Опыт работы по теме самообразования Творческий подход в обучении английскому языку

Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира.М. Горький

За долгие годы работы в школе я поняла, что учитель – это не просто профессия, это –моя жизнь! Есть замечательные слова у писателя Ю. Азарова: «Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Учитель должен зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей. И тогда, может быть, исчезнут все современные «эпидемии». Но, чтобы зажечь, надо гореть самому (а как порою трудно нам самим гореть, а не тлеть!), «увлекаясь, увлекать, зажигать и, в то же время, сверкать самому». Педагог не должен забывать простую истину: чтобы быть хорошим учителем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь. Ведь обычный школьный урок – это огромное пространство, безграничная возможность для творчества. Необходимо создать на уроке школу радости, т. е. учение с любовью, увлечением.

С самой первой минуты урока дети должны видеть в глазах учителя радость и теплоту, а улыбка и фраза “Good morning, children! I am glad to see you!” заранее сделают установку на успех и приведут ребёнка к самоутверждению на уроке, к мысли «Я могу, Я умею, Я способен».

При этом, учитывая, что иностранный язык особенно разносторонний предмет, связанный практически со всеми школьными предметами и напрямую с различными сторонами нашей жизни, проводить этот урок особенно интересно и увлекательно.

Реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.

Главной особенностью современного общества является переход человечества в исторически новое состояние, которое ряд исследователей определяет как цивилизационный слом. Особое место отводится воздействию информации, роли ее новых технологических систем, форм, характера и объема влияния, по сути, на все сферы жизнедеятельности человека.

Переход к информационному обществу существенно меняет требования к результатам образования. К концу 20-го века стало ясно, что в современном информационном пространстве накапливание знаний, умений и навыков не позволит выпускнику школы быть конкурентоспособным. Для современного молодого человека очень важно уметь добывать информацию, извлекать из нее знания, легко находить свое место в обществе и чувствовать себя комфортно в динамичном и быстро изменяющемся мире.

Для современного социума нужен человек, не подбирающий способ решения задачи из известных, им освоенных, а способный самостоятельно выбрать стратегию решения конкретной проблемы, используя опыт предметного ученичества.

Главная задача образовательных учреждений – создать необходимые условия для обучающихся, организовать учебный процесс в соответствии с требованиями Стандартов.

Моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

В качестве положительной мотивации к изучению английского языка и реализации творческого подхода в обучении я рассматриваю включение учащихся в творческую деятельность самых разных форм и видов: игры, выполнение творческих заданий, подготовку самостоятельных проектов и участие в предложенных проектах. Именно поэтому я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

Цель: повысить мотивацию к изучению английского языка, используя творческую деятельность на уроках.

Задачи:

– изучить научную методическую литературу по проблеме исследования;– рассмотреть способы создания положительной мотивации учебной деятельности.

Глава 1.Основные направления педагогической деятельности.

В соответствии с планом методической работы школы моя педагогическая деятельность направлена на решение проблемы:

Главная цель моей работы:

-обеспечивать учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности; создание в процессе обучения условий, способствующих сохранению психического здоровья детей; создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся средствами учебного предмета «Английский язык».

Задачи:

Использование различных методов и методических приемов, повышающих интерес к английскому языку, для роста качества знаний учащихся;

Сочетание различных форм занятий с целью развития творческих способностей каждого ребенка;

Сохранение здоровья детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.

Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий при использовании инновационных технологий.

Основные методы и методические приемы обучения английскому языку:

Работа со словарем с целью усвоения основных ЛЕ (лексических единиц);

Использование систематических карточек при изучении курса английского языка;

Принципы работы с учащимися по составлению плана (например, для пересказа текста);

Использование различных игр( лексических, грамматических, фонетических и т. д.)

Использование таблиц, наглядности;

Формы активизации познавательной деятельности учащихся при работе с дополнительной литературой;

В начальной школе (2 класс) упор делается на развитие мотивации к дальнейшему овладению языком при помощи технологии игрового обучения (ролевые игры, обучающие игры – фонетические, лексические, грамматические и др.; уроки-игры); здоровьесберегающих технологий (физминутки, warm-upactivities); технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре (знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

-создание психологической готовности детей к речевому общению

-обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала

-тренировка в выборе нужного речевого материала

У учащихся основной школы (5,6,8 классы) направленность обучения является культуроведческой. Для выполнения этой задачи учащимся предлагается технология проектной деятельности. Это творческие проекты, презентации :«Еда: фастфуд», « Моя семья»,«Средства массовой информации», «Английская и Китайская чайные церемонии», «Экология» и т. д.

Основной задачей обучения 9,10,11 классов является развитие способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению языка при помощи технологии проектной деятельности, проблемного обучения. Поисковый метод при создании проектов, технология учебного исследования посредством страноведческого материала: «Конфликты и способы их разрешения», «Путешествие», «Клонирование: за и против», «Высшие учебные заведения». «Моя будущая профессия», «Города мира», «Достопримечательности страны изучаемого языка» и т. д.

Глава 2. Творческий подход в обучении английскому языку.

В основе обучения английскому языку должен лежать деятельностно-творческий подход, что означает, что работа с информацией на английском языке требует формирования определенных интеллектуальных умений посредством привлечения творческих способностей детей, что способствует не только повышению мотивации к изучению английского языка, но и к успешному его овладению. Что же такое “творческие способности”, или “креативность”? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

восприятие проблемы;

поиск решения;

возникновение и формулировку гипотез;

проверку гипотез;

их модификацию;

нахождение результатов

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Д. Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

В своей работе я использую УМК М. З. Биболетовой, который позволяет мне реализовывать деятельностно-творческий подход. Курс основан на следующих принципах:

• сознательность в изучении языковых и речевых особенностей английского языка;

• посильность, что проявляется в строгом дозировании и поэтапности формирования навыков и умений от простого к сложному;

• системность и систематичность, выраженных в единой системе заданий и постоянном повторении изученного языкового материала и употреблении его в речи;

• образовательная и воспитательная ценность содержания предлагаемых упражнений и заданий;

• социокультурная направленность курса;

• развитие самостоятельности учащихся в ходе выполнения проблемных заданий, игр и проектных работ.

Перечисленные принципы реализуются в обучении всем видам речевой деятельности и способствуют развитию учащихся.

Одной из отличительных особенностей является использование песен и стихов. Песни разных жанров и стилей, включая кантри, рождественские песни, песни-потешки и другие, характерные для детского творчества и традиционные для стран изучаемого языка, написаны специально для данного курса и позволяют развивать у детей эстетическое восприятие англоязычной речи, расширять лингвистический кругозор и давать дополнительные знания культурной сферы. На уроках с детьми мы также проводим физминутки, читаем стихи, учим скороговорки, ставим различные сценки, разыгрываем диалоги “Onthewaytoschool”,устраиваем внеклассные мероприятия “St. Valentin’sDay” и т. д.

Социокультурная осведомленность учащихся развивается на нескольких уровнях, а именно: на уровне социокультурной осведомленности и уровне умений межкультурной коммуникации.

Развитию социокультурной осведомленности способствуют рубрики „Мир вокруг меня“, «События, факты, традиции из жизни стран, говорящих на английском языке»,из которой дети узнают о странах и континентах, языках и национальностях, о жизни и истории страны изучаемого языка. «Путешествие по Лондону», «Достопримечательности Москвы», «Моё село»,знакомство с этикетными особенностями и правилами как речевого, так и неречевого поведения способствуют развитию практических умений межкультурной коммуникации у детей.

Приобретенные знания и умения используются и закрепляются в речевых упражнениях. Особенностью содержательного построения курса является сквозная оригинальная сюжетная линия. Приключения героев наполняют коммуникативным смыслом упражнения языковой направленности, повышают мотивацию учащихся, демонстрируют практические возможности применения полученных на уроках знаний, а также помогают воспитывать учеников.

Таким образом, перечисленные принципы и особенности курса способствуют достижению планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Итак, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний

Глава 3. Технологии реализации творческой деятельности.

Для создания творческой мастерской на уроке можно использовать различные приёмы и методы работы.

Так, например, при введении темы «Неправильные глаголы» в 4 классе, я сочинила сказку «В царстве царя Грамотея» (Приложение1.1).

Во 2 классе я рассказываю о городе ABC и его волшебных жителях. Особенно детям нравится история о сочетании букв “Th”. (Приложение1.2).

На начальном этапе обучения дети очень хорошо и быстро усваивают приём моделирования предложения. C первых уроков, при помощи физминуток, на которых ученики за учителем повторяют движения, слова, и целые предложения, очень легко сделать переход к работе с моделями предложений. С помощью моделей, не умея читать и не зная алфавита, они легко строят предложения и даже маленькие рассказы о себе или о животных. (Приложение 1.3)

Каждый урок должен иметь своё лицо, свой сюрприз, учитель должен обладать умением перевоплощаться. В этом случае ребёнок будет идти на урок с ожиданием чего-то нового, с ожиданием радости. Необходимо создать на уроке ситуацию успеха («У нас сегодня гости», «Волшебная коробочка») и веры в собственные силы, и тогда мы сможем увидеть вспышку детского таланта. Обязательно на уроке должен присутствовать атрибут успеха: “Солнышко”, “Золотая рыбка”, и герой, который будет помогать на уроке (или мешать!): Незнайка, сказочный мальчик Тайни и др. В таких случаях на помощь приходит ИГРА.

Все игры должны проводиться методически грамотно. Для этого необходимо:

1.Одну и ту же игру повторить несколько раз (путем подстановки новых лексических единиц).

2.Новую игру начинать учителю (роль ведущего), а затем эту роль передать хорошо подготовленному ученику.

3.Придать игре характер соревнования, для того чтобы получить от игры наибольший эффект.

4.Снабдить играющих различными красочными аксессуарами, предметами, пособиями.

5.Использовать особыйвокабуляр, который поможет учителю проводить игру на иностранном языке.

6.Исключительно большое значение в играх обучающего характера имеет исправление ошибок. Желательно, чтобы и оно проводилось в игровой форме «разыгрывания фантов», «записывания очков» и т. п.

Играя с учениками, необходимо помнить три условия:

1.Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. Лучше всего объяснять правила игры на родном языке.

2.Отсутствие дорогих и сложных материалов игры.

3.Универсальность. Используйте игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

Виды и категория игр

Все игры можно разделить:

1.на фонетические;

2.на лексические;

3.на игры с фразами;

4.на грамматические;

5.на игры для обучения чтению;

6.на игры для обучения аудированию;

7.на игры для обучения говорению;

8.на смешанные игры;

9.на коммуникативные игры.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно – образовательный процесс всех видов игр.

Применение различных игр помогает увлечь ребят иностранным языком, создает условия для достижения успеха в изучении языка. И учащиеся, которые захотят играть, обязательно захотят улучшить свои знания по иностранному языку. (Приложение 1.4)

Метод проекта.

Главное отличие между обычной и проектной работой состоит в том, что при обычной работе основная деятельность ограничивается рамками аудитории, а при проектной работе она выходит за ее пределы.

В основе метода лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую.

В работе над проектом я учитываю следующие требования:

–наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;–практическую и теоретическую значимость результатов;–самостоятельную мотивированную деятельность участников проекта;–структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);– выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

При этом в ходе совместного исследования использую «круглый стол», «мозговой штурм», просмотры, творческие отчеты.

Выбор тематики проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися. Мои ученики с большим увлечением выполняют именно тот вид деятельности, который выбран ими самими.

Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Практика показывает, что вовлечение детей в творческий процесс является важным принципом обучения сотрудничеству.

Так, работая на уроке в парах или по группам, дети учатся общению, распределяя роли при выполнении задания. Сразу выясняется, кто из слабых учеников, а может быть, и средних не понял новый материал. Он обязательно обратится к сильному ученику группы. Таким образом, любой ученик группы должен быть всегда готов отвечать грамотно и аргументировано по результатам совместной деятельности группы.

В старших классах учащиеся с большим интересом готовят исследовательские проекты по темам: «Цивилизация», «Моё фамильное древо» « Современные технологии», а в этом учебном году я предложила учащимся 11 класса создать проект «Изобретатели нашего села». Хочу сказать, что я узнала много интересных изобретений, которые облегчают жизнь сельским жителям, так как их фантазиям нет предела!

Особое внимание я обращаю именно на поисково-исследовательские работы.

При подготовке к проектированию я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения? И после этого они начинают работать, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность. . Надо иметь в виду, что вся лексика, необходимая по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках.

На заключительном этапе происходит презентация проектов, их защита и обсуждение. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта: будет ли это схема, буклет, видеопоказ или устная презентация. Каждая группа сама решает, как приготовить презентацию своего проекта, назначая докладчиков и распределяя роли. Учащиеся могут использовать плакаты, раздать слушателям план своей презентации, представить все в виде маленькой пьесы, использовать музыку. Остальные группы делают записи. По окончании презентации участники этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.

Важно, что учащиеся с удовольствием постигают знания, поскольку это происходит в результате творческой работы. Я считаю, что метод проектов помогает создать творческую атмосферу, непринужденную обстановку и условия для развития личности.(Приложение1.5.)

Заключение.

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Я уверена, что если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету “иностранный язык” и обеспечены условия для достижения определенных успехов. А ещё, я стараюсь понимать своих ребятишек, помогать им, несмотря на то, что некоторые из них «колючие». Я люблю детей и принимаю их такими, какие они есть, стремясь при этом помогать, способствовать их духовному росту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: