вместе с родителями проводят эпизодические и длительные наблюдения, результатом которых является практическая деятельность: зарисовка объекта или явления и составление рассказа о нем. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи.

В работе с родителями по экологическому воспитанию использую папки передвижки, в которых даю четкие, конкретные практические советы по данной теме. Родители получают ответы на интересующие их вопросы. Провела родительское собрание на тему «Вместе с ребёнком смотрим телепередачи о природе». Предложила подбор передач о природе, которые родители могут смотреть сами и вместе с ребёнком. Рекомендовала ряд журналов на экологические темы, на которые можно подписаться.

Провела консультации и беседы на следующие темы: « Досуг с ребёнком на природе», « Оздоровление воздуха с помощью растений».

Подбираю советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным, чьи дети равнодушны к живым объектам. Провожу анкетирование по экологическому воспитанию детей.

Таким образом, моя задача в работе с родителями по экологическому воспитанию – показать необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечь родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, праздникам и развлечениям.

5. Результативность.

1.В ходе проведённой работы по экологическому воспитанию у детей ярко выражен интерес ко всему, что происходит вокруг. У детей обогатились представления о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы.

2.Дети научились показывать и называть объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Принимают участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями.

3. Под руководством взрослых дети стараются выполнять некоторые обследовательские действия. Дети данного возраста проявляют бережное отношение к объектам природы.

4.Сравнивая графики на начало года ( сентябрь 2015г) и на середину года

( октябрь 2012 г) можно сделать вывод, что на 38% повысился высокий уровень усвоения программы В. И. Логиновой « Детство», на 18% понизился низкий уровень усвоения программы, на 18 % понизился средний уровень усвоения программы.

Уровни освоения программы В. И. Логиновой « Детство»

Низкий. По предложению воспитателя ребёнок показывает отдельные объекты природы, но называет лишь некоторые. Конкретные признаки не выделяет. Отношение к объектам природы неустойчивое.

Средний. В ответ на просьбу взрослого ребёнок показывает объект природы, но называет его не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства. Эпизодически проявляет интерес к красоте объектов, удивление, радость.

Высокий. В ответ на просьбу ребёнок показывает и называет объекты, отдельные их части, признаки и свойства. Совместно со взрослым выполняет отдельные обследовательские действия; некоторые из них, освоенные ранее, используют самостоятельно. Охотно принимает участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Проявляет интерес и радость при встрече с привлекательными объектами. Под влиянием взрослого проявляет сочувствие, сопереживание.

Выявление свойств почвы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: