Опыт работы по теме самообразования Педагогика сотрудничества

Опыт работы по теме самообразования « Педагогика сотрудничества»

учителя русского языка и литературы Мацегоровой Натальи Алексеевны

Вся система образования в России, в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Ш. А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А. С. Макаренко, А. В. Сухомлинский и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.

«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности…

Технология педагогического сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что даёт возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконтроля и самооценки. “Для того, чтобы ребёнок успевал, хорошо учился, – писал В. А.Сухомлинский,- надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”.Учебное сотрудничество направлено на одно – дать ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отставал.

Система работы учителя состоит из следующих компонентов:

Учение без принуждения, т. к. интерес к учению есть только там, где есть уверенность в успехе.

Идея трудной цели помогает поддерживать дух сотрудничества и верить в возможность преодоления трудности.

Идея опоры. Чтобы даже самый слабый ученик мог отвечать достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора.

Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор.

Главная идея педагогики сотрудничества – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.

В своей работе я чаще всего использую такие формы организации обучения в сотрудничестве:

учебная дискуссия;

работа в группах;

работа в парах.

Я считаю, что в основе этих форм организации обучения в сотрудничестве лежит умение проводить внутриклассную дискуссию.

Учебная дискуссия — одна из важнейших форм образовательной деятельности, которая:

стимулирует инициативность учащихся;

развивает рефлексивное мышление;

формирует коммуникативную и дискуссионную культуру.

Перед учителем, который является организатором общеклассной дискуссии, встает ряд задач:

1. учитель не должен злоупотреблять своими репликами, высказываниями, монологами, т. е. заменять самоорганизацию детей прямым управлением.

2. учитель должен стимулировать, побуждать участников к обмену точками зрения. Обмен мнениями между участниками дискуссии должен происходить свободно. Предпочтение необходимо отдавать открытым вопросам, которые не предполагают краткого, однозначного ответа (это вопросы типа «Как?», «Почему?», «При каких условиях?» и др.), а также оценочным вопросам, которые связаны с выработкой учеником собственной оценки того или иного явления, собственного суждения.

3. Учитель должен уметь выдерживать «паузу ожидания» между своим вопросом и ответами учащихся.

В своей практике заметила, что когда я в ожидании ответа на свой вопрос делаю паузу от 3 до 5 секунд, картина обучения меняется:

увеличивается продолжительность ответов;

увеличивается число высказываний;

повышается уверенность детей;

усиливается творческая направленность мышления детей,

взаимодействие между учениками;

суждения учащихся становятся более доказательными;

учащиеся предлагают больше идей.

4. Учитель должен регулировать соблюдение определенных правил обсуждения всеми участниками:

все высказывания должны относиться к обсуждаемой теме;

можно вносить поправки, развивать (дополнять) или подвергать сомнению высказанные ранее суждения;

допустимо ставить под вопрос неточные высказывания;

все утверждения должны сопровождаться обоснованием.

Работа в группах, я считаю, что это одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку;

дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет авторитета учителя;

дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться.

дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Применяя на практике технологию педагогики сотрудничества, я убедилась в огромных возможностях этого метода обучения.

Во-первых, совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе, что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся.

Во-вторых, в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка:

растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями;

снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;

ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными.

Работа по технологии педагогики сотрудничества хорошо просматривалась на открытом уроке литературы в 11 классе по теме : «Проблематика повести В. Распутина « Прощание с Матёрой». Здесь была показана работа по группам, которым давались заранее ряд вопросов по повести, и ребята готовились по ним отвечать. Учащиеся отбирали самые содержательные и точные ответы среди участников своей группы, старались, чтобы были задействованы в уроке все. Ребята находили интересный материал для урока. Пытались высказывать своё мнение по заданной проблеме.

Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки.

Освоение навыков групповой работы требуется учащимся не только для повышения эффективности учебных занятий. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику любой специальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: