Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИ

Описание межпредметного проекта

«Традиционная китайская живопись и каллиграфия».

Авторы проекта:

преподаватель изобразительного искусства Бузовская Е.А.

преподаватель китайского языка Баркова Т. И.

Обоснование проекта: Иероглифическая письменность и изобразительное искусство имеют тесную взаимосвязь. Умение красиво писать иероглифы издавна ценится в Китае. Китайские художники традиционно дополняют свои произведения, выполненные специальными кистями на шелке или рисовой бумаге, иероглифическими надписями. Совершенствование техники и приемов каллиграфии помогает изучить основы китайской философии, живописи, быт и культуру китайского народа.

Актуальность проекта: В настоящее время политические, экономические и культурные взаимоотношения России и Китая интенсивно развиваются. На высоком уровне находится российско-китайский туристический обмен: в прошлом году Поднебесную посетили 1,3 млн. россиян. С каждым годом увеличивается число студентов, выезжающих из России в Китай для освоения новых образовательных программ. В рамках международного сотрудничества в области культуры и туризма в 2012 году в Китае стартовал проект «Здравствуй, Россия!». Ответным шагом стал проект 2015 года «Здравствуй, Китай!», который призван познакомить россиян с культурой, искусством и национальными традициями КНР. В России планируется провести около 200 мероприятий, в числе которых презентации туристических маршрутов, фестивали китайской народной культуры, музыки, танцев, знакомство с изобразительным искусством, спортом и образовательными программами.

Реализация проекта: Сегодня в России некоторых учебных учреждениях общеобразовательного типа внедряется практика изучения китайского языка как основного, второго и/или дополнительного иностранного языка. Данный проект был реализован в рамках программы дополнительного образования для учащихся 5 – 6 классов, изучающих китайский язык как второй иностранный. Проект включает цикл межпредметных занятий по китайскому языку и изобразительному искусству (44 академических часа).

По мнению авторов-разработчиков, особенностью проекта является его универсальность, то есть данная программа может быть рассчитана на совмещение лингвистического, культурологического и художественно – творческого компонентов учебной деятельности в рамках изучения конкретного языка восточно-азиатской группы (китайский, корейский, японский).

Одним из условий успешного овладения китайским языком является изучение китайской письменности. Иероглифика вызывает у обучающихся не только особый интерес, но и определенные трудности, обусловленные ее спецификой. Китайская иероглифика представляет собой сложную многоуровневую структуру, так как в ней совмещены идеографический и фонетический способ записи лексических единиц. Это вызывает дополнительные трудности в обучении и предъявляет особые требования к организации процесса.

Для формирования устойчивого мотивационного компонента у учащихся на начальном этапе освоения китайского языка была определена цель проектной деятельности – изучение элементов культуры Поднебесной через призму китайского каллиграфического искусства и живописи.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

приобретение коммуникативных знаний для осуществления познавательной и практической деятельности;

формирование опыта художественно-творческой деятельности и способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям;

овладение поликультурными знаниями и умениями в области искусства и иностранного языка;

закрепление первичных навыков каллиграфии с помощью техники китайской живописи У-син.

Техника китайской живописи У-син, основанная на китайской философии связана с пятью элементами: Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода, характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений. В живописи каждому из элементов соответствует определенное движение руки, то есть мазок. Именно этими мазками художник пишет картины, украшая их каллиграфической надписью. Элементы живописи У-син и были отражены в тематике и содержании занятий.

В ходе реализации проекта воспитанники работали над освоением приемов техники живописи У-син, а итогом их продуктивной деятельности стало создание альбома в стиле китайской живописи и составление глоссария на китайском языке в качестве лингвистического приложения. Каждый рисунок обучающиеся выполняли тушью или водорастворимыми красками, а затем подписывали иероглифами, подчеркивая колорит Поднебесной.

Ниже представлена тематика отдельных занятий:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: