Опыт работы Тема Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад №10» г. Горнозаводска.

Опыт работы

Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста

Составила: Горбушина Наталья

Геннадьевна – воспитатель

1 категории

апрель – 2014 года

Современные стандартные пособия для воспитания сенсорной культуры малофункциональны, имеют узкую направленность, не всегда их применение дают возможность увязать дидактический материал занятия с воспитательными задачами и развитием речи. Современному ребенку недостаточно просто получить информацию сенсорного содержания. С ребенком необходимо вместе искать и находить ответы на вопросы, уметь обследовать, сравнивать, делать выводы, развивать речь (монологическую, связную), формировать просодику речи. Поэтому темой моего опыта стало

« Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста ».

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Собирая и анализируя информацию по данной проблеме, я изучала исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников и пришла к выводу, что проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Организация системы работы по сенсорному развитию позволяет воспитателю:

– создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;

– разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьми;

– расширять кругозор каждого ребенка;

– следить за успешным освоением сенсорных эталонов и сенсомоторным развитием малышей.

Продумывая систему работы в данном направлении, я поставила следующие задачи:

– создать условия для обогащения представления детей о многообразии свойств предметов окружающего их мира, стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;

– развивать интерес детей к самостоятельному и совместному со взрослым обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

– знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов, формировать их умения сравнивать предметы по основным свойствам – цвету, форме, размеру.

Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей и ими самостоятельно в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов. Данные направления реализуются педагогом ДОУ в ходе сенсорного воспитания детей.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Актуальность опыта.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Психологические исследования Л. А. Венгера [5] показывают, что без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.)

В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорной культуры приобретает особую остроту. Ускорение научно – технического прогресса будет зависеть от количества и качества творческих развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Поэтому задача воспитателя состоит в необходимости развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. Анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей.

Можно выделить главное противоречие между низким уровнем развития сенсорной культуры дошкольников и требованием общества – вырастить ребенка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, с высокоразвитыми сенсорными способностями.

Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию педагогических условий, обеспечивающих овладение ребенком сенсорной культуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Теоретическая база опыта основывается на концептуальных трудах педагогов, ученых. В труде «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б. П.Никитин описывает игры, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению. Работая с детьми с дидактическим пособием, я применяла рекомендации Б. П.Никитина некоторых правил игры (начинать с посильных задач, заинтересовывать игрой и т. д.).

Немаловажную роль в решении поставленных задач в работе над опытом вносит организация предметно – развивающего пространства.

Практико – методическая сторона опыта основывается на содержании программы « Детство» под редакцией Т. И.Бабаевой и З. А.Михайловой. В программе «Детство» представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста. Обследуя сенсорные способности детей, использовала уровни усвоения программы, рекомендованные «Детством».

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования различных видов игр. Спектр педагогических условий в дошкольном учреждении и в частности в группе для детей младшего и старшего дошкольного возраста способны удовлетворить детскую потребность в активном познании.

ДИАПАЗОН ОПЫТА

В работу по формированию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста включается во все виды учебно – игровой деятельности, а также режимные моменты. Технология опыта включает разработку программы, конспектов специально-организованной деятельности педагога с детьми, родителями воспитанников. Реализация содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с детьми дошкольного возраста, начиная с младшего возраста.

Для формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста использую следующие методы: « Я и мама »,

« Педагог и ребенок », которые включают в себя: словесный, наглядный, практический, игровой методы.

Метод «Я и мама » используется во время проведения дидактических игр дома. ( Родителям предлагались дидактические игры домой для совместной деятельности с ребенком в домашних условиях ).

Метод « Педагог и ребенок » используется для совместной деятельности педагога с ребенком в ДОУ Словесный метод используется во время:

проведения игр ( творческих, дидактических;

рассматривания наглядного материала;

ответов и вопросов педагога и детей;

рассказов воспитателя;

экспериментирования.

Наглядный метод используется во время:

проведения дидактических игр;

экспериментирования;

рассматривания демонстрационного и раздаточного материала;

Практический метод используется, когда необходимо:

организовать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические).

Игровой метод использую в организации учебной – игровой деятельности.

Работая с детьми по воспитанию сенсорной культуры, руководствовалась программой « Детство » под редакцией Т. И.Бабаевой и З. А.Михайловой, использовала в работе дидактические игры Л. А.Венгера, З. М.Богуславской, О. М.Дьяченко.

Главной целью опыта является формирование у детей сенсорной культуры. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольника.

– в области знаний

ознакомление детей с формой и величиной предметов;

усвоение системы цветных эталонов;

развитие целенаправленного слухового восприятия;

развитие тактильной чувствительности, обоняния, осязания;

повышение педагогической грамотности родителей и педагогов в формировании сенсорной культуры дошкольников;

– в области умений

развитие мелкой моторики;

развитие связной речи детей;

развитие интеллектуальных способностей;

содействие развитию творческого самовыражения личности в продуктивных видах деятельности;

способствовать возникновению у детей положительного созидания.

Средства для решения задачи:

Научно-методическая литература

Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов

Создание развивающей среды

Работа с родителями

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности. Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного характера являются на данном возрастном этапе ведущими.

Формы работы с детьми.

Одним из условий для осуществления поставленных задач, является организация предметно – развивающего пространства, которое состоит из модулей.

Модуль – функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы и обладающий свойством взаимозаменяемости.

Таблицы с указанием типа и наименования материала взяты мной в аннотированном каталоге «Материалы и оборудование для детского сада» И. Ю.Степановой [14]. Модули размещены с учетом:

свободного доступа

возрастных и психологических особенностей

свободы пространства

стабильности

гигиенических требований

жизненного опыта

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: