Опыт работы Туризм – средство оздоровления и приобретение навыков безопасности

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 22 «Солнышко»

г. Клинцы Брянской области

ПРОЕКТ

«Туризм-средство

оздоровления и

приобретение навыков

безопасности»

2015-2014

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Туризм – средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

2. Автор проекта: Гнездилова Алла Владимировна, воспитатель МБДОУ – детский сад № 22 «Солнышко».

3.Руководитель проекта: Гнездилова Алла Владимировна, воспитатель МБДОУ – детский сад № 22 «Солнышко».

4. Сроки проведения: 2015-2014 учебный год.

5.Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

6. Возраст детей: 6-7 лет.

7. Форма проведения: коллективный проект.

Обоснование

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости детей является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания детей и является туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания.

В связи с этим мы решили организовать работу по детскому туризму. Нами была составлена программа по оздоровлению детей, в которую составной частью вошел совместный проект детского сада и семьи по детскому туризму «Туризм – средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

Актуальность

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно – сосудистую систему. Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила; ориентировка в пространстве.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные

представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, умению пользоваться картой и компасом, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Поскольку туристическая деятельность проводится большей частью в коллективе, когда один зависит от другого, то дети учатся замечать затруднения окружающих, появляется стремление помочь им. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближним, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников.

Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю.

Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Походная жизнь развивает наблюдательность.

Подходы к реализации проекта

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого – туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Цель: объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни.

Задачи:

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе.

Формировать эколого-туристские знания и умения природопользования.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность.

Совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию “ «открытий».

Закрепить знания о видах туризма, познакомить с «необычным» туризмом.

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.

Работу по туризму вели по нескольким направлениям

1. Работу с детьми.

НОД по начальной туристско-краеведческой подготовке проводятся раз в неделю, как часть физкультурного занятия, по плану. Дети в группе с воспитателями составляют альбомы о природе, туризме, совместных походах с родителями, “Что возьмём в поход”.

Кружок “Юные туристы”, где дети имеют возможность закрепить полученные знания по туристической технике, приняв участие в краеведческой и туристической викторине, КВН, аукционе КТД, играх на местности, соревнованиях по туристической технике, соревнования по туристическому многоборью, ориентированию, лыжных прогулках.

Культурно-досуговая деятельность: итоги туристко-краеведческой работы подводятся в ходе проведения туристического слета или туристических праздников, на которых проводятся викторины, конкурсы на лучшую туристическую песню, спортивные состязания, оказание медицинской помощи, игры на привале, конкурс рисунков на спортивную тематику.

Экскурсионная работа: прогулки и экскурсии для знакомства с растительным и животным миром, к местам исторических памятников, исторических событий, жизни и деятельности замечательных людей, туристические походы, поход выходного дня с родителями.

2. Работа с педагогами.

Семинар “Оздоровительный семейный досуг”.

1 занятие — игры в походе.

2 занятие — элементарные формы туризма.

3 занятие — практическая часть, организация работы на туристических этапах: «Навесная переправа», «маятник», «параллельные веревки», «переправа через болото», «полоса препятствий на спортивной площадке».

4 занятие – игры у костра (ОБЖ).

Просмотр видеофильма “Идем в поход”.

Выступление инструктора школы №4 по детскому и юношеского туризма.

Выставка методической литературы о туризме.

3. Работа с родителями.

День сотрудничества (консультирование родителей вместе с ребенком, показ элементов туризма, спортивные и подвижные игры в лесу, нетрадиционные способы оздоровления в походе – медсестра.

Информационный стенд “Игры в походе”, “Чем заняты туристы”.

Подготовка и проведение встречи “За круглым столом” – опыт семейного воспитания по теме “Путешествуем семьей”

Фотоальбомы, стенгазеты, фоторепортажи, спортивные дневники из опыта семейного воспитания “Добрые традиции семьи”.

Выпуск газеты “Семейный поход”.

Таблица 1

Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: