Опыт работы Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомле

Развитие у дошкольников представлений о малой Родине

посредством ознакомления с родным краем.

I.СПРАВОЧНО – ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ

ОБ ОПЫТЕ

1. Тема опыта: Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем

2. Автор опыта: Крыгина Елена Георгиевна

3. Место функционирования: МОУ д/с №203

4. Длительность функционирования: над данной проблемой работаю

с 2006 года

5. Уровень новизны опыта: эвристический

6. Опыт работы представлен: настоящим описанием и

приложениями.

I.ТЕХНОЛОГИЧЕНСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

Актуальность опыта

Малая Родина… У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,

если не сказать — всё.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

В обобщенном мною опыте решены следующие проблемы:

– создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота;

– разработано перспективное тематическое планирование по реализации системы работы;

– установлены тесные связи с семьей.

Задачи решаемые в опыте

1. Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.

2. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Волгоградской области, знаменитых людях, об искусстве, о трудовом Волгограде.

3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.

Педагогические средства, используемые в опыте

Формы проведения: занятия, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.

Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы:

– словесные – беседы, рассказы, чтение художественной литературы, , прослушивание аудиокассет встречи с горожанами.

– наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайды.

– практические – дидактические игры.

4. Приемы: разъяснения, указания.

Технология опыта

Любовь к родному краю,

родной культуре, родной речи

начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь

переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому, настоящему,

ко всему человечеству.

В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края, связано с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых.

Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, так как общество сегодня предъявляет новые требования социальному статусу каждого человека, требует от него целесообразности и полезности приложение сил и максимально полная личностное развитие.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которым ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему понять окружающую действительность.

Одной из воспитательно-образовательных задач в дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим им миром, с обществом, в котором дети живут. Решение этой задачи осуществляется в повседневном общении с детьми в быту, так и на занятиях.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Цель моей темы это создание системы работы, предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Прежде, чем начать работу по патриотическому воспитанию, я прочитала большое количество литературы, из которой почерпнула много для себя интересного. (Л. А.Кондрыкинская, Ривина Е. К., Гришина Г. Н. и др). самостоятельно изучила краеведческий материал, посетила музеи города.

В рамках данной темы мною разработан и систематизирован методический инструментарий:

– перспективный план работы;

– конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой родиной;

– цикл экскурсий и наблюдений;

– консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ;

– оформлен фотоальбом «Папа, мама, я – дружная семья»;

– оформлены авторские выставки родителей, фотогазеты.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Работа с детьми была организована на основе тематического планирования (Приложение 1). Это позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. При реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию были использованы разнообразные формы работы: занятия, экскурсии и прогулки по городу, чтение литературных произведений.

В группе был оформлен патриотический уголок. Родители проявили интерес к нашей работе и помогли в создании и оформлении, котором содержится информационный материал и наглядный материал, необходимый для проведения занятий.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Для решения поставленных задач, прежде всего, необходимо было подобрать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны характера русского человека: смелость, честность, доброта, трудолюбие, любовь к матери, к Родине. (Приложение 2). Большое внимание я уделяла подбору книг для детей. (Приложение3). Так же подобрала доступные детям стихи о войне и стихи наших земляков. (Приложение 4 – 5)

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях. Поэтому я совместно с детьми оформила развивающие познавательные игры «Прогулка по улицам района», «Достопримечательности города», «Мамаев Курган».

Работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному городу, где дети имели возможность любоваться красотой города, учились беречь и любить свою малую родину.

Дети принимали участие в праздновании Дня города и в других событиях, они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отразили в рисовании, конструировании, изготовлении макетов и подарков, которые дети вручили бывшим воинам в День Победы.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимали родители. Для того, чтобы выяснить отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в детском саду и его реального осуществления я провела анкетирование родителей.(Приложение 6). В работе с родителями активно использовались различные формы опросов, анкетирования, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания. Также использовались активные формы: тематический вечер «Дети – наша радость», семейная викторина «Мама, папа и я – волгоградская семья» (Приложение 7). Так, в неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей.

Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.

Особое место в воспитании к своей малой Родине принадлежит такой результативной форме работы, как экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и с взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности.

Знакомство детей с героической историей нашего города я начала с экскурсии, которую мы организовали совместно с родителями. Экскурсия была организована по героическим местам города-героя. Мы с детьми побывали на Главной высоте России – на Мамаевом кургане. (Приложение 8). Совершили экскурсию в музей-панораму Сталинградская битва» (Приложение 9).

Результаты экскурсий не заставили себя долго ждать. Рассматривая книги о Волгограде, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное. Так же появились новые сюжеты в играх детей. Результатом наших экскурсий стал выпуск стенгазеты «По боевым местам города-героя». Газета – одна из действенных нетрадиционных форм организации педагогического процесса. В нашей стенгазете мы поместили фотографии, с тех мест, где мы побывали с детьми. Так же в газете были помещены высказывания детей, на тему: «Что такое война?».

Родители активно участвовали в экскурсиях по городу, после которых дети с интересом рассказывали о своих приключениях, где они были, что видели, что интересного узнали о городе. Родители составляли рассказы вместе с детьми о своих профессиях, помогали в оформлении фотовыставок и фотоальбомов. Вовлечь родителей в совместную поисковую деятельность помог конкурс на создании папки «Презентация моей семье» (Приложение 10).

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяли предварительной работе. В этом нам опять же помогали родители. Папам предлагалось рассказать о военной технике; мамам – рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику».

Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы.

Кроме этого для родителей были подготовлены рекомендации на тему: «Воспитание дошкольников – граждан Поволжья», «О днях воинской славы», «Патриотическое воспитание дошкольников», «как организовать свой досуг». (Приложение 11) Совместно с родителями подготовили и оформили фотоальбомы.

В результате, папы и мамы стали моими главными помощниками в организации экскурсий, в решении проблем по благоустройству детского сада и двора. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую я ставила перед собой, работая с родителями моих воспитанников.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

С историей родного края, традициями и культурой мы продолжали знакомиться на непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию. На занятии «Путешествие по родному городу» мы с детьми познакомились с достопримечательностями города Волгограда. Дети с интересом вспоминали те места, где можно отдохнуть – это и парки отдыха, и цирк, и кинотеатры. Большой интерес у детей вызвал материал о городе труженике: фабриках и заводах нашего города. С героическим прошлым нашего города-героя мы знакомились, изучая материал «Мы помним твой подвиг, Сталинград!» (Приложения 12- ).

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребенку, чаще приобщайте его к своим делам. Сойдите с высот своего авторитета, и вы увидите, как в равных с вами отношениях, имея возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата, ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

Результативность опыта

Результатом моей работы является то, что у детей расширились знания о родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас, стал эмоционально окрашен. Дети составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память.

Данные проведенной диагностики показывают, что уровень развития повысился (Приложение ). Этому способствовала систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям. В процессе организации работы по развитию представлений о Малой Родине посредством ознакомления детей с историей, культурой, народными традициями родного края были решены следующие проблемы:

– обогатился и активизировался словарь детей;

– сформировался интерес к своей малой Родине – городу, улицам, жилым домам.

– расширились представления об окружающем мире.

III. СВЕДЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ.

Теоретико-практические основы опыта

В основу опыта легли рекомендации Л. В.Лосевой, М. В.Корепановой, А. М. Яценко, а также концепция дошкольного воспитания.

Условия эффективности опыта

– Типовой детский сад общеразвивающего типа с 12 – часовым пребыванием, функционирует 4 группы.

– Средняя наполняемость в группе – 20 детей.

– Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей, группа оснащена всем необходимым материалом, указанным в приложениях.

– Образование воспитателя – высшее.

3. Перспективы и возможности использования опыта

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающими в группах младшего и старшего дошкольного возраста, а также родителями для воспитания своих малышей.

Литература

Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» – М. АРКТИ, 2003 – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ //Авт.- сот. Натарова В. И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 205с.

Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под редакцией Л. А.Кондрыкинской – М.:ТЦ Сфера, 2006 – 192с.

Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы – сотовители: Ю. Е.Антонов, Л. В.Левина, О. В.Розова, И. А.щербакова – М.:АРКТИ, 2003 – 168с. (Развитие и воспитание дошкольника).

С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2004 – 192с.

Система патриоического воспитания в ДОУ6 планирование, педагогические проекты и разработки тематических занятий и сценарии мероприятий (авт.- сост. Е. Ю.Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007 – 203с.

Л. В.Лосева, М. В.Корепканова, А. М.Яценко. Моя Родина – Волгоград: программы нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Л. В.Лосева, М. В.Корепканова, А. М.Яценко. Мы живем на земле Волгоградской: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Познание истории у культуры города-героя Волгограда детьми дошкольного возраста (из опыта работы) / Под ред. Е. С. Евдокимовой, Н. Р. Оганян, С. А.Пятаевой. – Волгоград: МУ Волгоградский методический центр, 2004. – 30с.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

(младшая группа)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: