Опыт работы по преемственности дошкольного и начального образования

Опыт работы по преемственности дошкольного и начального образования

Старший воспитатель

детского сада

ГБОУ ЦО №1429

Савкина С. В.

О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т. д.

А что же предусматривает преемственность ‒

с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения,

с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания школы.

В сентябре 2012 года произошло объединение ГБОУ Центра образования №1429 и Детского сада №1808, что позволило создать для детей новую, эмоционально насыщенную образовательную среду, способствующую социализации, адаптации и развития детей от 1 до 17 лет. Появилась реальная возможность выстраивания индивидуальной воспитательно-образовательной траектории ребенка с раннего возраста до окончания школы.

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования стало актуальным не только обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, но и преемственности психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

Одной из ключевых проблем системы дошкольного воспитания является взаимодействие с семьей. Однако в современных условиях основные институты социализации ребенка ‒ семья, детский сад, школа ‒ часто действуют автономно друг от друга. Таким образом, в настоящее время проблема взаимодействия семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы является одной из наиболее острых, требует качественного анализа для устранения тех проблемных зон, которые препятствуют выполнению задач полноценного развития и воспитания ребенка.

Объединение детского сада и школы в единую структуру позволит:

Обучать содержательному общению родителей с детьми не только в раннем и дошкольном возрасте, но и младшем школьном и подростковом возрасте. Улучшить качество психолого-педагогического просвещения родителей.

Обеспечить ребенку плавный переход от воспитания в семье к воспитанию в детском саду и в школе. Преемственность в работе школы и детского сада обеспечивает более успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения и при переходе их в начальную школу. Такая форма работы способствует тому, что бы более эффективно отслеживать особенности развития, воспитания и обучения, а также развить таланты и способности каждого ребенка путем интеграции работы всех специалистов работающих с ним. (Создать психолого-педагогическое сопровождение ребенка на всех этапах его развития, что способствует созданию эмоционального благополучия, всестороннему развитию и ранней социализации детей).

Повысить качество воспитательно-образовательного процесса увеличив количество специалистов, работающих с детьми.

Расширить материальную базу за счет объединения двух учреждений.

В настоящее время педагогами разрабатывается программа преемственности дошкольного и начального школьного образования, которая будет включать в себя единую нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность учреждения в вопросах преемственности, план работы методических объединений по преемственности, систему сопровождения ребенка в период адаптации к школе, интеграцию работы специалистов.

Программа позволит выстроить индивидуальный воспитательно-образовательный маршрут ребенка на разных возрастных этапах:

1 этап. Поступление ребенка в дошкольное учреждение.

Медицинское обследование.

Адаптационный период при поступлении в детский сад (от 2 недель до 6 месяцев).

Педагогическая и психологическая диагностика.

2 этап. Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду.

Педагогическая деятельность:

Занятия с детьми по программе дошкольного образования с использованием современных технологий.

Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.)

Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение ребенка:

Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Сопровождение детей группы риска.

Коррекционно-развивающие занятия.

Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости.

Методическая работа:

Проведение открытых уроков и занятий.

Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей.

Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.

Ведение диагностических карт и индивидуальных карт развития каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей.

Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).

Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.

3 этап. Переход дошкольника в школу.

Передача пакета документов выпускников в школу.

Отслеживание адаптации детей в первом классе.

Оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.

Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги.

На всех этапах мы видим тесное взаимодействие таких специалистов как, медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, родители, администрация.

В течение года было проведено несколько совместных мероприятий, такие как:

Выступление агитбригады учащихся «Зебра» в рамках программы по ПДД.

Экскурсии в библиотеку ЦО, музей боевой славы ЦО.

Спортивный праздник«Детский сад – территория здоровья».

Фольклорный праздник «Встреча Масленицы».

Посещение спектаклей, концертов, планетария, организуемых в ЦО.

Воспитатели детского сада неоднократно посещали открытые уроки учителей начальных классов, а учителя, в свою очередь, открытые занятия воспитателей.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: