Опыт работы Использование валеологических игр для приобщения детей к здоровому образу ж

Обмен опытом

«Использование валеологических игр для приобщения детей к здоровому образу жизни”

Выполнила воспитатель:

Андросова И. А.

«Я не боюсь еще и еще раз сказать

забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

Сухомлинский

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека валеологическую культуру. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребёнка с детства бережно относится к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.

Охрана здоровья детей является важнейшей социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология – стала интенсивно развиваться. Появилось много книг, учебников, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Охрана здоровья детей является важнейшей социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология – стала интенсивно развиваться. Появилось много книг, учебников, оздоровительных программ, цель которых – научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов»

Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Известно, что в дощкольный период идет становление важнейших качеств человеческой личности, в частности, закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Надо помочь детям осознанно относиться к здоровью и жизни. Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить им навыки здорового образа жизни? Найти ответы на эти вопросы должны совместно дошкольное учреждение и семья, используя различные формы работы.

Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. Однако лишь только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

Поэтому, в настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Одним из направлений деятельности нашего детского сада. В ДОУ используются различные виды здоровьезберегающих технологий (медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, образовательные и др.). Для полноценного развития и оздоровления детей в детском саду созданы все условия: имеется музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты медперсонала, физкабинет, процедурный кабинет, изолятор для заболевших детей, дорожки здоровья; работают логопед.

Невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую мы предлагаем им через организацию валеологических уголков и центров, где в различной форме могут быть представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др. Через схемы и рисунки, макеты тела человека дети имеют возможность знакомиться с человеческим организмом. Так же предлагаем детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены все атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях. С целью снижения заболеваемости составлен план лечебно оздоровительных мероприятий, в соответствии с которым проводятся: витаминизация, полоскание горла настоем из лечебных трав, морской водой, дети получают фиточай в состав которого входят лечебные сборы, в зимние месяцы лук, чеснок, в летние зелёные салаты, проводятся закаливающие процедуры. Большое внимание уделяется соблюдению воздушного режима в группах, организации прогулок на свежем воздухе, поддержанию температурного режима.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенство физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры, точечный массаж. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей. Спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные) помогают раскрыть возможности каждого ребёнка, способствуют возникновению положительных эмоций. К вопросам формирования здорового образа жизни привлекаются родители.

Многолетний опыт работы показал, что недостаточно создать благоприятные условия для развития здорового ребёнка, необходимо ещё и сформировать элементарные знания о своём организме, осознанное ведения здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и в свободное время. Нами составлен план работы по теме “Я человек”, который рассчитан на обучение детей от трёх до семи лет. Он включает в себя не только вопросы физического развития, но и вопросы духовного здоровья. Ребёнок должен не только уметь чистить зубы и делать зарядку, но и уметь любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.

Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические тесты и задачи, Так же предлагаем детям ряд валеологических игр, способствующих приобщению детей к здоровому образу жизни. (Приложение 1), видео и аудиозаписи.

Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Основным результатом работы по воспитанию потребности к здоровому образу жизни у детей является то, что к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно, широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

Основные этапы и направления в работе.

Для правильного формирования валеологической культуры у детей дошкольного возраста необходима определённая система знаний и умений, которые ребёнок получит в процессе своей деятельности Учитывая выше сказанное, предполагается, что проблема формирования валеологической культуры детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи. Укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно – оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей. Диагностика знаний уровня детей по данной теме, подтвердила, что у дошкольников недостаточный объем знаний по вопросу укрепления своего здоровья. Они недостаточно знают о своих внутренних органах, о причинах нарушений осанки. Первым этапом моей работы стало изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений. Затем я начала работу над созданием и пополнением развивающей среды по воспитанию валеологической культуры у дошкольников. Ведь развивающая среда – это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы помимо утилитарного значения являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения.

Предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении не только обеспечивает активность детей, но и является своеобразной формой работы их саморазвития. При проектировании предметно – пространственной среды, способствующей физическому развитию, я исходила из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей предметно – пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребёнком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребёнок хочет взаимодействовать. Если ребёнок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребёнок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в её освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать её, используя игровые приёмы, стремясь заинтересовать ребёнка её компонентами поощряя его действия. Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребёнка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического характера и успешности этого решения путём обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. Я пополнила в группе центр двигательной активности, оснащённый атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений. Старалась разместить оборудование так, что бы дети могли подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Так же оформила центр здоровья, где разместила дидактические игры по валеологии такие как: – «Назови и покажи по порядку»; – «Ласковое слово»; – «Кто больше знает слов»;- «Кто больше назовёт действий объекта»;- «Украсим слово»;- «Умозаключение»; (приложение №1).необходимую литературу; видеоматериалы созданные педагогами и родителями; папки-передвижки. Уголок тишины и покоя, где ребёнок может отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Я старалась создать валеологически развивающую среду с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер моего взаимодействия с ребёнком в валеологической среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживаю ребёнка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач. Сущность форм и методов, используемых в работе с детьми Формирование валеологической культуры у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладения суммой определенных знаний по валеологии и изучения, применения разных форм, методов и приемов работы с детьми. В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т. д. На познавательных занятиях знакомлю детей с элементарными научными знаниями о внешних органах человека; с основами первой помощи при травмах; безопасности поведения. В старшем дошкольном возрасте провожу занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий разная: “Чудо – нос”, “Чей нос лучше”, “Эти ушастые животные”, “Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!” и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, “круглые столы”, викторины, игровые познавательные программы и т. п. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Очень любят мои воспитанники фольклорные физкультурные занятия, которые являются основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: