Опыт работы Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредс

Управление образования администрации Белгородского района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 с. Пушкарное

Белгородского района Белгородской области»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектного метода

Автор опыта:

Межлумова Римма Аббасовна, воспитатель, МДОУ «Детский сад № 17 с. Пушкарное Белгородского района Белгородской области»

Пушкарное

2015

Содержание:

Раздел I. Информация об опыте…………………………………3

Раздел II. Технология опыта………………………………………8

Раздел III. Результативность опыта……………………………..12

Литература…………………………………………………………17

Приложения к опыту……………………………………………..18

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Автор опыта работает в муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении детский сад № 17 село Пушкарное Белгородского района, где реализовывается основная общеобразовательная программа в соответствии с требованиями ФГТ. В то же время коллектив создаёт все возможные условия для формирования и развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих сохранение и укрепления здоровья и социальную успешность каждого ребёнка.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И. М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И. П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Наши дети очень пытливы и любознательны.

Имея, пятилетний опыт работы в дошкольном учреждении и наблюдая за детьми в различных видах деятельности, автор пришёл к выводу, что развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте — один из важнейших объектов исследования в детской психологии и в дошкольной педагогике. Это самостоятельная деятельность ребёнка, направленная на познание действительности окружающего мира.

Диагностируя детей подготовительной к школе группы по методике

Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник в мае 2010 года по определению уровня развития познавательных способностей, стало ясно, что проявление любознательности, познавательная активность и способности к накоплению опыта не достаточно высоки: 20% активны и любознательны, любят экспериментировать и интересуются новым; 19% — умеют планировать свои действия, соблюдать общепринятые нормы, развиты творчески; 16% — эмоционально отзывчивы, владеют диалогической речью, используют вербальные и невербальные средства общения.

В результате диагностики выяснилось, что необходимо развивать познавательно-исследовательскую активность дошкольников

1.2. Актуальность опыта

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать собственное предположение.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует и от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Мы живём в постоянно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, актуальной проблемой является научить детей легко и быстро воспринимать её, анализировать, осваивать новое, добывать самостоятельно знания, экспериментировать, находить собственное решение в различных ситуациях.

Изменение системы дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через занятия, а другие инновационные формы работы. Одной из таких форм по мнению автора является метод проектов, дающий возможность ребёнку творчески формировать интерес и потребность к активной созидательной деятельности.

Таким образом, возникает противоречие между понимаем того, что необходимо использовать проектную деятельность в дошкольном возрасте для развития познавательно-исследовательской активности и отсутствием опыта в работе дошкольных учреждений.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что данная работа направлена на развитие познавательно — исследовательской деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе с помощью метода проектов.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась в течение трёх лет. В рамках эксперимента разработаны несколько проектов познавательно-исследовательской деятельности.

1 этап – начальный (констатирующий) — май 2010 года

2 этап — основной (формирующий) – с июня 2010 по апрель 2015г.

3 этап – заключительный (контрольный) – апрель, май 2015г.

На начальном этапе имело место обнаружение проблемы, выбор диагностик и выявление уровня сформированности познавательно-исследовательских умений у дошкольников, непосредственно диагностика, изучение научно-методической литературы по этой проблеме.

Формирующий этап включил в себя работу по разработке и внедрению проектной деятельности в разных возрастных группах.

Заключительный этап с контрольной диагностикой подтвердил успешность данного метода для решения возникшего противоречия.

1.5. Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен дидактической системой работы по формированию умения проектировать в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

1.6. Теоретическая база опыта

Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых и детей.

Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность.

Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой, не менее важной, — на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка.

Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», — писал Песталоцци. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, ответственным за свои поступки. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развивать критическое мышление.

Проектная деятельность нашла своё отражение в идеях отечественных учёных: М. В Крупениной, Н. Е. Веракса, Л. А. Венгера и других. Практически все они считали, что проектная деятельность может обеспечить развитие познавательной, творческой активности и самостоятельности в обучении.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно-исследовательского, игрового и творческого характера.

Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н. Ю.Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность:

Погружение в проект;

Организация деятельности;

Осуществление деятельности;

Презентация результатов.

Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдёт погружение в проблемную ситуацию. Важно выстроить взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддерживать их исследовательскую активность, а также воспитывать интерес к чужому мнению.

Известно, что формирование личности ребенка происходит эффективней, если он вовлечен в продуктивную познавательную деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. Такой деятельностью является детское экспериментирование. В обыденной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет или не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. д. Опасность такой “самодеятельности” заключается в том, что дошкольники еще не знакомы с законами смешивания веществ, элементарным правилам безопасности.

Малыши с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плаванье кораблики; превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.

Далее с возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Какие предметы притягивает магнит? На специально организованных образовательных ситуациях ребята знакомятся со свойствами различных веществ, учатся формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений. О. М.Дьяченко подчёркивала, что в ходе познавательно-исследовательской деятельности ребёнок сталкивается с двумя типами ситуаций. Первый тип: ребёнку нужно выявить, понять основные свойства и отношения к действительности. Второй тип ситуаций связан с «проживанием» ребёнком полученных впечатлений. Таким образом, познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Чтобы добиться положительного результата, необходимо учить детей самостоятельно мыслить, находить способы решения проблемы, привлекая знания из различных образовательных областей, умению прогнозировать результаты.

Практический опыт позволяет заключить, что такой подход обладает неиспользованными резервами в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста при организации проектной деятельности в ДОУ, что и определило выбор темы данного опыта работы.

1.7. Новизна опыта

Новизна опыта заключается во внедрении метода проектов в ДОУ и апробации на практике различных проектов, направленных на развитие познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста.

1.8.Характеристика условий, в которых возможно

применение данного опыта

Опыт работы основан на материалах примерной основной общеобразовательной программы «Детство» дошкольного образования под редакцией Т. И. Бабаевой. В практической деятельности применялись учебно-методические пособия программы «Детство»: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников» и материалы парциальной программы «Приобщение детей к истокам национальной культуры» О. Л. Князевой.

Опыт работы может быть реализован в дошкольных общеобразовательных учреждениях различного типа и вида для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Раздел II

Технология описания опыта

Развитие способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им – основная цель педагогической деятельности воспитателя.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу познавательного развития дошкольников;

— создать необходимые условия для исследовательской деятельности дошкольников;

— включить детей в проектно-исследовательскую деятельность;

— развивать у детей интерес к процессу познания;

— развивать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность;

— поддерживать детскую инициативу, самостоятельность, оценочное отношение к миру.

Заинтересовавшись проблемой «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектного метода», опираясь на программу «Детство» была проведена диагностика детей подготовительной к школе группы. Мониторинг показал, что у детей довольно высокий уровень вербального творческого мышления, они хорошо ориентируются в знакомых ситуациях, но затруднялись экспериментировать, анализировать полученные знания, также слабо выражены коммуникативные навыки и познавательные способности. Это обусловлено тем, что дети привыкли к подаче информации в готовом виде. Это привело к подавлению интереса и снижению познавательной активности детей и уровень развития творческой активности составил: высокий – 32%, средний – 48%, низкий – 20% (см. Таблица и диаграмма: развитие познавательных способностей детей подготовительной к школе группы. Май 2010 года).

Возникла необходимость организации работы в таком направлении, которая бы помогла детям черпать знания самостоятельно или под руководством взрослого, усваивать эталоны, вырабатывать свои способы действий и приобретать внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности. Решение этой проблемы автор видит в методе проектов, который охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребёнка – родителя, обогащает ребят новыми знаниями, развивает речь и учит самостоятельно добывать нужную информацию, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели. Эта работа проводится в тесной связи с родителями.

Первый этап работы по внедрению проектного метода характеризуется подбором и изучением научно-методической литературы, отбором методов и приёмов работы с детьми: проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, экспериментирование. Был разработан план работы, проведено родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательских способностей детей» (Приложение 1). Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй. Общение с родителями построено на основе сотрудничества. Подготовлены консультации для родителей «Проектный метод – совместное творчество». Родители познакомились со значимостью совместной деятельности, которая позволяет укрепить доверительные отношения. Наблюдения за детьми во время совместной деятельности, изучения продуктов деятельности выполнения проблемно-поисковых заданий педагогов, детей и родителей – все это позволяет отметить наличие у всех участников взаимодействия высокого уровня заинтересованности, ярких эмоциональных проявлений по поводу совместной работы, их активности в достижении общей цели, увлеченности в процессе решения проблем. Кроме того, наблюдаются стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Все эти поведенческие реакции – яркие показатели проявления познавательного интереса всех участников исследовательской деятельности.

Такая работа с семьёй помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке любознательности, пытливости; способствует сплочению семьи, потому что много заданий необходимо выполнять совместно с детьми; позволяет вовлечь родителей в жизнь ДОУ и группы, помогает объединить в одно целое образовательное пространство.

Воспринимая ребенка как личность, особое внимание уделяется созданию в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. В группе были созданы:

мини-лаборатория «Любознайка», наполняющаяся новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, а также позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях;

мини-огород на окне, где дети выращивают рассаду, проводят опытническую работу, учатся делать простые умозаключения, убеждаются в том какую роль играют свет, вода, тепло в жизни растений;

полка «умных книг», «библиотечка», видеотека, где находится познавательная литература, книги собственного изготовления и интересные фильмы об окружающем мире, из которых ребята всегда могут найти ответы на интересующие их вопросы;

дидактические игры, макеты, схемы, модели, развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом к различным видам познавательно-исследовательской деятельности.

Отличительной особенностью второго этапа является организация различных видов исследовательских проектов.

Первый долгосрочный годовой проект «Как вырастить картофель из семян» (Приложение № 2) разработан на основе проблемы выдвинутой детьми средней группы. Цель его заключалась в том, чтобы показать, что картофель можно выращивать двумя способами. Дети были заинтересованы проблемой и наглядно провели эксперимент, подтвердивший гипотезу, что картофель можно вырастить не только из клубней, как считали дети, но и из семян, причём получить новый сорт.

В процессе проведения эксперимента дети многое узнали об объекте исследования. Было подобрано много материала: различные консультации для родителей, такие как: «Картошка под соломой», «Ода картофелю», «Мир картофеля» (о крупнейших производителях и потребителях картофеля в мире). Подобрана художественная литература: стихи, «Сказка про картошку», статьи из детской энциклопедии. Проводились игра-инсценировка «Голая картошка», развлечение «Праздник картошки», сочинялись частушки. Непосредственная образовательная деятельность из области «Познание» познавательно-речевого направления (Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе) по теме: «Картофель – наш второй хлеб», имела задачи: помочь детям в обобщении представлений о росте и развитии растения – картофеля, установлении связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях, между стадиями развития, а также в накоплении детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям. Собрана информация о выращивании картофеля из семян с агротехнических сайтов. В проведении эксперимента были задействованы родители, которые помогали в организации посева, в организации и проведении развлечения, приготовлении различных блюд из картофеля, поделок, подборе пословиц и поговорок о картофеле, принимали участие в играх. Исследовательский проект дал детям не только знания и умения, но и способствовал сплочению коллектива детей и родителей.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно — научных представлений, и они затрудняются в объяснении физических явлений, называя это волшебством. Решением проблемы, может стать исследовательско — познавательный проект, суть которого – свобода его участника в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовался метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной деятельности ребенка.

Метод экспериментирования позволяет реализовать заложенную в ребенка программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для него способом — путем самостоятельного исследования мира. Следующий проект «Волшебное притяжение магнита» (Приложение № 3). Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать. Такие качества способствуют успешному обучению ребенка в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми — возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

В результате выстраивания общей деятельности в детском саду и дома дети заинтересовались, можно ли самим издать книгу. Возник новый проект «Книга – источник знаний» (Приложение № 4). Его целью является объединение родителей с детьми в изготовлении книжек-самоделок по разным тематикам, организация библиотеки самодельных книжек, а также презентация каждым ребёнком своей книги.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а дома не всегда. Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это нужно делать. Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.

В-третьих, это различные виды гимнастики, физкультурные занятия, закаливание, подвижные игры. Родители не всегда знают, как правильно выбрать методику оздоровления и укрепления организма ребёнка. Задача коллективного информационно – практико-ориентированного проекта «Будь здоров» (Приложение № 5) помочь родителям расширить знания о формировании здоровья своих детей, обогатить общие представления детей о здоровье, привить навыки закаливания и правильной осанки и необходимости профилактики нарушений зрения.

Проект «Приобщение дошкольников к традициям православной культуры» (Приложение № 6) имел целью воспитание заботливого, уважительного и внимательного отношения к малой родине, её народу, культуре, святыням, формирование нравственных ориентиров добра, истины и любви, развитие способности к сопереживанию, создание условий, в которых дети смогли бы наполнить своё развитие новым духовным содержанием. Для успешной реализации проекта перед родителями были поставлены задачи совместно с детьми собрать информацию, обработать её и представить результаты в виде небольших рефератов, презентаций, поделок, фотографий по разным темам: Рождество, Покров, Крещение, Сретение, Благовещение, Вербное Воскресенье, Пасха, Храмы Белгорода, Молитва – разговор с Богом, Небесные покровители Белгорода, День Ангела, Храм – дом Божий, Что такое милосердие.

Полноценное взаимодействие всех участников образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов.

Заключительный третий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект. Таким образом, автор приходит к выводу, что проектная деятельность актуальна и эффективна. Во-первых, она способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности. Во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. В-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. В-четвёртых, способствует развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Раздел III

Результативность опыта

Результаты диагностики сопровождения дошкольников по развитию познавательной активности в мае 2010г. по Е. Торранс, модификация Е. Е.Туник для определения уровня развития познавательной активности (подготовительная группа) – 1 этап работы над опытом.

Май 2010г. (подготовительная к школе группа)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: