Опыт работы по теме Использование народно – прикладного искусства на занятиях по декора

Опыт работы воспитателя МБДОУ ДС ОВ № 28 Алексейчук Антонины Владимировны

по теме :«Использование народно – прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию»

Отличительная черта детей младшего дошкольного возраста – большая подвижность, неустойчивое внимание, изменяя непосредственность, неумение долго и сосредоточенно работать. Поэтому я старалась отбирать материал, несложный по композиционному решению, отличающийся простой формы, но в то же время привлекающий красочностью. Такой силой эмоционального воздействия обладает, в первую очередь, народная игрушка – кировская, филимоновская матрёшки. Их содержание конкретно, просто, и в полнее доступно пониманию.

Во 2 младшей группе специальных занятий по декоративному рисованию не проводила. Игрушки использовала на занятиях по ИЗО – деятельности или во второй половине дня, во время самостоятельной деятельности, включала в дидактическую игру. Во второй половине дня дети обычно с удовольствием включаются в игру. Вместе с детьми мы, например, собирали и разбирали трех-пяти местную матрёшку. Усваивая понятия – «большая», «маленькая», «меньше», «больше» дети одновременно видят, как красиво расписаны матрёшки разноцветные головные платочки, фартучки и кофты, украшенные цветами.

Работа по знакомству с народной игрушкой во второй младшей группе ещё мало связана с непосредственно изобразительной деятельностью детей. Периодически по мере надобности я выставляла её на обозрение на занятиях по рисованию, лепке, аппликации. Так, рассмотрев в начале занятия дымковскую куклу (барыню), я предлагала детям украсить на рисунке плательную ткань куклы полосками, разрисовать платочек колечками, наклеить горошинки на платочек; на занятии по лепке приготовить угощение для дымковских барынь. Народную игрушку, уже знакомую (дымковскую и матрёшки) включала в дидактические игры «Найди, что назову» (по слову – названию), «Найди такую же» (по сходству) «Найди, что я загадала» (по описанию воспитателя) «Найди о чём расскажу» (найти предмет и дать его характерные признаки, отвечая на вопросы), «Опиши, я отгадаю» (выделить и назвать характерные признаки предмета, отвечая на вопросы). Таким образом, дети лучше запоминали её внешний вид, особенности декоративного исполнения, а само название входило в активный словарь.

В средней группе дети уже могут выделить существенные признаки предметов, внимание принимает более устойчивый характер. В этот возрастной период совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие, развивается эстетическое чувство. Поэтому моей задачей в ходе игр, во время занятий по изобразительной деятельности было развитие у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народного декоративно — прикладного искусства, народных игрушек. Малыши средней группы уже способны понять, что «нарядность», «весёлость», игрушек определяет яркая роспись. Я рассматривала предметы народного искусства, имеющиеся в нашем детском саду, и отобрала дымковскую игрушку. Узоры, украшающие ее просты и доступны для детей средней группы. Это те же элементы, которые указаны в программе по декоративному рисованию : прямые линии, круги, кольца, точки. Рассмотрела все узоры и на их основе наметила план на год (всего 6 занятий). Наметила следующие задачи:

Учить детей составлять узоры на полосе, квадрате, круге.

Украшать их элементами дымковской росписи.

Вырабатывать технические умения путём повторений.

Учить детей передавать колорит дымковской росписи: яркость, праздничность узора; выбирать разные цвета.

Перед занятиями по декоративному рисованию внесла в группу дымковские игрушки : медведя, козлика, барышню. Вместе с детьми рассматривали их. При рассматривании игрушек отметила, что узоры разного цвета: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие. Обратила внимание детей на украшение их черточками и точками. После рассматривания рассказала, почему эти игрушки называются дымковскими.

« … далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…

Жили в том селе весёлые, озорные люди, любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их сделают за долгую зиму… Л когда поднимается в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. Л по имени этого села и игрушки стали называть – дымковскими.»

Игрушки на некоторое время оставила в группе, чтобы дети любоваться ими, рассматривать их.

Через несколько дней провела первое занятие, предложила детям нарисовать красивую дорожку для козлика. Поставила задачу: Посредине полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их чёрными точками, провести полосы по краям. Цвет выбрать по желанию. На каждый стол поставила краски четырёх цветов. Предложила нарисовать кружки одного, полосы другого цвета, а точки – чёрные. На этом занятии, некоторые дети затруднялись в изображении кружков и расположении их на полосе. Для себя сделала вывод что Карине, Олесе, Юле, и ещё нескольким детям следует уделить больше внимания. Занятия старалась проводить в игровой форме, создавая этим особый эмоциональный настрой. «Это салфетка, – объяснила я детям, – и мы будем её украшать». Предложила ребятам подумать и сказать, как можно украсить салфетку, где можно нарисовать кружки. Также предложила показать пальцем углы, середину на своих «салфетках». Прямые линии по краям « салфетки » и точки вокруг кружков и полос они выбирали по своему желанию, а кружки украшали точками черного цвета.

И на этот раз не всем удалось изобразить ровные кружки и красивые точки. Олег, Карина, Тома и Юля рисовали неуверенно, качество их работ было не высокое. Я решила уделить этим детям больше внимания на занятиях и в свободное время. При рассматривании игрушек, иллюстрации и других предметов я чаще обращалась к ним с вопросами, подбадривала их: « Олежек ты сегодня кружки нарисовал лучше, постарался, мне очень нравится.» Отмечала их успехи и при проведении анализа. Так у детей постепенно появлялась уверенность в своих силах, пробуждался интерес к рисованию.

Задания я усложняла от задания к заданию. В основном старалась опираться на опыт детей, не объясняла все до конца, предлагала вспомнить, уточнить представления детей.

На третьем занятии ввела новый элемент – кольцо. Дети рисовали клетчатый «платок» для дымковской куклы. Каждую клетку заполняли одинаковым узором «колечком», а в середине его кружок другого цвета, украшенный точками. Ребята показали сами, как разделить квадрат на части, как нарисовать кольцо, в нем кружок, Андрей нарисовал точки вокруг кольца. При проведении анализа предлагала детям найти «платою> с ровными клеточками, с круглыми колечками, кружочками, выбрать самый нарядный платок для куклы.

На четвертом занятии рисовали дымковский узор на круге. Перед детьми стояла задача – построить узор на новой форме. Я учила их находить и заполнять середину и края круга, располагать кружки и кольца в определённой последовательности : вверху, внизу, слева, справа. Предложила детям самим найти середину на своих листочках, а как расположить колечки по краю, показали жестом. На этом занятии дети более уверенно рисовали элементы узора.

И последнее, пятое занятие было итоговым. Его целью было проверить, как дети усвоили приемы рисования дымковских узоров. Я дала возможность ребятам самим выбрать бумагу для рисования: полоску, круг, квадрат, самостоятельно придумывать узор из знакомых элементов: полос, колец, кружков, точек. Ещё раз рассматривали с детьми дымковские игрушки, которые находились в группе. Обратила внимание на уже знакомые элементы узора. Перед занятием я сказала, что они сами будут придумывать красивые узоры. Занятие показало, что дети самостоятельно могли составить узор из знакомых элементов.

В старшей группе я предложила работу по декоративному рисованию с использованием народно-прикладного искусства. С этой целью я отобрала дымковские игрушки с более сложным узором, где используются тонкие прямые и волнистые линии. Новое, что появилось в старшей группе-лепка дымковских игрушек и их роспись. На первых 3-х занятиях ребята рисовали уже знакомые дымковские узоры, добавляя новые элементы. На первом занятии я поставила следующие задачи:

Построить узор на новой форме (на розетке).

Украсить форму знакомыми элементами.

Чётко, свободно рисовать круг, кольца, украшать точками.

4.Выбрать игрушки внесла в группу за несколько дней дозанятия, рассматривали их с детьми, вспомнили, какиеузоры рисовали в средней группе. Я предложила ребятампоказать на листах кистью, где можно нарисоватькружки (в середине, по краям.)

На втором занятии дети рисовали на прямоугольной форме узор для платья дымковской куклы. Я ввела новый элемент — волнистую линию. Кроме этого, учила детей равномерно проводить прямые линии. Предоставила им возможность составить узор, украсить чёрточками, точками. При объяснении показала детям, как разделить прямоугольник на равные части, как нарисовать волнистую линию. Остальное они выполняли сами.

На третьем занятии дети рисовали на треугольной форме – «косынку» для куклы. Перед ними стояла задача составить узор на новой форме треугольнике, остальное было знакомо. В старшей группе дети не только рисовали дымковские узоры, но и лепили сказочных козликов, оленей, птичек, барынь. После того, как они высыхали мы грунтовали их и расписывали в свободное время.

Проведённые занятия закрепили знания детей о дымковской росписи и дали возможность перейти к знакомству с новым видом народно – прикладного искусства-Городецкой росписи. Городецкую роспись я взяла потому, что Городецкий узор состоит из знакомых детям элементов (кругов, овалов), но украшен тонкими линиями, дугами, мазками. Я запланировала провести 3 занятия по ознакомлению с предметами, украшенными городецкой росписью и 5 занятий по декоративному рисованию. На смену дымковским игрушкам внесла в группу городецкие изделия : доску, солонку. Рассмотрели их, я рассказала, что такие изделия делают из дерева мастера из города Городца, затем художники расписывают их узорами: цветами, бутонами, листьями. В узоре сочетаются синий и голубой, красный и розовый; оранжевый и темно-красный цвета. Листья рисуют зеленой краской, а белый цвет оживляет и цветы, и листья.

На первом занятии я предложила детям нарисовать узор на полосе для солонки. Узор я выбрала самый простой -бутоны и листья. На палитре мы с ребятами составляли розовую и голубую краски для бутонов, рассказали, как их нужно изображать «Надо нарисовать маленький кружок с краю» – говорила Даша. «Л ещё полоску» – говорил Андрей. Я уточнила – это дуга. Показала как нарисовать дугу., украсить бутон дугой, как изобразить листья. Ребята самостоятельно выбирали цвет краски для бутонов.

При проведении второго занятия усложняла задание : на такой же полосе надо было нарисовать цветок, который распустился. Расположить его надо было посредине, а слева и справа знакомые бутоны и листья. Накануне занятия ещё раз рассмотрели предметы с городецкой росписью. Установили что цветок похож на круг, в середине он украшен маленьким кружком более тёмного цвета, лепестками дугами, белыми точками – оживками. Вначале занятия уточнила с чего начинать рисовать: «вначале большой круг, потом маленький кружок другого цвета в середине». Вспомнили, как нужно рисовать дуги. Бутоны и листья дети рисовали сами. С детьми, для которых выполнение узоров было сложным, рисовали карандашом отдельные элементы Через некоторое время провела ещё одно занятие – составление узора на квадрате. Предоставила детям возможность самостоятельно выполнить узор, используя знакомые элементы городетской росписи.

Перед занятием уточнила, как расположить узор на квадрате. Все дети справились с заданием. В подготовительной группе я буду продолжать знакомить с народным творчеством. Буду закреплять знания детей о Городецкой росписи. При рассматривании более сложных узоров будем обращать внимание на более тонкие, мелкие элементы узора. Буду совершенствовать навыки детей по составлению узора на бумаге разной формы: (прямоугольник, овал).

Когда дети усвоят принципы композиционного расположения и способы составления узора, я планирую научить детей изображать птиц с последующим включением знакомых элементов в композицию с цветами.

В подготовительной группе к школе дети знакомились с историей возникновения промысла, с легендами и поверьями, связанными с дымкой. Ребята узнали, что элементы росписи дымки — древние символы языческой веры. Круг – символ солнца, каравая хлеба: точка, звезды: волнистая линия -линия воды: прямая – дороги. Сама же дымковская барыня-олицетворение женщины -матери, женщины – Земли, богини плодородия, которая есть почти у всех народов земли. От этого интересу детей к дьшке вырос ещё больше. Детям нравится и сам процесс лепки из мягкой податливой глины и возможность самостоятельно выбелить и расписать игрушку по своему вкусу.

При рисовании дымковского орнамента, узор становился сложнее. Например, кольцо большое и маленькое, узкое и широкое положенное одно на другое. Соединяли сложные и простые элементы в вертикальные и горизонтальные ряды, плотно заполняя поверхность листа бумаги, затем рисуя их на силуэтах, на игрушках, сделанных из бумаги и вылепленных из глины. При росписи учила детей всевозможно варьировать элементы «дымки», подбирать цвет по своему усмотрению.

В подготовительной к школе группе дети закрепили знания о городецких узорах. Дети данного возраста замечали более мелкие, тонкие украшения. Я предложила детям бумагу в виде кухонной доски и предложила расписать её по средине и по краям. Средину они украсили гирляндой из цветов, а остальное пространство они украсили бутонами и листьями. Работы у детей получились интересные. Особенно яркими и удачными были работами были у Инны М., Андрея К, Дениса. В этой группе я знакомила детей с новым более сложным для исполнения видом народного творчества -хохломской росписью. В нашей группе мебель расписана хохломским узором .Мы с ребятами рассмотрели её. Дети отметили, что крышка у стола чёрная, покрытая золотистыми завитками, ягодами, травинками, листочками. Рассмотрели хохломскую посуду, ложки. Обратила внимание на то, что во всех случаях узоры были составлены из одних и тех же элементов растительных, но каждый узор чем – то отличался. На занятиях по познавательной деятельности дети узнали как сложно изготавливать хохломские изделия, сколько людей трудится над их изготовлением. Как расписывают их художники, придумывая различные узоры из различных элементов. В своих рисунках художники передают любовь к природе, человеку.

Обратила особое внимание каких цветов краски используют художники ( красную, чёрную, золотисто – жёлтую, зелёную ) Рассказала детям из каких элементов состоит узор. Дети узнали, что ведущий стебель называется криулем, который в свою очередь украшается травинками, осочками, капельками. На основе полученных знаний мы попытались изобразить простой узор : травный. Детям трудно давался первый опыт в рисовании хохломского узора, и поэтому я много времени уделяла в не занятий, в индивидуальной работе.

Постепенно работы детей становились лучше, ярче и выразительней. После усвоения детьми простых элементов я пришла к знакомству и рисованию более сложных – листочки и ягоды. Постепенно благодаря индивидуальной работы свободное от занятий время ребята усвоили и этот сложный, но такой яркий и красивый узор.

Занятия по знакомству с народными промыслами помогают развивать у детей чувство прекрасного, воспитывать уважение к труду людей, которые своими руками создают красоту. На занятиях по познавательной деятельности я познакомила детей ещё с одним видом народного творчества жестовскими подносами. Мы рассмотрели иллюстрации в альбоме, и я принесла 2 подноса – большой и маленький. Обратила внимание, что они похожи: расписаны крупными и мелкими цветами, листьями, травинками. Обратила внимание на много цветов и оттенков. Отметили, что в середине узора расположены крупные цветы, а вокруг мелкие.

В доступной форме рассказала детям как создаются эти изделия.

На занятиях по декоративному рисованию я добивалась, чтобы на каждом занятии дети проявляли творчество, вносили в работу, что – то своё, развивали фантазию. Народно – прикладное искусство на занятиях по декоративному рисованию оказывает большое влияние на эстетическое, умственное и нравственное развитие детей, способствует успешной подготовке детей к школе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: