Опыт работы Использование современных образовательных технологий в учебном процессе

Опыт работы

«Использование современных образовательных технологий

в учебном процессе».

При модернизации дошкольной образовательной системы, переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль повышения кадров, так как от этого зависит развитие дошкольного образования, как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте.

Вопрос качества образования, его эффективность – один из наиболее актуальных в детском саду. Профессиональное развитие педагогов ДОУ – длительный процесс, цель которого – формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Одно из направлений работы старшего воспитателя ДОУ – непрерывный процесс повышения квалификации кадров через осуществление кадровой политики, способствующей профессиональному росту педагогов, и организации разнообразной методической работы, стимулирующей их к творчеству и самообразованию. При этом старший воспитатель учитывает уровень профессиональных потребностей педагогов и содействует их развитию, только в этом случае возможно его самоопределение индивидуальной траектории профессионального роста.

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Чтобы не отстать от времени, он должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Поэтому непрерывное самообразование становится решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его жизненного и профессионального пути.

Не менее важным звеном целостной системы повышения квалификации педагогического процесса является методическая работа. Высокий уровень мастерства педагогов – приоритетное направление методической службы. В ДОУ используются такие разнообразные формы повышения квалификации, как мастер-класс, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, Школа молодого воспитателя. Одно из главных направлений методической работы — обеспечение информационного сопровождения образовательного процесса — строится на основе результатов мониторинга профессиональных потребностей педагогов ДОУ. Участвуя во всех мероприятиях методической работы, педагоги не только повышают свой профессиональный уровень, но и формируют потребность в новых знаниях и умениях. В детском саду созданы условия для профессионального роста каждого педагога. Во-первых, это наличие мотивации для постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянному самообразованию. Во-вторых, создание творческой атмосферы, в которой бы у каждого педагога возникла потребность в саморазвитии. Реализация этих условий позволила вести работу по развитию данного направления. Сочетание индивидуальных, групповых, и коллективных форм образования повышает информационную насыщенность, способствует переходу от внешних воздействий на осознание необходимости постоянного обучения к внутренним стимулам развития личности. Слаженная работа по повышению профессионального уровня с конкретными целями, задачами, отбором содержания, методами и средствами взаимодействия – основа успешного профессионального образования.

Современная система методической работы ориентирована на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:

определять приоритетные направления инноваций;

отбирать содержание инновационной деятельности;

проектировать реализацию содержания инновации через применение современных педагогических технологий;

описывать критерии оценки образованности детей по результатам инноваций.

Общая направленность работы состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Цель работы — создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ, как одно из условий повышения качества образования.

В ДОУ и мастера педагогического труда, и молодые, неопытные педагоги, проводится на диагностической основе разноуровневая, дифференцированная методическая работа. Разноуровневая система методической работы предусматривает индивидуальный, дифференцированный подход к образовательной деятельности педагогов. Все педагоги – люди разные, с разным уровнем профессиональной компетентности, педагогического мастерства, творческого потенциала. В Составление групп происходит по разным направлениям исходя из методической темы, состава педагогов. Дифференцированный подход к работе с педагогами проводится по следующим критериям:

— по степени креативности (способности к творчеству);

— по уровню профессиональной компетентности: теоретическая компетентность;

— по уровню профессионального мастерства.

Дифференциация педагогов по уровню педагогического мастерства осуществляется по следующим группам:

— группа педагогов высокого педагогического мастерства, работающих на доверии, самоконтроле;

— группа педагогов, совершенствующих своё мастерство, деятельность которых контролируется, изучается, им оказывается помощь по развитию педагогического мастерства;

— группа становления молодых педагогов, с которыми работают психолог, наставники. На каждого педагога в начале года составляется индивидуальный план работы. В течение года этот план реализуется при проведении определённых методических мероприятий, в процессе контрольно-аналитической деятельности, самообразования.

Интерактивные формы методической работы с педагогами разнообразны.

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является «Семинар-практикум» — особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель его проведения — обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруднений педагогов в практической деятельности.

Для творческого развития молодых воспитателей в процессе профессиональной деятельности возможна организация «Педагогическая мастерская», задачи, которой:

— способствовать обучению педагогов экспериментально проверять эффективность своей модели работы;

— разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений;

— поднять профессиональный уровень мастерства педагогов на новый качественный уровень;

— изучить опыт педагогов, работающих по данной проблеме творчески, и применить их опыт на практике.

Такая форма работы как «Мастер — класс», с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.

Для работы над проблемой может быть использована такая форма, как «Круглый стол», который организуется в том случае, если содержание проблемы предполагает множество различных точек зрения, разных аспектов рассмотрения.

«Мозговой штурм» может быть использован для решения проблемы, когда у педагогов есть все необходимые знания и нужно в сжатые сроки найти нетрадиционное, оригинальное, эффективное решение практически значимой проблемы. Смысл такой формы работы заключается в организации активного коллективного поиска решения проблемы путём сбора идей, предложений и последующего их анализа, выбора оптимального решения.

Более сложным видом активных методов обучения педагогического коллектива являются «Деловые игры», в которых формируются коммуникативные способности педагогов, умение общаться с воспитанниками и друг с другом, чётко организовывать воспитательно-образовательную работу с детьми, реализовывать поставленные цели и задачи.

Для начинающих педагогов действует «Школа молодого с воспитателя», цель, которой — способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений.

Задачи работы:

— ориентировать молодого педагога на применение современных технологий в работе с детьми, творческий поиск;

— стимулировать инициативу и творчество;

— формировать у педагога собственный взгляд на образовательный процесс;

— совершенствовать умение анализировать, критически оценивать свою работу, воспитывать ответственность за неё.

Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запросам, открывает возможность постоянного совершенствования.

Методическая работа имеет еще одно направление: она является очень важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров. Повышение квалификации педагогов ДОУ осуществляется совместными действиями различных структур. Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышленников, выработку единого педагогического кредо. Зарекомендовала себя и такая форма как индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Это, несомненно, обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей

Оптимальность системы методической работы можно определить по реальным показателям конечного результата. По мнению К. Ю. Белой и др. общими критериями являются:

— критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;

— критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;

— критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием дифференцированного подхода. Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители — педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.

Зав. МБДОУ № 11 ________________Т. Д.Дробинко

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: